Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:22, реферат
Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.
ВВЕДЕНИЕ
Форма государства как организация, устройство государственной власти в каждом отдельно взятом государстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтверждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.
На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Однo и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства.
К внутренним факторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение политических сил в стране, уровень культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределами страны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства от других государств.
Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и политические режимы.
Целью данной работы является
рассмотрение особенности монархии,
как формы правления
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.
1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.
Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства»1.
В современной отечественной
литературе, в том числе и в
учебниках по теории государства
и права, нередко подчеркивается,
что форма государства
Форма правления — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — это монархия и республика и их разновидности3.
Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и правовым положением высших органов государственной власти.
Существуют три формы правления.
Монархия представляет собой
определенную форму правления, когда
верховная государственная
Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.
Конституционная монархия существует в двух видах:
1) дуалистическая
2) парламентарная
Дуалистическая конституционная монархия предусматривали два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.
Парламентарная
конституционная монархия существует в том
случае, когда власть монарха ограничивается
одновременно в нескольких областях управления
государством: в области законодательства,
государственного управления, контроля
над правительством. Право назначения
главы правительства и министров сохраняется
за монархом только юридически и только
в соответствии с предложениями лидеров
партийной фракции, которые занимают большинство
мест в парламенте. Правительство государства
несет ответственность за свою деятельность
только перед парламентом.
Так, согласно ч. 2 ст. 1 Конституции Испании,
«носителем национального суверенитета
является испанский народ, источник государственной
власти». Статья 32 Конституции Люксембурга
гласит, что «суверенитет принадлежит
нации», а Великий Герцог осуществляет
его в соответствии с Конституцией и законами
страны. Статья 50 Конституции Нидерландов
указывает, что именно Генеральные штаты
(парламент) представляют весь народ Нидерландов.
В Конституции Бельгии (ст. 33) указывается,
что «все власти исходят от нации». Конституционный
закон «Форма правления» (§ 1 гл. 1) устанавливает,
что «вся государственная власть в Швеции
исходит от народа», что Риксдаг (парламент)
является «высшим представителем народа».
Все это говорит о том, что парламентарная
монархия не только не исключает народовластие,
суверенитет народа, но базируется на
нем, вовсе не предполагая двойного, дуалистического
суверенитета. О таком дуализме власти,
да и то с серьезными оговорками и в отдельных
случаях речь может идти применительно
к дуалистическим монархиям, в связи с
чем они так и именуются.
Парламентарные
монархии значительно более распространены
в современном мире по сравнению с абсолютными
и дуалистическими. Среди монархий их
подавляющее большинство. Это — Великобритания,
Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция,
Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды,
Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург
и др. «Политической формой испанского
государства является парламентарная
монархия», — гласит ч. 3 ст. 1 Конституции
Испании. Выше уже была приведена высокая
оценка места и роли короля в этой Конституции
(ст. 56). Вместе с тем в ней конкретно и подробно
определяются функции и права монарха
в условиях парламентарной монархии (ст.
62—65). В современной Испании король, оставаясь
главой государства, не является главой
исполнительной власти, не обладает правом
законодательной инициативы и правом
вето в отношении законов, принятых парламентом.
Конституция Люксембурга (ст. 51) устанавливает,
что «в Великом Герцогстве действует режим
парламентской демократии». В отличие
от парламентарной монархии в Испании,
эта же разновидность монархии здесь предусматривает,
что Великий Герцог является главой исполнительной
власти и обладает правом законодательной
инициативы, а Палате депутатов предоставлена
возможность направлять ему законопроекты.
Он же назначает и увольняет членов правительства,
определяет его состав, назначает судей
и т.д.
В Швеции
функции короля как главы государства
ограничены лишь чисто представительскими.
Он не обладает правом наложения вето
на решения парламента, даже формально
не является главой исполнительной власти,
не назначает правительство и не отправляет
его в отставку, не назначает судей и послов
и даже не обладает правом помилования.
«Управляет государством Правительство»,
которое ответственно перед Риксдагом
(парламентом), — устанавливает § 6 гл.
1 — одного из основных законов, входящих
в Конституцию Швеции — «Форма правления».
А § 1 гл. 5 ведет речь о том, что глава государства
лишь информируется премьер-министром
о делах государства. Особое место в ряду
парламентарных монархий занимают такие
страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия,
Ямайка и др., которые являются членами
Британского Содружества. Их формальным
главой является король (королева) Великобритании,
представляемый в этих странах назначаемым
генерал-губернатором. Практически же
правительства этих стран выдвигают эту
кандидатуру, а иногда генерал-губернатора
избирает парламент соответствующей страны.
