Монархия, как форма правления государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:22, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.
Задачами данной работы являются:
- анализ существующих форм правления,
- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,
- рассмотрение особенностей современных монархий.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 64.27 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Форма государства как  организация, устройство государственной  власти в каждом отдельно взятом государстве  имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных  государственных форм, и история  государства является наглядным  тому подтверждением. Форма каждого  отдельно взятого государства, включая  его форму правления, форму государственного устройства и политический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых  разнообразных факторов.

На форму государства, в том числе на форму правления, форму государственного устройства и политический режим, влияет прежде всего то, кому принадлежит государственная власть и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характеризует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияющим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимости. Однo и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содержанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое содержание, могут быть разные формы, и, наоборот, государства с разным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обусловлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешнего свойства.

К внутренним факторам, т.е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью  государственной власти каким-либо классам, сословиям или социальным группам относятся, например, соотношение  политических сил в стране, уровень  культуры народа, его исторические и национальные традиции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешним факторам, т.е. таким, которые складываются уже за пределами страны, относятся, например, заимствование опыта государственного строительства других, как правило, более развитых стран, международная обстановка, географическое положение страны, экономическая, политическая и иная зависимость государства от других государств.

Таким образом, на форму каждого  отдельно взятого государства влияют и могут повлиять самые различные  факторы, что и обусловливает  многообразие государственных форм, включая формы правления, формы  государственного устройства и политические режимы.

Целью данной работы является рассмотрение особенности монархии, как формы правления государства.

Задачами данной работы являются:

- анализ существующих  форм правления, 

- рассмотрение достатков и недостатков монархии как формы правления,

- рассмотрение особенностей  современных монархий.

 

 

 

 

 

 

1. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Государство обладает сложной  структурой — обычно выделяют три  группы государственных учреждений: органы государственной власти и  управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный  механизм государства.

Структура и полномочия указанных  учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства»1.

В современной отечественной  литературе, в том числе и в  учебниках по теории государства  и права, нередко подчеркивается, что форма государства определяется в первую очередь его сущностью  и типом2. Думается, что это не совсем так. Если бы форма государства определялась в первую очередь его сущностью, то у всех государств существовали бы примерно одинаковые формы, поскольку сущность государства всегда неизменна и выражается в том, что государство во все времена было и остается политической организацией, осуществляющей управление обществом. В процессе исторического развития государство меняет не сущность, а свое содержание, что обычно и приводит к смене одних государственных форм другими. Что же касается обусловленности формы государства его типом, то и здесь нет прямой зависимости. Во-первых, при многообразии подходов к типологии государств невозможно объяснить, какими конкретно типами обусловлены те или иные формы государства. И, во-вторых, если даже основываться только на формационном подходе, то и здесь зависимость государственных форм от типов государства является относительной, поскольку в государствах разных типов встречаются одинаковые и формы правления, и формы государственного устройства, и политические режимы.

Форма правления — это  организация верховной власти, характеризуемая  ее формальными источниками, она  определяет структуру государственных  органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две  основные формы правления — это  монархия и республика и их разновидности3.

Понятие «форма правления» подразумевает метод внешнего выражения  внутреннего содержания государства, которое определяется структурой и  правовым положением высших органов  государственной власти.

Существуют три формы  правления.

Монархия представляет собой  определенную форму правления, когда  верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, назначаемому на высшую должность государства  по принятому порядку престолонаследия.

Известно два вида монархии: абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия (самодержавие) основывается на сосредоточении всей государственной власти в руках одного монарха (Саудовская Аравия, Оман). Для этого вида монархии характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений в государстве.

Конституционная монархия существует в двух видах:

1) дуалистическая конституционная  монархия;

2) парламентарная конституционная  монархия.

Дуалистическая конституционная монархия предусматривали два равноправных политических учреждения в государстве: монархию и парламент, которые делят между собой государственную власть. Монарх никак не зависит от парламента в сфере исполнительной власти, он самостоятельно назначает членов правительства, несущих ответственность только перед ним. Монарх имеет полное право ограничить парламентские законодательные полномочия.

