Межнациональные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий, взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту.
Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, языковыми, межконфессиональными и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1.ПОНЯТИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ…………………..6
1.1 Этнос и нация…………………………………………………………........7
1.2 Основные особенности межнациональных конфликтов………………10
1.3 Причины и факторы возникновения межнациональных конфликтов....12
1.4 Типология межнациональных конфликтов……………………………...16
2.МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………………………………..…………….…….19
2.1 Чеченский кризис……………………………………………………...….22
2.1.1 Предыстория…………………………………………………………….22
2.1.2 Война………………………………………………………………….....23
2.1.3 Пути урегулирования…………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….........28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..30

Файлы: 1 файл

межнациональные конфликты.docx

— 70.01 Кб (Скачать файл)

Исследователи, опирающиеся  на коллективные действия, концентрируются на ответственности  элит, борющихся с помощью мобилизации  вокруг выдвигаемых ими идей за власть, ресурсы. В более модернизированных  обществах членами элиты становились интеллектуалы с профессиональной подготовкой, в традиционных имела значение родовитость, принадлежность к улусу. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению – «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция  «столкновения цивилизаций»  С.Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддистской и православных культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Известна  также теория этнической границы, понимаемой как субъективно-осознаваемая и  переживаемая дистанция в контексте  межэтнических отношений. (П.П. Кушнер, М.М. Бахтин). Этническая граница определяется маркерами - культурными характеристиками, имеющими первостепенное значение для данной этнической группы. Их значение и набор могут меняться. Этносоциологические исследования 80х-90х гг. показали, что маркерами могут быть не только ценности, сформированные на культурной основе но и политические представления, концентрирующие на себе этническую солидарность. Следовательно, этнокультурный разграничитель (такой, как язык титульной национальности, знание или незнание которого влияет на мобильность и даже карьеру людей) заменяется доступом к власти. Отсюда может начаться борьба за большинство в представительных органах власти и все вытекающие из этого дальнейшие обострения ситуации.

 

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

 

1. национальный  состав региона конфликта (выше  его вероятность в смешанных  регионах);

2. тип  поселения (вероятность выше в  большом городе);

3. возраст  (крайние полюсы: «старшие-молодые»  дают более высокую вероятность  конфликта);

4. социальное  положение (выше вероятность конфликта  при наличии маргиналов);

5. уровень  образования (корни конфликта  гнездятся в массе невысокого  уровня образования, однако, следует  помнить, что идеологами его  всегда выступают отдельные представители  интеллигенции);

6. политические  взгляды (конфликты значительно  выше у радикалов).

Какими  бы причинами ни вызывались межэтнические  конфликты, они приводят к массовому  нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут  быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия, неудовлетворенность, вышедшая наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения  экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв  населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере  межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры  государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась  свободная федерация советских  народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине  и характеру происхождения могут  быть:

- социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

- культурно - языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

- этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);                                             

    - этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

- историческими (взаимоотношения в прошлом - войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

- межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

- сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Типология конфликтов

 

Известны  также различные подходы к  выделению отдельных типов конфликтов. Так, по классификации Г. Лапидус существуют:

  1. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне
  2. Конфликты внутри государства:                                             

     - Конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств;

             - Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения; 
               - Конфликты с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств (крымские татары); 
              - Конфликты, возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников.

          Конфликты, связанные с актами общинного насилия в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.

Один  из наиболее полных вариантов типологии  межнациональных конфликтов предложил  Я. Этингер:

1. Территориальные  конфликты, часто тесно связанные  с воссоединением раздробленных  в прошлом этносов. Их источник - внутреннее, политическое, а нередко  и вооруженное столкновение между  стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример - ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии; 
         2. Конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, отчасти в Приднестровье; 
         3. Конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов. Спор между осетинами и ингушами из-за принадлежности Пригородного района - яркое тому свидетельство; 
        4. Конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства. Например, стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств, при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР; 
         5. Конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществляемых в советский период. Это прежде всего проблема Крыма и в потенции - территориальное урегулирование в Средней Азии; 
        6. Конфликты как следствие столкновений экономических интересов, когда за выступающими на поверхность национальными противоречиями в действительности стоят интересы правящих политических элит, недовольных своей долей в общегосударственном федеративном «пироге». Думается, что именно эти обстоятельства определяют взаимоотношения между Грозным и Москвой, Казанью и Москвой; 
        7. Конфликты, в основе которых лежат факторы исторического характера, обусловленные традициями многолетней национально-освободительной борьбы против метрополии. Например, конфронтация между Конфедерацией народов Кавказа и российскими властями: 
        8. Конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территориях других республик. Таковы проблемы месхетинских турок в Узбекистане, чеченцев в Казахстане; 
         9. Конфликты, в которых за лингвистическими спорами (какой язык должен быть государственным и какой должен быть статус иных языков) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это происходит, например, в Молдове, Казахстане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРИМЕРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

В августе 2000 года в станице Клетской Волгоградской области поминки убитого на дискотеке Романа Лопатина переросли в сход, потребовавший выселить всех чеченцев и навсегда запретить их регистрацию, а затем и в поджоги чеченских домов.

