Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 03:23, курсовая работа
Цель и задачи исследования - анализ jметодологических проблем теории государства иj права как науки.
Задачи исследования jвытекают из jпоставленной цели:
- изучить понятие jметодологии теории jгосударства и права;
- рассмотреть jпринципы и классификацию jметодов научного исследования;
Введение
Глава 1. Понятие и классификация методов научного исследования
1.1. Понятие методологии теории государства и права
1.2. Принципы и классификация методов научного исследования
Глава 2. Виды методов научного познания
2.1. Всеобщие методы
2.2. Общенаучные методы
2.3. Специальные методы
2.4. Частнонаучные методы
Заключение
Список использованной литературы
Существуют теории, jпредставляющие государствоj и право явлениями постоянными (они jсуществовали, существуют иj будут существовать вечно) и неизменными, jглубоко не связанными друг jс другом и иными общественнымиj явлениями (метафизические ученияj о государстве и праве). Религиозныеj теории отвергают саму jвозможность познания государства и права (агностицизм), jутверждают примат верыj над разумом. Каждому из этих методов присущи своиj законы, принципы, jкатегории.
Методологической jосновой теории государстваj и права является философия, представляющая jсобой развитую формуj мировоззрения на основе рационального jобъяснения мира и человека. jФилософия изучает наиболее общие законы jразвития объективного jмира, человеческого общества и мышления, jпозволяет проникнуть за jвнешнюю видимость явлений общественной jжизни, увидеть их связи и jвзаимосвязи, познать их сущность, законы которые jуправляют ими. Как jмировоззрение философия вырабатывает идеальныеj модели развития обществаj и человека, а также пути их jосуществления. Она раскрываетj смысл человеческого бытия, очерчивает ценностные jпараметры политического, правового, нравственного, эстетическогоj и научного отношения jчеловека к миру.7
Принципы jфилософии реализуютсяj посредством различных общих, специальных, частных jметодов. Философский j (всеобщий) метод оставляет при этом большую свободу jдля выбора и использованияj конкретных, в том числе общенаучных, методовj с учетом специфики предмета jисследования, поставленных задач, уровняj самой науки. Но не всегдаj можно понять, о какой философии, о какомj мировоззрении идет речь. jЕсли о любом, о мировоззрении вообще, j то говорить о всеобщем, jедином, действительно научном философском методеj познания неj приходится.
В последнее время отдается должное диалектико - материалестическому jметоду. Признается, в jчастности, что понятийный и категориальный аппарат, jвыбранный философией, j выступает адекватным отражением всех открытых и jпознанных свойств jматерии (именно материи!), всех существующих в jдействительности явлений, j включая такие сложные и многогранные, j как государство и право. Только jполагаясь и опираясь на этотj аппарат, на философские понятия и jкатегории, можно идти от более общего, j первоначального представленияj о государственно-правовой материи к jменее общему, углубленномуj представлению о ней.8
Достаточно jопределенным является мнение о том, j что если бы не было догматизации иj вульгаризации диалектико-материалистического метода, в его использовании не jбыло бы ничего jпредосудительного. Ведь в рамках этого jметода государство и право рассматриваются как развивающиеся, jдинамические социальные институты. Причиныj их развития коренятся в материальных условиях жизни общества. Противоречивый jхарактер развития также признается jматериалистической диалектикой. Следовательно, jпроблемы методологии jюридической науки надо решать не путем отказа отj диалектико-материалистического jметода, а очищая его по мере jнеобходимости от догматизмаj и вульгаризации9.
Сегодня можно jговорить о том, что, вульгаризации, jто догматизма, общая теория государства jи права усиливает jсвою диалектико-материалистическую jметодологию. Она все ширеj привлекает в свой методологический jматериал имеющиеj диалектико-материалистическую природу приемы исследования, jиспользуемые политологией, jсоциологией, психологией, jкибернетикой иj другими науками.
