Модернизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:58, лекция

Описание работы

Модернизация – это целенаправленный процесс, постоянно инициируемый эффективным государством и устремленным в будущее бизнесом. Обновление отживших форм и методов, а также производственного аппарата хозяйствования, реализация новых возможностей экономики и общества в рамках предсказуемых ограничений, определяется решительностью, квалификацией и эффективностью правительства страны.

Файлы: 1 файл

презентациЯ.docx

— 15.81 Кб (Скачать файл)

Модернизация – это целенаправленный процесс, постоянно инициируемый эффективным  государством и устремленным в будущее  бизнесом. Обновление отживших форм и  методов, а также производственного  аппарата хозяйствования, реализация новых возможностей экономики и  общества в рамках предсказуемых  ограничений, определяется решительностью, квалификацией и эффективностью правительства страны

Таким образом, модернизация экономики  – представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы.

В общем случае модернизация экономики  может осуществляться не только разными  альтернативными путями, но и разными  способами с точки зрения определения  стратегии и масштаба намечаемых действий и изменений.

Выбор пути (один путь – модернизация экономической иерархической системы  сверху, другой – модернизация снизу) имеет принципиальное значение. От этого зависит степень участия  и воздействия государства на достижение задач и целей модернизации. В случае выбора первого пути –  роль государства сводится к жесткому регулированию, т.е. к перераспределению  валового внутреннего продукта в  его пользу, к концентрации в его  руках ресурсов, необходимых для  массовых инвестиций в реконструкцию  народного хозяйства, к выбору отраслевых приоритетов в направлении усиления администрирования.

Второй путь предполагает доминирующую роль низовых звеньев экономики  – предприятий и их корпоративных  объединений, рыночных сил, частной  инициативы. Роль государства в этом случае сводится к созданию условий  и институтов инициативного, самостоятельного и самоподдерживающегося хозяйствования предприятий.

Россия обладает опытом модернизации и по первому, и по второму пути. В силу долговременности переходной экономики, характерной для создавшейся  в России ситуации эти два пути следует разумно и рационально  сочетать: не дано времени на ожидание, когда государство и общество общими усилиями создадут эффективно действующие институты или модернизируют  существующие.

Государственное финансирование может  осуществляться как в прямой (государственное  финансирование науки, передовых технических  разработок, а также институтов коммерциализации инновационных продуктов), так и  в косвенной форме (налоговые  и иные льготы для различных субъектов  инновационной деятельности).

 

Российское государство определяет в качестве приоритетных задач следующие:

 ● переход от сырьевой к инновационной модели развития;

 ● проведение модернизации  промышленности;

 ● выстраивание цепочки от  идеи и разработки до конкретного  продукта.

 Инструментами такой политики  являются финансовая поддержка  научных разработок в виде  грантов, ссуд, субсидий; формирование  особых экономических зон, наукоградов, технопарков, центров трансферта технологий; создание госкорпораций, венчурного фонда и системы частно-государственного партнерства; меры в области налогового стимулирования и благоприятствования законодательства инновационным фирмам. К сожалению, на текущий момент к существенным изменениям в технологическом уровне экономики данные меры пока не приводят. в России доля затрат предприятий на разработки и модернизацию составляет 6%, тогда как в Японии и США — 70–75%, в Европе — от 25 до 65%.

Так какие же меры приняло государство  для стимулирования модернизации?

От уплаты НДС были освобождены  работы по НИОКР, связанные с разработкой  и внедрением инновационных технологий а также увеличен коэффициент амортизации основных средств, используемых для осуществления научно-технической деятельности. Кроме того, с 2011 г.

Минфин готов повысить ставку страховых  взносов не до 34%, а лишь до 32% и  сохранить льготную (14%) ставку этих платежей для компаний-экспортеров  программного обеспечения.

 Минэкономразвития, в свою  очередь, предлагает ввести специальный  налоговый режим для создаваемых  «инновационных центров». Они могут  быть освобождены от уплаты  налога на прибыль, на имущество  и землю. 

Будут введены трехлетние «налоговые каникулы» по уплате налога на имущество  для нового энергоэффективного оборудования. Компании, занимающиеся разработкой и внедрением инновационных технологий, могут получить налоговые «каникулы» на первые пять лет своей деятельности.

Кроме того, министерство предлагает ввести ускоренную амортизацию инновационного оборудования в течение не менее  чем двух лет по выбору компании и относить на издержки расходы компаний на НИОКР при постановке результатов  этих исследований на баланс.

Основные проблемы модернизации в  России

Высокий уровень коррупции, который  понижает инвестиционную привлекательность, ухудшает предпринимательский климат в стране, приводит к росту себестоимости  выпуска продукции 

Неразвитость инфраструктуры, что  приводит к росту расходов на транспортировку  и передачу информации.

Неадекватное для целей экономического роста налоговое законодательство, в котором отсутствуют инвестиционные льготы.


Информация о работе Модернизация в России