Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 18:06, курсовая работа
Цель данной работы дать понятие и краткую характеристику механизма правового регулирования.
Задачи моей курсовой работы:
Дать понятие и характеристику правовому регулированию
Раскрыть суть механизма правового регулирования
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………..........................................................4
1.1 Понятие правового регулирования как одного из видов правового воздействия…………………………………………………………………….. .4
1.2 Понятия и элементы механизма правового регулирования……..............6
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ И ЭФФЕТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГ УЛИРОВАНИЯ…………………………………..…….18
Понятие, виды правовых средств…………………………………….….18
2.2 Эффективность механизма правового регулирования………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31
Содержание
ВВЕДЕНИЕ .……………………………………………………………………...
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………........
1.1 Понятие правового регулирования как
одного из видов правового воздействия…………………………………………………
1.2 Понятия и элементы механизма правового регулирования……..............6
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЯ ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ И ЭФФЕТИВНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГ УЛИРОВАНИЯ…………………………………..…….18
2.2 Эффективность механизма правового регулирования………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..31
ВВЕДЕНИЕ
Право - многогранное явление, призванное
регулировать общественные отношения.
Его можно рассматривать с разных сторон.
В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры,
меры свободы и справедливости право в
большей степени характеризуется как
цель по отношению к обществу, приобретает
мощное социальное звучание.
Наряду с этим право можно оценивать и
как средство для разрешения практически
значимых задач общества, для удовлетворения
интересов людей. Данный подход в юридической
науке называют инструментальным, в рамках
которого и исследуются правовые средства.
Как и многие юридические понятия, правовые
средства сначала анализировались на
отраслевом уровне - в сфере гражданского
права, где рассматривались в качестве
юридических способов решения субъектами
соответствующих задач, достижения своих
целей. Вместе с тем проблема правовых
средств выступает, прежде всего, как общетеоретическая
проблема. В теории права под правовыми
средствами понимают институционные явления
правовой действительности, воплощающие
регулятивную силу права, его энергию,
которым принадлежит роль ее активных
центров. В самом общем виде правовые средства
- это все те юридические инструменты,
с помощью которых удовлетворяются интересы
субъектов права, обеспечивается достижение
поставленных целей. Эти цели могут быть
различны, но, в конечном счете, они сводятся
к справедливой упорядоченности общественных
отношений. [4]
Цель данной работы дать понятие и краткую характеристику механизма правового регулирования.
Задачи моей курсовой работы:
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Понятия правового регулирования
Человеческое общество характеризуется той или иной степенью организованности, упорядоченности. Это вызвано необходимостью согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей.
В целях достижения такого согласования осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку , так и внутренним. На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.
К средствам социального регулирования относят, прежде всего, социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные, обычаи. А также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права, специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Юрист должен понимать правовое регулирование как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.). Но для решения своих профессиональных задач юристу необходимо, прежде всего, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.
Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы должного в сферу сущего, в повседневную практическую жизнь человека и общества.
Изучение правовых явлений, подчиненное практическим задачам, ставит целью подготовить будущих юристов к пониманию регулятивной роли законов и других нормативных актов, индивидуальных решений, других правовых средств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из этих задач, можно сформулировать следующее определение. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.
Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели данного регулирования.
Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.
Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием. Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.
Выделение правового регулирования как целенаправленной, результативной, нормативно-организационной деятельности с помощью специфических юридических средств и способов имеет смысл в подготовки профессионалов-правоведов. [2]
1.2 Предмет правового
Право не может регулировать все общественные отношения, все социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, чрезмерной урегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки:
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями. Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте. Обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересован и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.
Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные отношения, требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений. [4]
1.3 Способы правового
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Сравнение выделенных в подпункте 1.2 групп общественных отношений достаточно очевидно свидетельствует о различиях между отношениями первой и отношениями второй и третьей группы. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во вторую и третью группы — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно и для отношений управления, например между органом государства, и подчиненным ему должностным лицом, и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, в частности, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы.
Метод централизованного, императивного регулирования базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий, например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью.
Второй способ — обязывание как предписание совершить какие-то действия, так, собственник жилого дома обязывается платить налоги.
Третий способ — запрет, например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно назвать применение мер принуждения, например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение. Этот способ относится к дополнительным, во-первых, потому, что представляет собой вид обязанности, а, во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение.