Многовекторная внешняя политика Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 20:26, реферат

Описание работы

Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества.
В настоящее время (2014 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные принципы внешней политики 4
2. Приоритеты и направления внешнеполитической5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 10

Файлы: 1 файл

Многовекторная внешняя политика Беларуси.docx

— 31.01 Кб (Скачать файл)

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный Университет «МИТСО»

Витебский филиал

 

Кафедра логистики

 

 

Реферат по теме:

Многовекторная внешняя политика Беларуси

 

 

 

Автор реферата: студент

Ковалевский Евгений Игоревич

Факультет экономики и права

Дневное отделение

3 курс, группа  № 1167з

 

 

 

 

 

 

 

                                           Витебск

                                             2014

                                СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

  1. Основные принципы внешней политики                                                        4 
  2. Приоритеты и направления внешнеполитической                                       5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений в целях оказания направленного влияния на иных участников международных отношений. Она определяется не абстрактными принципами, а конкретными интересами общества.

В настоящее время (2014 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из которых открыто 53 дипломатических представительства. В их числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при международных организациях, 6 генеральных консульств и 1 консульство. За границей также функционируют 12 отделений посольств Республики Беларусь.

Иностранные государства представлены в Беларуси 35 посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 12 представительствами. По совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87 иностранных диппредставительств.

Внешняя политика Республики Беларусь служит обеспечению благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны как основы поступательного роста благосостояния белорусского народа.

Беларусь осуществляет многовекторную внешнюю политику. Вместе с тем, объективная ограниченность внешнеполитических ресурсов диктует необходимость их концентрации на ряде наиболее важных направлений. Поэтому, на базе соотнесения собственных национальных интересов с оценкой международной ситуации и действий партнеров, в рамках многовекторности Республика Беларусь формулирует и реализует приоритетные направления внешней политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные принципы внешней политики

 

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

Глава государства последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы.

Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

Последовательность внешней политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере.

Задача укрепления экономики Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших приоритетов внешней политики экономическую дипломатию. Задача неуклонного наращивания экспортного потенциала страны была в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси на период 2001-2005 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологий.

 

2 Приоритеты и направления внешнеполитической деятельности

 

Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии – последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь – страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной право субъектности.

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь – последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ – свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

Беларусь уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции – стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ – противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ.

Естественным приоритетом внешней политики Республики Беларусь является Европейский союз. Беларусь готова к выводу взаимодействия с ЕС на качественно иной, полноформатный уровень, включающий конструктивное сотрудничество в политической сфере, и приветствует встречные шаги.

Взаимные объективные интересы в сферах трансграничного сотрудничества, стратегического транзита, энергодиалога, регионального партнерства, борьбы с преступностью, экологического и культурного взаимодействия служат дополнительным мотивом для выстраивания конструктивных отношений между Беларусью и Евросоюзом, а также отдельными его членами. Наиболее эффективно торгово-экономические связи развиваются с Германией, Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией, Италией, Францией, Бельгией.

Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Принимая во внимание накопленный опыт двустороннего взаимодействия, его значительный потенциал, Республика Беларусь приглашает США к конструктивному взаимоуважительному диалогу по всему спектру направлений взаимного интереса.

В качестве перспективных направлений внешней политики Беларуси выступают азиатский и африканский векторы. В основе их потенциала – созвучность позиций сторон по актуальной международной тематике, реальные договоренности и, зачастую, открытые симпатии к Республике Беларусь. Наработанные политические контакты наряду с экономическим ростом Китая, Индии, Вьетнама, других стран Юго-Восточной Азии создают предпосылки для наращивания торгово-экономического сотрудничества, успешной реализации национальных внешнеполитических задач.

Особое место в системе белорусских внешнеполитических приоритетов занимает Китай. Белорусско-китайские отношения приобрели отчетливые черты стратегического партнерства, подтверждая серьезную нацеленность сторон на долгосрочное обеспечение взаимных интересов по сему спектру вопросов двусторонней и международной повестки дня.

На качественно новый уровень вышли отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки. Активно выстраивается белорусско-венесуэльский диалог. Установление эффективного политического взаимодействия с другими ключевыми государствами региона – Бразилией, Аргентиной – позитивно отразилось на оживлении деловых контактов, совместной реализации крупных экономических проектов. Традиционно эффективно развиваются отношения с надежным партнром Беларуси – Кубой.

В результате углубления отношений с Азией, Африкой и Латинской Америкой, формирования дальней внешнеполитической дуги своих союзников и партнеров Республика Беларусь вышла на качественно новый уровень работы со странами мирового Юга.

Являясь одним из государств-основателей Организации Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, в сфере укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации имеющихся его арсеналов. Принципиальна позиция Беларуси в том, что именно ООН должна стать консолидирующим и координирующим центром по выработке стратегии и тактики действий международного сообщества в деле борьбы с международным терроризмом.

Озвученные Главой белорусского государства А.Г.Лукашенко на специальном пленарном заседании высокого уровня 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (2005 г.) инициативы о необходимости активизировать деятельность мирового сообщества по борьбе с торговлей людьми, о признании многообразия путей прогрессивного развития государств нашли отражение в Итоговом документе юбилейного Саммита ООН, резолюциях Генассамблеи и получили широкую международную поддержку.

Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности — торговлей людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы ООН и находит свою практическую реализацию.

Республика Беларусь – лидер в таких вопросах, как борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их ответственным участником, твердым противником распространения оружия массового уничтожения, инициатором резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.

Существенная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства-участника.

Республика Беларусь является полноправным участником Совета Евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира». Формулируя свои подходы к НАТО, Беларусь исходит из общепризнанного права каждого государства на коллективную оборону и вступление в союзы на основе свободы выбора. Интересам Беларуси отвечает пошаговое углубление практического взаимодействия с НАТО, прежде всего, в деле пресечения перемещения через белорусскую территорию контрабанды, нелегальных мигрантов, оружия, наркотических средств.

Информация о работе Многовекторная внешняя политика Беларуси