Диалектико-материалистический jметод характеризуетсяj двумя основными чертами:10
Метод jматериалистической диалектики, jсоединяя диалектический подход к познанию jокружающего мира с jего материалистическим пониманием, является наиболееj эффективным способом изучения политических и правовыхj процессов.
Применительно к jгосударству и праву jматериалистический подход означает признание того, чтоj глубинным источником ихj возникновения и развития является jэкономический базис общества, j т.е. производственные отношения, обусловливающиеj появление классов, иныхj социальных слоев, их видоизменение, jстирание различий jмежду ними, формирование социально jоднородного гражданского общества. Диалектическийj подход означает рассмотрениеj государства и права вj непрерывном историческом развитии, jвзаимодействии, как jмежду собой, так и с другими социальными явлениями, а также jпризнание того, что их развитиеj происходит вследствие присущих им внутренних jпротиворечий как социального, jтак и политико-правового jхарактера.
Основные jтребования диалектико-материалистического
Так использование jзаконов и категорий материалистической диалектики при исследовании государства и права jпозволяет выяснить происхождение, сущность и jсоциальное назначение государства и права, определить формы их jсуществования, закономерностиj функционирования и развития и на этой основе jсформулировать рекомендации по их совершенствованию, j прогнозировать их исторические перспективы12.
Противоположным мировоззренческим подходом jк научным исследованиям государства jи права отличается jидеалистический метафизический метод. Идеалистическийj он потому, что исходит jиз определяющей роли jсознания (его «первичности») в отношении возникновения иj развития государства и права.
В результате jтакого подхода к исследованиюj в качестве решающих факторов вj становлении и развитии jгосударства и права (в зависимости от той или иной jидеалистической концепции) признаютсяj религиозные, нравственные, политические, j этические, национальные и даже психологические jустановки личности. Этот метод jметафизический, поскольку рассматриваетj государство и права как jявления, неразрывно между собой не связанные, не jобусловленные всем ходомj общественного (прежде всего экономического) j развития, к тому же jлишенные внутренних противоречий, предполагающих jих постоянное, объективноj обусловленное развитие.
Методологической jосновой юридических jисследований могут служить и иныеj философские направления: неокантианство, неогегельянство, определенная религиозная jидеология, позитивизм, экзистенционализм, утилитаризм и т.д.
При использованииj различных приемов сбора, jобработки, осмысления научной информации, так называемые частнонаучные методы исследования – это правила, j приемы, способы непосредственного получения jконкретного знания. Они многообразныj и зависят от уровня и направленности процессаj исследования.
2.2. Общенаучные методы
Общенаучные jметоды – это приемы, которые не охватывают всего научного jпознания, а применяются лишь на отдельных jего этапах, в отличие от всеобщихj методов.13
Анализ дает возможностьj установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее jэлементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и jпризнаков государства и права. Формализация позволяет систематизировать, уточнитьj и методологически обосновать содержание теории jгосударства и права, выяснить jхарактер взаимосвязи ее различных положений, выявитьj и сформулировать еще не решенные проблемы.
Процесс исследования протекаетj здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, j познание права можно начинать с изучения его jобщих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу jотрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства под jотраслей и институтов права и, наконец, завершить jэтот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей jсистемы права) и ее структуры14.
Исторический jметод характеризуетсяj конкретно – историческими, историко-эмпирическимиj формами материалов.
Логический метод – абстрактно-теоретическими формами. Обобщенным отражением jисторического аспекта вj рассмотрении вопросов государства и права является jлогическое.
Это тот же исторический способ, толькоj освобожденный от его формы и случайностей, jкоторый позволяет выявить jв историческом процессе наиболее существенное, jзакономерное и выразить вj научных категориях15.
В юриспруденции уже jимеются попытки применить jсинергетику в объяснении права и государства. Впервые jоб этом заговорил профессор Венгеров17, широко привлекавший jданные других наук к решению проблем право - и jгосударствоведения.
2.3. Специальные методы
Специальные методы разрабатываются в рамках отдельных специальных наук и широкоj используются для изучения jгосударства и права.
Специальнымиj методами являются jтакие как:18