Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 19:12, реферат
Теория государства и права – наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи. Предметом теории государства и права является изучение возникновения, закономерности возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов объективных свойств государства и права, которые отличаются от других социальных явлений. Как и всякая наука, теория государства и права должна изучаться и, как любая другая наука, она изучается путем методов, которые формируются в ходе её исторического познания.
Всеобщий философский метод
Общенаучные методы
Специальные методы
Частноправовые методы
Список использованной литературы
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Реферат
Методология общей теории права
Выполнил:
курсант 1 курса, 8 группы,
военного факультета БГУ
специальности «Правоведение»
очной формы обучения
Федорук Артем Владимирович
Минск
2013
Теория государства и права – наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии, взаимосвязи. Предметом теории государства и права является изучение возникновения, закономерности возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов объективных свойств государства и права, которые отличаются от других социальных явлений.
Как и всякая наука, теория государства и права должна изучаться и, как любая другая наука, она изучается путем методов, которые формируются в ходе её исторического познания.
Методология это совокупность методов, принципов, способов познания, направленных на получение истинных (объективно отражающих действительность) знаний. Если говорить простым языком, то термин «методология» означает систему всех тех методов, которые используются данной наукой. Изучение методологии теории государства и права актуально теоретически и практически. Теоретической актуальностью является факт, что в основе любого метода должна лежать теория. Без теории любой метод будет беспредметным, а сама наука окажется бессодержательной. Истинную научную картину предмета познания может создать только та теория, которая имеет в своем наличии объективный метод познания.
Применение методов теории государства и права к нынешним государственным и правовым институтам, нормам права, законам лишь доказывает их практическую актуальность. Только правильный выбор, а главное, использование метода обеспечивают положительные результаты и указывают на научную корректность теории. Как отметил английский историк и социолог Г. Бокль, "во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены".
Метод познания — система приемов и способов изучения государственно-правовой действительности. Однако не стоит думать, что любой способ изучения может стать методом. К методам познания предъявляются определенные требования, которым те должны следовать:
Тем самым мы видим, что метод объективен, но одновременно метод познания и субъективен, так как в основе своей определяется подготовкой исследователя, его опытом и т.п.
Методология общей теории государства и права – это основные принципы, подходы, способы, средства познания права, а также учение о методах в их единстве и разнообразии, включающем мировоззренческую позицию.
В познании общества и права современная методология характеризуется тем, что она отрицает монополизм, то есть является плюралистичной; направляется гуманистическими взглядами; отличается свободомыслием.
Методологический набор общей теории права и государства достаточно сложен. Он включает в себя множество различных по общности и познавательным задачам методы. К ним относят:
Однако не стоит считать такое деление устойчивым. Оно является относительным, так как при группировке методов на общие и частные некоторые правоведы относят анализ и синтез к одной группе, другие – к другой.
Всеобщий философский метод
Всеобщий философский метод можно также назвать универсальным. Альберт Семенович Пиголкин считает, что «философские методы составляют методологическую основу теории государства и права, охватывают всю область научного познания и используются всеми науками без исключения». Мы можем выделить некоторые аспекты методологической роли философии:
Важными в философском методе являются законы диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания) и метафизики, однако основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы, а также принципы мышления, к которым относятся:
Метафизика – это такой метод философского познания, который признает вещи и явления неизменными и не рассматривает их как взаимосвязанные элементы. Метафизика отрицает саму возможность саморазвития предметов и явлений. Однако использование метафизики в теории государства и права достаточно обоснованно, так как для подробного изучения многих явлений требуется выделение изучаемого объекта от других. К примеру, мы, не отрицая связи между нормами права и другими нормами социальными, мы можем изучить их подробнее, только вычленив их из общей массы. Метафизика рассматривает государство и право как вечные, неизменяемые и неизменные институты.
В противовес метафизике выделяют диалектику. Диалектика трактуется философией как учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творческого, познающего мышления. В отличие от метафизики все государственно-правовые явления рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью; изучаются не в статике, а в динамике. Диалектика делится на материалистическую и идеалистическую. Сторонники идеалистической диалектики связывают государство и право с неким объективным разумом (их еще называют объективными идеалистами), либо же с сознанием, личными эмоциями, переживаниями человека (мнение субъективных идеалистов). Субъективные идеалисты утверждают, что развитие государства и права определяют не внешние социальные или экономические факторы, а внутреннее духовное начало, заключенное во всех индивидуумах.
Традиционно, самой распространенной считается материалистическая диалектика. Материалистическая диалектика (она же диалектический материализм) связывает возникновение государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе, например, появлением частной собственности и разделением общества на классы. Ученый-юрист, который придерживается метода диалектического материализма, должен придерживаться принципов объективности и всесторонности познания, исторического и конкретно-исторического подходов.
