Следовательно, суть соотношения
убеждения и принуждения состоит
в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению
одних и тех же целей.
Главное заключается
в том, что государство, органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления
осуществляют не карательную, а творческую,
созидательную деятельность, и именно
в этом ключ к пониманию сущности и назначения
убеждения и принуждения в современном
обществе13.
В качестве основного
метода своей деятельности государство,
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления используют убеждение
граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения
Конституции РФ, законов и иных правовых
актов Российской Федерации. Однако в
условиях, когда совершаются правонарушения,
возникают различные угрозы гражданам,
обществу и государству, органы государственного
управления, их должностные лица и другие
полномочные государственные служащие
вынуждены принуждать к соблюдению правовых
норм лиц, нарушающих существующий порядок.
При воздействии на сознание
людей путем убеждения у личности
создаются внутренние моральные
стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение
же заставляет гражданина изменить свое
поведение в угодную для общества сторону,
поскольку оно связано с ограничением
некоторых прав и интересов лиц, совершивших
противоправные поступки, а также обеспечивает
предупреждение правонарушений со стороны
других граждан.
Таким образом, под содержанием
убеждения и принуждения следует
понимать систему мер, в которых
конкретизируется государственное
управляющее воздействие в целях
обеспечения должного или возможного
поведения субъектов административного права.
Содержание метода убеждения
весьма разнообразно и выражается в
воспитательной, организаторской и
пропагандистской работе, в разъяснении
решений, принимаемых органами государственной
власти, в широкой системе поощрений.
Убеждение далеко не всегда
оказывается достаточным средством
воздействия в отношении отдельных
лиц, нарушающих нормы поведения
в обществе. Поэтому государство,
защищая права и свободы граждан,
интересы общества, принуждает лиц, не
поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к
соблюдению порядка, устанавливает различные
виды ответственности за совершение правонарушений.
Убеждение при этих обстоятельствах перестает
быть единственным средством воздействия.
Возникает объективная необходимость
применения принуждения. При этом органы
государственного управления используют
принуждение в целях искоренения антиобщественных
явлений, охраны собственности, воспитания
дисциплины труда и организованности.
Принуждение обусловлено
объективными потребностями развития общества, является свойством
государственной власти, поскольку оно
- необходимый элемент всякой социальной
организации и "качество всякой власти".
Государственное принуждение
в зависимости от характера общественно
опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется
на физическое и психическое (угроза, страх
наступления неблагоприятных последствий).
Его цель - заставить конкретные субъекты
права соблюдать определенные предписания
или воздержаться от тех или иных действий.
Принуждение является методом, формирующим
состояние подчиненности субъектов, и
представляет собой властное веление
или прямое действие. Достижение желаемого
результата при использовании метода
принуждения осуществляется вопреки воле
субъекта, при его внутреннем, а подчас
и внешнем сопротивлении.
Государственное принуждение
опосредуется в праве, выступает
в форме правового принуждения
и выражается в конкретных принудительных
мерах, применяемых компетентными
государственными органами. К ним
относятся: меры юридической ответственности (уголовной,
административной, дисциплинарной, материальной);
меры пресечения и административно-предупредительные
меры принудительного характера (например,
таможенный досмотр, меры карантинного
характера, принудительное медицинское
освидетельствование).
В качестве непосредственного
объекта физического принуждения
выступают личность и материальное
положение юридического лица. Физическое
принуждение может выражаться в
конкретных мерах, т.е. в определенных
ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.
Принуждение характеризуется
рядом признаков. Оно является в
полной мере правовым, подчиняется
общим принципам права, применяется
на основе строгой правовой регламентации,
нормативного установления оснований,
порядка и процедуры реализации конкретных
мер принудительного воздействия. Тем
самым гарантируются права и свободы граждан,
интересы общества и государства.
Назначение принуждения
состоит в восстановлении социальной
справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений.
В этих условиях особое значение приобретает
неизбежность наказания. При этом принуждение
не имеет цели причинить нарушителю физические
страдания или унизить его человеческое
достоинство. Вместе с тем оно содержит
карательный и устрашающий элементы, которые,
однако, носят подчиненный характер и
направлены на предупреждение правонарушений,
воспитание и исправление лиц, их совершивших.