Парламентарная  конституционная монархия существует в том случае, когда власть монарха ограничивается одновременно в нескольких областях управления государством: в области законодательства, государственного управления, контроля над правительством. Право назначения главы правительства и министров сохраняется за монархом только юридически и только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, которые занимают большинство мест в парламенте. Правительство государства несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. 
Так, согласно ч. 2 ст. 1 Конституции Испании, «носителем национального суверенитета является испанский народ, источник государственной власти». Статья 32 Конституции Люксембурга гласит, что «суверенитет принадлежит нации», а Великий Герцог осуществляет его в соответствии с Конституцией и законами страны. Статья 50 Конституции Нидерландов указывает, что именно Генеральные штаты (парламент) представляют весь народ Нидерландов. В Конституции Бельгии (ст. 33) указывается, что «все власти исходят от нации». Конституционный закон «Форма правления» (§ 1 гл. 1) устанавливает, что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа», что Риксдаг (парламент) является «высшим представителем народа». Все это говорит о том, что парламентарная монархия не только не исключает народовластие, суверенитет народа, но базируется на нем, вовсе не предполагая двойного, дуалистического суверенитета. О таком дуализме власти, да и то с серьезными оговорками и в отдельных случаях речь может идти применительно к дуалистическим монархиям, в связи с чем они так и именуются. 
 
          Парламентарные монархии значительно более распространены в современном мире по сравнению с абсолютными и дуалистическими. Среди монархий их подавляющее большинство. Это — Великобритания, Япония, Канада, Испания, Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия, Дания, Нидерланды, Бельгия, Таиланд, Малайзия, Люксембург и др. «Политической формой испанского государства является парламентарная монархия», — гласит ч. 3 ст. 1 Конституции Испании. Выше уже была приведена высокая оценка места и роли короля в этой Конституции (ст. 56). Вместе с тем в ней конкретно и подробно определяются функции и права монарха в условиях парламентарной монархии (ст. 62—65). В современной Испании король, оставаясь главой государства, не является главой исполнительной власти, не обладает правом законодательной инициативы и правом вето в отношении законов, принятых парламентом. Конституция Люксембурга (ст. 51) устанавливает, что «в Великом Герцогстве действует режим парламентской демократии». В отличие от парламентарной монархии в Испании, эта же разновидность монархии здесь предусматривает, что Великий Герцог является главой исполнительной власти и обладает правом законодательной инициативы, а Палате депутатов предоставлена возможность направлять ему законопроекты. Он же назначает и увольняет членов правительства, определяет его состав, назначает судей и т.д. 
 
          В Швеции функции короля как главы государства ограничены лишь чисто представительскими. Он не обладает правом наложения вето на решения парламента, даже формально не является главой исполнительной власти, не назначает правительство и не отправляет его в отставку, не назначает судей и послов и даже не обладает правом помилования. «Управляет государством Правительство», которое ответственно перед Риксдагом (парламентом), — устанавливает § 6 гл. 1 — одного из основных законов, входящих в Конституцию Швеции — «Форма правления». А § 1 гл. 5 ведет речь о том, что глава государства лишь информируется премьер-министром о делах государства. Особое место в ряду парламентарных монархий занимают такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ямайка и др., которые являются членами Британского Содружества. Их формальным главой является король (королева) Великобритании, представляемый в этих странах назначаемым генерал-губернатором. Практически же правительства этих стран выдвигают эту кандидатуру, а иногда генерал-губернатора избирает парламент соответствующей страны. 
 
          Современные парламентарные монархии предоставляют достаточно широкие возможности для развития демократии в их рамках, хотя и современные абсолютные и дуалистические монархии в той или иной мере модифицируются в направлении демократизации под воздействием настоятельных требований нашего времени. Это раньше считалось, что монархия как таковая несовместима с демократией. И в свое время это часто было действительно так, хотя и при этом нельзя не учитывать, что принципы конституционализма и парламентаризма зарождались и сформировались столетия назад в монархической Великобритании. Сегодня же все наглядно видят, что парламентарные монархии мало чем отличаются от республик по уровню демократизма. В этом плане монархические Великобритания, Испания, Бельгия, Дания, Швеция или Нидерланды практически ничем не отличаются от республиканских Франции, Германии, Италии, Португалии или Финляндии. Значительно большие различия в этом отношении обнаруживаются между монархическими и республиканскими странами, когда речь идет не об индустриально развитых, а о развивающихся странах.

Республика – это форма  правления, основанная на двух вариантах  формирования правительства: высшие органы государственной власти избираются или формируются общенациональным волеизъявлением.

Республика может быть президентской и парламентарной.

Президентская республика основана на республиканской форме правления, она характеризуется тем, что  президент обладает полномочиями главы  государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует, и формирование правительства проводится внепарламентским методом. Президент  не имеет права роспуска парламента.

Парламентарная республика основывается на принципе первенства власти парламента, правительство несет  полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Также в данном случае учреждена должность премьер-министра. Правительство формируется парламентским  путем из числа лидеров партии, занимающей большинство мест в нижней палате.

Это можно представить  в виде таблицы:

Таблица 1 - Две основные формы правления

 

Монархии

 

Республики

Конституционные

Абсолютные, в том числе и теократические

Президентские

Парламентские

см. таблицу "Страны с монархической формой правления"

см. таблицу "Страны с монархической формой правления"

США, Франция, Россия, Бразилия

ФРГ, Индия, Италия, Израиль и др.


 

 

Таблица 2 - Страны с монархической формой правления.

Материк

Страна

Тип монархии

Европа

Андорра

княжество (КМ)

 

Бельгия

королевство (КМ)

 

Ватикан

папство (АТМ)

 

Великобритания

королевство (ПМ)

 

Дания

королевство (КМ)

 

Испания

королевство (КМ)

 

Лихтенштейн

княжество (КМ)

 

Люксембург

великое герцогство (КМ)

 

Монако

княжество (КМ)

 

Нидерланды

королевство (КМ)

 

Норвегия

королевство (КМ)

 

Швеция

королевство (КМ)

Азия

Бахрейн

эмират (КМ)

 

Таиланд

королевство (КМ)

 

Непал

королевство (КМ)

 

Кувейт

наследственный эмират (КМ)

 

Малайзия

султанат (ОМ)

 

Япония

империя (КМ)

 

Бутан

королевство (ОМ)

 

Иордания

королевство (КМ)

 

Катар

эмират (АМ)

 

Оаэ

эмират (ОМ)

 

Оман

султанат (АМ)

 

Бруней

султанат (АТМ)

 

Саудовская Аравия

королевство (АТМ)

 

Камбоджа

королевство (КМ)

Африка

Лесото

королевство (КМ)

 

Марокко

королевство (КМ)

 

Свазиленд

королевство (АМ)

Океания

Тонга

королевство

КМ - конституционная монархия;

ПМ - парламентская монархия;

ОМ - ограниченная монархия;

АМ - абсолютная монархия;

АТМ - абсолютная теократическая монархия.


 

Смешанные формы правления  – характеризуются сочетанием самых  различных элементов форм правления, которые иногда могут быть крайне противоречивыми5.

Для понимания особенностей форм правления в государстве  необходимо уточнить особенности формы  государственного (территориально-политического) устройства.

Понятие «форма государственного устройства» предполагает национально-территориальную  организацию государства и процесс  взаимоотношений между государственными органами разного уровня.

Государственное устройство – это процесс территориальной  организации конкретного государства, которое состоит из определенных территорий и их правового положения.

Существуют две формы  государственного устройства:

1) унитарная форма;

2) федерация.

К основным признакам унитарного государственного устройства относят:

1) единую конституцию,  действие которой распространяется  на всю территорию государства  без ограничений;

2) единую систему высших  органов государственной власти (глава государства, правительство,  парламент);

3) территориальное деление  на административно-территориальные  единицы без политической самостоятельности;

4) единую систему права.  Местные органы управления обязаны  применять все необходимые нормативные  акты, которые принимаются центральными  органами государственной власти;

5) единое гражданство,  т. е. население такого государства имеет право на единую политическую принадлежность;

6) единую судебную систему,  являющуюся базой правосудия, с  едиными нормами материального  и процессуального права.

Федерация – это государство, которое состоит из государственных  образований, обладающих, в свою очередь, юридической и политической самостоятельностью.

Субъектами федерации  являются государственные образования  – штаты, земли, провинции, кантоны, государства6.

Основные признаки федерации:

1) территория федеративного  государства в политико-административном  отношении представляет собой  совокупность территорий субъектов  федерации, которые не обладают  суверенитетом. Центральная власть  обладает исключительным правом  использования принудительных мер  по отношению к субъекту федерации  в случае нарушения союзной  конституции. Субъекты федерации  не могут выйти из союза  в одностороннем порядке;

Информация о работе Монархия, как форма правления государства