В марте 2001 года в Ростовской области  казаки громили чеченское имущество  после массовой драки в селе Богородицкое.

21 апреля 2001 года в Москве около  200 человек устроили погром на  рынке в Ясеневе, разгромили  около 30 палаток. Пострадали 10 человек,  преимущественно торговцы из  Азербайджана.

Тут традиция временно сломалась: следующее  побоище произошло 30 октября. В тот  день на рынках у московских станций метро «Царицыно», «Каховская» и «Каширская» около 300 молодых людей, вооруженных металлическими прутьями, принялись избивать торговцев с Кавказа. Погибли 4 человека, пострадало свыше 80.

А 2002 год, казалось, и вовсе перенес  межнациональные бои на сезон  отпусков. В мае в райцентре  Частоозерье Курганской области произошла драка между русскими и чеченцами, в которой участвовало около 400 человек. В июле состоялись две крупные акции. В Угличе (Ярославская область) после убийства на сельской дискотеке 17-летнего Константина Блохина был сожжен дом, в котором жили чеченцы, а ОМОНу пришлось разводить колонны местных жителей и кавказцев, выстроившиеся на центральной площади. А в подмосковном Красноармейске молодежь избила несколько армянских семей и потребовала очистить город от инородцев после того, как в баре «Пальмира» пожилой армянин пырнул ножом 26-летнего Игоря Самолюка. Последнее ЧП стало поводом для создания ДПНИ, громко заявившего о себе в году в Кондопоге.

Впрочем, уже в 2003 году масштабное насилие вошло в привычный  сезонный ритм: 15 и 17 сентября в Нальчике произошли массовые драки местного населения с чеченскими студентами. Оба раза дрались 200-300 человек, пострадало более 50. Поводом стала ссора в  маршрутном такси, в ходе которой  несколько чеченцев жестоко избили местного жителя.

2004 год оказался мирным хотя  бы на бытовом уровне, но передышка  была компенсирована с лихвой. В марте 2005 года в Новороссийске  две сотни казаков разгромили  несколько армянских магазинов  и кафе, избив их хозяев. Поводом  стало ранение казака в происшедшей  накануне драке. 6 августа стенка  на стенку сошлись дагестанское  селение Мосхоб и чеченское село Новосельское, а 18 августа в селе Яндыки Астраханской области после убийства в массовой драке калмыцкого юноши 300 калмыков двинулись по селу, избивая чеченцев и поджигая их дома. Наконец, 23 сентября в Нальчике драка двух сотен местных и чеченских студентов вылилась в митинг с требованием выгнать всех чеченцев из города.

Но, по мнению экспертов, именно 2005 год  стал переломным в количественном и  качественном отношении. По данным информационно-аналитического центра «Сова», жертвами нападений на почве национальной и расовой ненависти стали 539 человек, 54 из них погибли. Правда, диаспоры считают эти данные сильно заниженными: по данным миграционной службы одного только Таджикистана, с начала года из России были доставлены тела 206 граждан республики. Из них 22 были убиты, причина гибели еще 60 не установлена. А глава таджикской диаспоры в России Кароматулло Шарипов заявил, что на самом деле в 2006 году было убито или умерло около 2 тысяч таджикских гастарбайтеров. В любом случае годом раньше итоги межэтнических стычек были скромнее - 461 подвергшихся нападению и 47 убитых, в спокойном 2004 году соответственно 258 и 46. Качественные перемены аналитики видят в демонстративности преступлений и использовании преступниками огнестрельного оружия и взрывчатки.

В июне 2006 года в Сальске (Ростовская область) ссора из-за девушки, вспыхнувшая на выпускном вечере у кафе «Разгуляй», переросла в драку русского и дагестанского парней один на один, потом в групповое избиение победителя, потом в массовую драку местных с пришлыми. Жертвы, как это бывает в кабацких и послекабацких драках, понесло местное население: 29-летнего Юрия Сарычева застрелили из карабина «Сайга». 9 июля горожане провели несколько митингов, первый из которых «осудил бездействие власти», второй, собравший 5 тыс. человек, постановил выселить всех кавказцев, а последние, осенние, митинги требовали уже отставки руководства Сальска.

21 августа 2006 года молодые националисты  взорвали бомбу на Черкизовском  рынке Москвы. Погибли 13 человек. 

30 августа 2006 года в городе  Кондопога произошла массовая  драка между местными русскоязычными  жителями и выходцами с Кавказа,  в результате которой два человека  погибли, еще шесть получили  травмы различной степени тяжести.  Драка спровоцировала массовые  беспорядки в городе, в ходе  которых толпа горожан, в основном  молодежи, разгромила ряд торговых объектов, принадлежащих «кавказцам». Беспорядки удалось подавить только с помощью ОМОНа.

10 сентября в саратовском Вольске  в ходе массовой драки армян  и русских получили ножевые  ранения четыре местных жителя, один из которых, Сергей Зяблин, скончался. После этого его  друзья и родственники устроили  охоту на армянских учащихся  колледжа мостов и гидросооружений. 

 

 

 

2.1 Чеченский  кризис

2.2.1 ПРЕДЫСТОРИЯ

Информация о работе Межнациональные конфликты