Заключение
Современная реформа
системы государственного управления
- это один из шагов в развитии очередного этапа Российского
государства. Она представляет собой непрерывно
развивающийся длительный процесс видоизменения
органов государственной власти, и в первую
очередь органов исполнительной власти,
института государственной службы, приведение
их в адекватное состояние с происходящими
процессами в обществе и политике.
Основным параметром
успешно проводимой реформы государственного
управления, определяющим его сущность,
являются грамотно поставленные цели
и задачи, определение функций
государства, государственного управления,
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, государственных
служащих и т.д.
На начальной стадии
этого процесса наблюдалась децентрализация
государственной власти с передачей значительного числа
полномочий на уровень субъектов РФ (1993
- 2000 гг.), затем - централизация государственной
власти, усиление роли Президента, выстраивание
так называемой вертикали власти при помощи
создания федеральных округов, реализация
функций государства происходила в значительной
мере с помощью федеральных органов исполнительной
власти (2000 - март 2004 г.), и, наконец, новый
этап - резкое уменьшение реализуемых
федеральными органами исполнительной
власти функций государства, их передача
на уровень субъектов Российской Федерации,
а также органам местного самоуправления
и саморегулируемым организациям или
вообще ликвидация отдельных функций
федеральных органов исполнительной власти
за их избыточностью (март 2004 - по настоящее
время).
Современный этап развития
нашего общества требует совершенствования
и повышения уровня государственного
управления. В законах и иных актах
государственных органов представительной
и исполнительной власти определены
конкретные пути улучшения государственного управления. К ним относятся: совершенствование
системы и структуры органов исполнительной
власти; четкое распределение компетенции
между представительной и исполнительной
властью; упрочение правовой основы управления
общественными процессами; внедрение
в управление новейших достижений науки
и техники; повышение роли науки в управлении;
улучшение дела подбора, расстановки и
воспитания кадров управленческого аппарата;
повышение профессионального уровня государственных
служащих; совершенствование форм и методов
работы аппарата управления; повышение
уровня дисциплинированности и организованности
в аппарате управления; всемерное укрепление
законности, борьба с коррупцией и взяточничеством
в сфере управления; оптимальное распределение
полномочий между органами федеральной
исполнительной власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации, между последними
и органами местного самоуправления, администрацией
муниципальных органов.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации: [от 12 декабря 1993 г.] // Российская газета. - 2009. - 21 января.
- Алехин А.П. Административное право
/ А.П. Алехин. - М.: Юнити, 2007. - 672 с.
- Арзамасов Ю.Г. О правовой природе актов государственного управления / Ю.Г. Арзамасов // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - № 5. - С. 22-24.
- Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной администрации / Д.Н. Бахрах // Журнал российского права. - 2006. - № 7. - С. 24-25.
- Бахрах Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.А. Старилов. - М.: Норма, 2006. - 340 с.
- Волкова Л.П. Установление предметов ведения и разграничение полномочий в системе исполнительной власти / Л.П. Волкова // Административное право и процесс. - 2009. - № 1. - С. 23-25.
- Грицай Г.И. Об административных регламентах органов исполнительной власти / Г.И. Грицай // Административное право и процесс. - 2009. - № 4. - С. 8-10.
- Дедов Д.И. Юридический метод: научное эссе / Д.И. Дедов. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 440 с.
- Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Ю.А. Дмитриев. - М.: Юстицинформ, 2007. - 450 с.
- Звоненко Д.П. Административное право / Д.П. Звоненко. - М.: Юстицинформ, 2007. - 450 с.
- Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. - М.: Питер Пресс, 2007. - 380 с.
- Игнатюк Н.А. Муниципальное право / Н.А. Игнатюк. - М.: Юстицинформ, 2007. - 430 с.
- Козлов Ю.М. Административное право / Ю.М. Козлов. - М.: Юрист, 2006. - 320с.
- Кудряшова Е.В. Вопросы правового регулирования государственного планирования / Е.В. Кудряшова // Журнал российского права. - 2009. - № 10. - С. 22-24.
- Лапина М.А. Реализация исполнительной власти в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / М.А. Лапина. - М.: Издательство Института проблем риска, 2006. - 450 с.