Принцип объективности определяется как принцип, который не обязывает ученого в процессе познания изучать предметы такими, какими они существуют на самом деле. Ученому, занимающемуся познанием, необходимо рассматривать государство и право в процессе их многолетнего развития, в его связях и отношениях, уметь различать замыслы и побуждения политиков и юристов от действительной направленности законодательства, которое обусловлено, в результате, экономическими отношениями общества. Для полного и правильного раскрытия сущности государства и права крайне важным является и принцип всесторонности познания. Государство и право всегда находятся во взаимной связи со всеми надстроенными и базисными явлениями. Если какие-либо из данных связей останутся неизученными, то это может повлечь за собой неточное и, в некоторых случаях, неправильное понимание сути государства и права. Для исследования сущности государства и права необходимо рассматривать и изучать их связи и отношения не только в современное время, когда они существуют в том виде, в котором мы их знаем, но и связи и отношения прошлого, какими они были на разных этапах развития государства и права. Только это может позволить нам изучать их объективно и, возможно, не допускать в их познании тех ошибок, которые были допущены в прошлом, чтобы совершенствовать современную теорию государства и права в правильном направлении.
Общенаучные методы
Общенаучные методы – это такой способ изучения государства и права, при котором методы охватывают научное познание не полностью, а применяются лишь на отдельных его этапах тогда, когда нужно их применение. К общенаучным методам не только методы, созданные теорией государства и права, но и методы, возникшие в других, общественных и естественных, науках. Например, к ним мы можем отнести синтез, анализ, индукцию, дедукцию, системный и функциональный подходы, социальный эксперимент.
Анализ – такой метод, при котором ученый, изучающий что-либо, мысленно «расчленяет» предмет изучения на отдельные, составные части, и старается изучить их в полной мере в раздельности. Как прием научного мышления выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Анализ и синтез дополняют друг друга и взаимно проверяют. Наилучшим доказательством истинности какого-либо научного положения будет сравнение и дальнейшее соответствие результатов исследований, произведённых аналитическим и синтетическим методами.
Синтез – такой метод, который объединяет различные части изучаемого предмета в единое целое, что отличается от его антипода – анализа, где данные части появляются в результате разложения целого. В паре с анализом, синтез помогает изучить связи между изучаемыми явлениями в полной мере. Синтезируя отдельные аналитические элементы государства и права, мы можем получить представление о государстве и праве в целом.
Индукция – метод, который в юридических науках трактуется как способ выявления общих закономерностей на основе частных, отдельно наблюдаемых элементов. Такой метод заключается в изначальном познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которых потом делаются общие выводы и обобщения. Как пример, мы можем представить выявление признаков государственного органа: изучив их, мы можем сделать объективный вывод о том, что такое и как функционирует орган государства. Сформулировав понятие органа государства, мы можем пойти дальше и сделать новый, более обобщенный вывод о том, чем является механизм государства (совокупность государственных органов).
Дедукция. Посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности теории государства и права. Затем, постепенно разделяя их на группы, им дается научная оценка. Так, мы можем начинать познавать право с изучения его общих признаков, затем использовать анализ отрасли права как наиболее крупное структурное подразделение системы права, после чего выявить конкретные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, в конце концов, завершить этот процесс исследованием правовой нормы и ее структуры.
Системный подход заключается в том, что объект исследования изучается как система, в которой выявляются и изучаются всевозможные связи в исследуемой системе. Данный метод исходит из того что система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов; она образует единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой систему более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.
С системным подходом тесно связан функциональный метод, который используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других государственно-правовых явлений.
Специальные методы
Общие методы не в состоянии раскрыть всю сущность государственно-правовых явлений. И потому на помощь общим методам приходят методы специальные: методы, которые пригодны для изучения лишь определенных сторон изучаемого объекта. К специальным методам мы можем отнести, конкретно-социологический метод, метод правового моделирования, математический, кибернетический и т.д.
Конкретно-социологический метод может быть эффективно использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов. Данный метод позволяет не только глубоко подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Недостаточно лишь определить общие положения, принципы, особенности и тенденции развития права и государства. Нужно знать, как именно это все действует в реальных отношениях.
Такие приемы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент и т.п., используются в рамках конкретно-социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений. Метод требует, чтобы предлагаемые научные рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными, препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность, социальную значимость и последствия решений в области права и государства.
Одним из методов выступает правовое моделирование, исходящее из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия. Поэтому, зная характеристики одного из них, можно с достаточной определенностью судить о другом.