Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 22:31, контрольная работа
Описание работы
Методология - это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания .
Методология общей теории государства и права - это совокупность теоретических принципов, логических приемов и способов и специальных методов познания правовых явлений.
Метод науки - это приемы и способы, с помощью которых изучается предмет науки.
Под методом теории государства и права понимается совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется познание правовых явлений.
Для сегодняшнего дня характерна множественность методов - "методологический плюрализм" в познании государства и права.
Файлы: 1 файл
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Южно-Уральский
государственный университет
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
у
Кафедра Социальных дисциплин
и управления
Контрольная работа по дисциплине:
«История и методология юридической
науки»
Вариант№10. Методологический
плюрализм в исследовании правовых явлений
Выполнил: (ФИО)
Группы №
Проверил:
Номер регистрации: ___________
Дата проверки
____________
Оценка:____________/ __________
(словесным
обозначением)(подпись преподавателя)
Челябинск
2015
Методология - сложное явление.
Она понимается, во-первых, как наука о
методе; во-вторых, как система наиболее
общих принципов, подходов и методов, составляющих
основу для данной науки; в-третьих, как
совокупность приемов исследования, применяемых
в данной науке.
С точки зрения философии, методология
представляет собой систему принципов
и способов организации и построения теоретической
и практической деятельности, а также
учение об этой системе.
Долгое время отечественная
юридическая наука опиралась только на
один метод познания, что было обусловлено
историческими условиями и господством
единственной марксистско-ленинской идеологии.
В такой ситуации речь о методологии как
системе методов познания и учении о методах
не шла. Единственным признаваемым методом
был метод материалистической диалектики.
Требования этого метода состоят
в следующем:
· государство и право изучаются
в развитии конкретно-исторически;
· государство и право изучаются
в неразрывной связи с факторами, которые
их обусловливают;
· государство и право изучаются
в связи с общественной практикой;
· государство и право определяются
экономическими условиями жизни общества.
Несмотря на принятую сейчас
повальную критику всех положений бывшей
советской науки, нельзя не признать, что
этот метод имеет и позитивные, и негативные
моменты. Этот метод остается в силе и
сейчас, он является философской основой
научных исследований.
Главный же минус этого метода
состоит в его догматизме, т. е. в том, что
он считался единственным и не допускающем
критики. При использовании метода главный
упор делался на классовую природу государства
и права.
В современных условиях ученые
оперируют не просто понятием метода науки,
а имеют дело с развитой системой этих
методов, строящейся на основе определенных
методологических принципов, что позволяет
говорить о методологии юридической науки.
Методология - единое многоструктурное
образование, поэтому все, что будет сказано
ниже о классификации методов, в полной
мере относится к методологии юридической
науки в целом. Специфичными для теории
государства и права являются лишь специально-юридические
методы.
Итак, методология - это теоретическое
обоснование используемых в науке методов
познания окружающей нас действительности,
учение о научном методе познания .
Методология общей теории государства
и права - это совокупность теоретических
принципов, логических приемов и способов
и специальных методов познания правовых
явлений.
Метод науки - это приемы и способы,
с помощью которых изучается предмет науки.
Под методом теории государства
и права понимается совокупность приемов
и способов, при помощи которых осуществляется
познание правовых явлений.
Для сегодняшнего дня характерна
множественность методов - "методологический
плюрализм" в познании государства
и права. Впервые понятие методологического
плюрализма в науке дал выдающийся русский
ученый И.А. Ильин в своей работе "Понятие
права и силы", написанной в 1910 г. Он
писал, что нет единого, универсального
способа изучения права, который бы вытеснил
и заменил все остальные, сделал их ненужными.
Методологический плюрализм
- важнейшая предпосылка получения достоверного
знания. Изучая государственно-правовые
явления с помощью различных методов одновременно,
мы имеем возможность сравнить полученные
результаты, выявить повторяющиеся закономерности,
увидеть эти явления с разных точек зрения,
следовательно, избежать однобокости
получаемых выводов. Право и государство
- очень сложные явления, и получить о них
достаточно полное представление можно,
только исследовав их с разных сторон,
в разных аспектах. Именно для получения
полной картины какого-либо явления используется
методологический плюрализм как основа
любого серьезного научного исследования.
В философском смысле плюрализм
опирается на концепцию множественности
духовных сущностей, лежащих в основе
мира, что составляет символ веры платонизма.
В политических учениях плюрализм служит
отправной точкой для различных реформистских
теорий общественного устройства и отражает
реальную полифонию взглядов и интересов
общества социальной стратификации. В
юридических словарях данный термин не
встречается, хотя плюрализм, как метод
построения правовой теории, стал широко
применяться в философии права. Учитывая
разноголосицу в среде правоведов почти
по любому вопросу теории и философии
права, можно утверждать, что плюрализм
стал одним из методов анализа и правосознания
как явлений социальной жизни и культуры.
Но плюрализм вошел не только
в идеологию права, но и стал реальным
содержанием как материального, так и
процессуального права. Благодаря ему
достигается как особая гибкость права,
так и дискуссионность правотворческой
и правоприменительной практики. Достаточно
указать на широко распространенную поливариантность
(многозначность)правовых норм, из которой
Ф. Энгельс в свое время сделал вывод о
том, что благодаря плюрализму право стало
официальной идеологией буржуазии, которая
по своей социально-экономической сущности
и представляет единство противоречий,
обусловленных ее ролью в системе производства
и распределения. Поэтому гражданское
право в условиях рыночной экономики выдвигается
на первый план и даже главенствует в некоторых
других отраслях права, приспосабливая
их к методу гражданского регулирования.