- Лахно П.Г. Теория и методология административно-правового управления реформированием / П.Г. Лахно // Предпринимательское право. - 2008. - № 4. - С. 5-9.
- Ливерский А.А. О некоторых теоретических предпосылках административной реформы / А.А. Ливерский // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 17. - С. 11-13.
- Мильшин Ю.Н. К вопросу о разрешительной деятельности органов исполнительной власти / Ю.Н. Мильшин // Административное право и процесс. - 2009. - № 1. - С. 8-10.
- Нарышкина С.Е. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / С.Е. Нарышкина. - М.: Контракт, 2006. - 470 с.
- Осинцев Д.В. Понятие и признаки методов административно-правового воздействия / Д.В. Осинцев // Юридический мир. - 2009. - № 3. - С. 11-13.
- Осинцев Д.В. Система и виды методов административно-правового воздействия / Д.В. Осинцев // Юридический мир. - 2009. - № 7. - С. 22-24.
- Попов Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. - М.: Юрист, 2006. - 450 с.
- Синюгин В.Ю. О нормативно-правовом обеспечении процессов государственного и муниципального управления реформированием в Российской Федерации / В.Ю. Синюгин // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 17. - С. 8-10.
- Сухарев А.С. Проблемы формирования понятийного аппарата в теории административного права / А.С. Сухарев // Административное право и процесс. - 2009. - № 3. - С. 18-20.
- Сухарев А.С. Реализация государственной власти. Особенности терминологии / А.С. Сухарев // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 3. - С. 22-24.
- Трегубова Е.В. Административные запреты в юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти / Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 7. - С. 23-25.
- Трегубова Е.В. Дозволения и запреты в административном праве / Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 5. - С. 11-13.
- Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе / Н.Ю. Хаманева // Административное право и процесс. - 2009. - № 5. - С. 8-10.
- Чернобель Г.Т. Институциональная детерминанта системы государственного управления / Г.Т. Чернобель // Журнал российского права. - 2008. - № 4. - С. 22-24.
- Шерстобоев О.Н. Поощрение в системе административно-деликтного законодательства (на примере иммиграционных правонарушений) / О.Н. Шерстобоев // Современное право. - 2008. - № 12. - С. 8-10.
1
Осинцев Д.В. Понятие и признаки методов
административно-правового воздействия
/ Д.В. Осинцев // Юридический мир. - 2009. -
№ 3. - С. 11.
2
Козлов Ю.М. Административное право / Ю.М.
Козлов. - М., 2006. - С. 156.
3 Атаманчук Г.В. Теория государственного
управления: курс лекций / Г.В. Аманчук.
- М., 2004. - С. 50.
4
Чернобель Г.Т. Институциональная детерминанта
системы государственного управления
/
Г.Т. Чернобель // Журнал российского права.
- 2008. - № 4. - С. 22.
5
Звоненко Д.П. Административное право
/ Д.П. Звоненко. - М., 2007. - С. 155.
6
Волкова Л.П. Установление предметов ведения
и разграничение полномочий в системе
исполнительной власти / Л.П. Волкова //
Административное право и процесс. - 2009.
- № 1. - С. 23.
7
Хаманева Н.Ю. Проблемы административно-правового
регулирования экономических отношений
на современном этапе / Н.Ю. Хаманева //
Административное право и процесс. - 2009.
- № 5. - С. 8.
8
Мильшин Ю.Н. К вопросу о разрешительной
деятельности органов исполнительной
власти /
Ю.Н. Мильшин // Административное право
и процесс. - 2009. - № 1. - С. 8.
9
Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной
администрации / Д.Н. Бахрах // Журнал российского
права. - 2006. - № 7. - С. 24.
10
Дедов Д.И. Юридический метод: научное
эссе / Д.И. Дедов. - М., 2008. - С. 119.
11
Бахрах Д.Н.. Административное право / Д.Н.
Бахрах. - М., 2006. - С. 119.
12
Алехин А.П. Административное право / А.П.
Алехин. - М., 2007. - С. 122.
13
Бахрах Д.Н. Поощрение в деятельности публичной
администрации / Д.Н. Бахрах // Журнал российского
права. - 2006. - № 7. - С. 24.