Современные
парламентарные монархии предоставляют
достаточно широкие возможности для развития
демократии в их рамках, хотя и современные
абсолютные и дуалистические монархии
в той или иной мере модифицируются в направлении
демократизации под воздействием настоятельных
требований нашего времени. Это раньше
считалось, что монархия как таковая несовместима
с демократией. И в свое время это часто
было действительно так, хотя и при этом
нельзя не учитывать, что принципы конституционализма
и парламентаризма зарождались и сформировались
столетия назад в монархической Великобритании.
Сегодня же все наглядно видят, что парламентарные
монархии мало чем отличаются от республик
по уровню демократизма. В этом плане монархические
Великобритания, Испания, Бельгия, Дания,
Швеция или Нидерланды практически ничем
не отличаются от республиканских Франции,
Германии, Италии, Португалии или Финляндии.
Значительно большие различия в этом отношении
обнаруживаются между монархическими
и республиканскими странами, когда речь
идет не об индустриально развитых, а о
развивающихся странах.
Республика – это форма
правления, основанная на двух вариантах
формирования правительства: высшие органы
государственной власти избираются
или формируются
Республика может быть
президентской и
Президентская республика основана
на республиканской форме
Парламентарная республика
основывается на принципе первенства
власти парламента, правительство несет
полную ответственность за свою деятельность
перед парламентом. Также в данном
случае учреждена должность премьер-
Это можно представить в виде таблицы:
Таблица 1 - Две основные формы правления
Монархии |
Республики | ||
Конституционные |
Абсолютные, в том числе и теократические |
Президентские |
Парламентские |
см. таблицу "Страны с монархической формой правления" |
см. таблицу "Страны с монархической формой правления" |
США, Франция, Россия, Бразилия |
ФРГ, Индия, Италия, Израиль и др. |
Таблица 2 - Страны с монархической формой правления.
Материк |
Страна |
Тип монархии |
Европа |
Андорра |
княжество (КМ) |
Бельгия |
королевство (КМ) | |
Ватикан |
папство (АТМ) | |
Великобритания |
королевство (ПМ) | |
Дания |
королевство (КМ) | |
Испания |
королевство (КМ) | |
Лихтенштейн |
княжество (КМ) | |
Люксембург |
великое герцогство (КМ) | |
Монако |
княжество (КМ) | |
Нидерланды |
королевство (КМ) | |
Норвегия |
королевство (КМ) | |
Швеция |
королевство (КМ) | |
Азия |
Бахрейн |
эмират (КМ) |
Таиланд |
королевство (КМ) | |
Непал |
королевство (КМ) | |
Кувейт |
наследственный эмират (КМ) | |
Малайзия |
султанат (ОМ) | |
Япония |
империя (КМ) | |
Бутан |
королевство (ОМ) | |
Иордания |
королевство (КМ) | |
Катар |
эмират (АМ) | |
Оаэ |
эмират (ОМ) | |
Оман |
султанат (АМ) | |
Бруней |
султанат (АТМ) | |
Саудовская Аравия |
королевство (АТМ) | |
Камбоджа |
королевство (КМ) | |
Африка |
Лесото |
королевство (КМ) |
Марокко |
королевство (КМ) | |
Свазиленд |
королевство (АМ) | |
Океания |
Тонга |
королевство |
КМ - конституционная монархия; ПМ - парламентская монархия; ОМ - ограниченная монархия; АМ - абсолютная монархия; АТМ - абсолютная теократическая монархия. |
Смешанные формы правления – характеризуются сочетанием самых различных элементов форм правления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми5.
Для понимания особенностей форм правления в государстве необходимо уточнить особенности формы государственного (территориально-политического) устройства.
Понятие «форма государственного
устройства» предполагает национально-территориальную
организацию государства и
Государственное устройство
– это процесс территориальной
организации конкретного
Существуют две формы государственного устройства:
1) унитарная форма;
2) федерация.
К основным признакам унитарного государственного устройства относят:
1) единую конституцию,
действие которой
2) единую систему высших
органов государственной власти
(глава государства,
3) территориальное деление
на административно-
4) единую систему права.
Местные органы управления
5) единое гражданство,
т. е. население такого
6) единую судебную систему, являющуюся базой правосудия, с едиными нормами материального и процессуального права.
Федерация – это государство, которое состоит из государственных образований, обладающих, в свою очередь, юридической и политической самостоятельностью.
Субъектами федерации являются государственные образования – штаты, земли, провинции, кантоны, государства6.
Основные признаки федерации:
1) территория федеративного
государства в политико-
Информация о работе Монархия, как форма правления государства