А в советской одноукладной экономике
и однопартийной системе гражданское
право играло скромную роль хозяйственного
права. Проникновенние норм гражданского
права в сферу действия других отраслей
права также свидетельствует в пользу
факта тотального взаимопроникновения
правовых доктрин, систем и методик. Поэтому
можно констатировать, что плюрализм стал
базовым методом правовой теории.
А вот в древних памятниках
права господствует однозначность, одномерность
правового пространства и времени, или
же плюрализм присутствует в них в зародышевом
состоянии, что отражает большую однородность
структуры общества и социально-экономической
деятельности. К примеру, в законах царя
Хаммурапи все нормы однозначны, что, кстати,
позволяло выдавать их за божественные
заповеди, чуждые плюрализма. Современное
гражданское право вывести из «законов»
(заповедей) Моисея весьма проблематично,
а административное – просто невозможно.
«Небо» «земля» окончательно разошлись
в правовом пространстве и времени, а «божий
суд» ушел в прошлое. Поэтому все религии
ушли из области права в область морали.
В области права плюрализм предполагает
многовариантность решений одного и того
же вопроса. В административном праве
плюрализм имеет широкие пределы в форме
усмотрения должностного лица: в уголовном
праве плюрализм допускается в определенных
рамках. Например, ст. 158 УК предусматривает
широкий набор средств борьбы с кражей,
где наказывается не сам поступок, а более
всего его общественные последствия. Или
ст. 240, наказывающая за вовлечение проституцией,
тогда как сама проституция уголовной
ответственности не влечет. Плюрализм
стал средством либерализации законодательства,
когда за преступления, считающиеся тяжкими,
уголовное преследование, в лучшем случае,
заменено административным, или же отменено
совсем. Так, содомия, мужеложство и многое
другое декриминализировано, хотя эти
деяния какими были по социальной опасности,
такими и остались. Благодаря (или по вине)
плюрализма право не вписывается в классовую
теорию. Никто не обратил внимания, что
родоначальники марксизма-ленинизма,
будучи профессиональными юристами, свои
идеологические построения перенесли
на почву политики и морали, где плюрализм
легче свести к формуле «или-или», то есть
кто не с нами, тот против нас.
В области права это сделать
трудно, а подчас и невозможно. По этой
причине многие идеологические схемы
отвергались правом и оно, по сути, принимает
общечеловеческий характер. Плюрализм
в праве выступает всеобщим уравнителем
социальной разнородности. Благодаря
ему были отвергнуты все формы социального
неравенства, признаваемые юридически.
Сейчас право стоит перед задачей, как
устранить последнее неравенство – имущественное:
несомненно, решение будет найдено, ведь
право – неутомимый борец с неравенством
и дискриминацией, вечный уравнитель.
История права доказывает это. Об этом
убедительно говорил Президент РФ В.В.Путин,
стремясь инициировать, подтолкнуть развитие
многопартийной системы в стране: «До
тех пор, пока не будет реальной многопартийности,
люди будут выбирать между более приятными
людьми, а не между политическими взглядами
и планами развития страны и региона».
С учетом того, что право можно определить
как юридическое оформление политических
решений, плюрализм политический как бы
получает инобытие в системах и нормах
права, то есть в плюрализме юридическом.
Благодаря плюрализму право никогда не
превращается в замкнутую узкоклассовую
систему, но почти всегда выражает в явной
или скрытой форме идею социального сотрудничества
и бесклассового общества. Но в отличие
от разрушительных революций право созидательно.
«Мне бы хотелось, - подчеркивал В.В.Путин,
чтобы власть в стране была сбалансирована,
чтобы она функционировала эффективно
и эффективно решала задачи, которые перед
ней ставят граждане нашей страны, была
бы более чувствительной к нуждам людей.
Надеюсь, что мы сможем сделать серьезный
шаг в этом направлении».
Можно попытаться логически
предположить этот шаг с точки зрения
соотношения формальной и реальной возможности.
Плюрализм основан на их диалектики, поэтому
в нем все правоподобно, и в то же время
не все может реализовываться на практике.
В плюрализме переплетаются прошлое, настоящее
и будущее, и дело науки – разбираться
в этом, уметь отличать возможности реальные
от абстрактных, до реализации которых
дело вообще может не дойти. А основа такого
различения рождается в общественной
полемике, в философии права. «Мы не можем
решить стоящие перед страной и президентом
задачи без серьезного публичного обсуждения,
причем на самых разных площадках, всех
важных для страны идей; этого обсуждения
невероятно не хватает», - считает социолог
Д.Донурей. «Наше телевидение глупеет
с каждым днем, - вторит ему другой автор,
- а ведь там, где есть свобода, люди чувствуют
себя намного лучше и спокойнее, им проще
жить, проще приспосабливаться к проблемам
или их решать. У нас в стране много сейчас
издается ненужных законов». В конечном
счете, приведенные мнения говорят о плюрализме,
точнее о максимальном использовании
потенции плюрализма. Некоторое недовольство,
видимо, вызвано ущемлением плюрализма,
который стал сводиться к праву человека
иметь свое мнение. На самом деле, здесь
важнее свое мнение вынести на суд общественности.
А этой возможности у граждан фактически
нет, так как общественные формы плюрализма,
- средства массовой информации, - выполняют
роль пропагандистского рупора государства
или отдельных кланов. Ст. 13 Конституции
РФ утверждает, что никакая идеология
не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной.
В интересах конституционного
принципа плюрализма следует отдать всю
идеологическую работу политическим партиям
и корпоративным сообществам гражданского
общества.
Список использованной литературы.
- Алексеев С.С. Теория государства
и права. Учебник для ВУЗОВ, 3-е издание, 2005 г. , 458 с
- Земченков Н.Ф. Правовой смысл принципа плюрализма.
- http://studopedia.org
Информация о работе Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений