Монархия как форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Тема “Монархия как форма правления” интересна тем, что она многовековая. На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного (что верно лишь в принципе. В истории мировых монархий не редкость - соправительство, когда правят вдвоем. А в Риме (правда, кратковременно) правили одновременно даже пять императоров).

Содержание работы

Введение. Стр. 2.
Понятие и сущность монархии. Стр. 4.
Достоинства и недостатки монархии. Стр. 5.
Исторические разновидности монархий. Стр. 8.
Заключение. Стр. 19.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Юридическое отделение МГИЭТ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

Юридическое отделение  МГИЭТ – ТУ

Факультет социологии, экономики  и права МПГУ

 

Курсовая  работа.

Тема: Монархия как форма государства.

Выполнил: студент 1-го курса Смирнов Михаил Михайлович. Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор                         Борис Васильевич Леванов.

          Дата сдачи: 

Дата  рецензирования: 

Дата  защиты: 

 

 

                                       Оценка: 

 

 

Зеленоград, 2000 год.

 

 

План:

 

Введение.                                                                           Стр. 2.                                                                   

  1. Понятие и сущность монархии.                          Стр. 4.
  2. Достоинства и недостатки монархии.                Стр. 5.
  3. Исторические разновидности монархий.           Стр. 8.

Заключение.                                                                       Стр. 19.

Список литературы.                                                           Стр. 20.

          

Введение.

      Тема “Монархия как форма правления” интересна тем, что она многовековая. На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной власти. Первым из них был Аристотель. Он описал многие разновидности форм власти. Особое внимание из этих форм вызывает монархия – власть одного (что верно лишь в принципе. В истории мировых монархий не редкость - соправительство, когда правят вдвоем. А в Риме (правда, кратковременно) правили одновременно даже пять императоров). “Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть, при монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте”.1

      Монархия – одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления спор между ней и монархией продолжается.

      В чем заключается форма правления  монархии? “Монархия – форма  правления, где высшая государственная  власть принадлежит единоличному  главе государства – монарху  (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением”.2 Во всех монархических странах монарх является неприкосновенной особой.  

 С большими оговорками можно  выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней.  Исторически первой была раннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная, превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результате буржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована и заменена монархией конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: от дуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия является заключительной стадией развития этого института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность монархии.

  Монархия наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теории государства и права. Власть  монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

  Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

 В некоторых арабских  странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая  семья.

Другой важной формой правления  является регентство – временное  коллегиальное  или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.

Гораздо чаще нам  встречается родовая монархия, где  действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Особая разновидность  монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

 

  1. Достоинства и недостатки монархии.

 

Достоинства монархии.

Одним из главных  достоинств монархии является способность  сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

Одним из важных достоинств монархии является возможность  принятия оперативного решения в  тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

Еще одним важным достоинством монархии является способность  эффективно выдвигать наиболее талантливых  людей на руководящие посты. В  монархической системе эта способность  гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

 

Недостатки  монархии.

Главный недостаток династической монархии - случайность  рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала сосредоточив вокруг себя все величие. К. Валишевский пишет в романе о Екатерине II – “Победоносная за границами империи,  Екатерина внушала и внутри ея сперва уважение, за тем и любовь к себе”.3 Павел был полной противоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств”.4 Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла “запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.5

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к  выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.

Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами –аристократией или демократией.

 

 

 

 

  1. Исторические разновидности монархий.

Монархия как форма правления  весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим самые древние разновидности монархий.

Патриархальная  монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).

Патриархальная  монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса "Греческая мифология". Он пишет,  что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

Серьезность царской  жертвы, память о которой сохранялась  в сознании людей в течение  тысячелетий, наилучшим образом  подтверждает царская жертва, принесенная  Иисусом Христом - так она и  воспринимается в христианском богословии.

 

Сакральная  монархия.

Сакральная  монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она  нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава  патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая  история сакральных монархий привела  к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов  королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

 

Деспотическая монархия.

По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский  царь, армянский царь Древности и  Раннего Средневековья, а также  хан тюркской или монгольской  орды (выборный деспотический правитель).

 

Сословно-представительная монархия.

Их в истории  мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных  обществах, представляет собой  принцип  организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а  во второе - в воинское.

Напротив, в  западной традиции сословных обществ  монарх был надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

Точно так же в традиции Домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

Информация о работе Монархия как форма государства