Монархия как форма правления: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования в работе является механизм реализации монархической формы правления.
Целью данной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
- раскрыть сущность монархической формы правления;
- выявить признаки монархии;
- оценить достоинства и недостатки монархической формы правления;
- проследить исторические разновидности монархии;

Содержание работы

Введение
3
1 Монархическая форма правления: понятие, сущность, признаки
5
1.1 Признаки монархии как формы правления
5
1.2 Понятие и сущность монархической формы правления
9
1.3 Преимущества и недостатки монархии как формы государственного управления
12
1.4. Историческая классификация разновидностей монархии
16
2 Виды монархии как формы правления
20
2.1 Исторические формы развития монархии
20
2.2 Монархия в современном мире
25
Заключение
28
Список использованных источников и литературы
30

Файлы: 1 файл

Монархия как форма правления - история и современность.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

В некоторых арабских странах существует так называемая «клановая» форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.8

Другой важной формой правления является регентство - временное коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае продолжительной болезни, малолетства, или временного отсутствия монарха.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси.

Гораздо чаще встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Особая разновидность монархии - выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Таким образом, исходя из сказанного, можно сделать вывод, что сущность монархии состоит в том, что власть монарха непроизводна – он не зависит ни от кого на земле, получая власть от Бога. Это и может быть положено в качестве родового признака в определение: «Монархия – это форма государственного правления, в которой источником власти является Бог (самодержавие) или сам носитель государственной власти (самовластие), а основанием власти служат ее нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима».9

 

1.3. Преимущества и недостатки монархии как формы государственного управления

 

Монархия, основанная на единстве воли царя, позволяет наилучшим образом уравновесить разнонаправленные стремления людей. Она лишена таких внутренних конфликтов, как неизбежное противоборство фракций в парламенте при республике, она может полностью направлять всю силу в пользу наиболее правильного решения, уравновешивающего мысленные весы общественной жизни.

В силу своей единоличности, Верховности и духовности монархия стоит выше общественных течений и веяний, она независима от политических групп: власть монарха от Бога, и монарх не зависит от воли политиков, олигархов или кланов. Он правит по своему убеждению ко благу Отечества, руководствуясь только волею Бога.

Являясь нравственным авторитетом, монарх способен выступать третейским судьей при социальных противоречиях. Стоя выше всех социальных групп, монарх не связан их интересами, а его собственный интерес неразрывно связан с общим интересом народа, отчего он, более чем обе из конфликтующих сторон, заинтересован в компромиссном, обоюдовыгодном решении социальных противоречий. Наверное, лучшим подтверждением этому тезису служит то, что даже 27-ой президент США Уильям Тафт признавал именно царское российское трудовое право самым гуманным и честным из современных ему аналогов.

Монархия есть власть единоначальная. Безусловно, именно такой власти, концентрирующей силу, легче всего провести долгожданные, но болезненные реформы. Республиканский политик на это никогда не пойдет, потому как будучи не только выгодным, но и необходимым в долгосрочной перспективе, непопулярно в перспективе краткосрочной, то есть предвыборной. Ради популизма и громких обещаний республиканские политики готовы жертвовать будущим страны.

Монарх не связан четырехлетним сроком полномочий, он не отвечает за свои действия перед подданными, а потому и может рассуждать с позиций вящей целесообразности. Потому и стали возможными кардинальные реформы Иоанна IV Грозного, превратившего удельные княжества в единый организм, Петра I Великого, введшего в русский дом европейскую технику, Екатерины II Великой, упорядочившей жизнь сословий, Александра II Освободителя, преобразившего Россию.

Русский правовед Борис Чичерин выделял такие преимущества монархии:

1. Ею наилучше обеспечивается  единство власти, а из единства  власти проистекает ее сила. С единством власти связана также ее прочность.

2. Монархия по независимости  своей непричастна духу партий. Монарх стоит выше частных  интересов; для него все классы, сословия, партии совершенно одинаковы. Он в отношении народа есть  не личность, а идея.

3. В силу предыдущего  Монархия наилучше обеспечивает  порядок. Монарх есть наиболее  справедливый третейский судья  социальных столкновений.

4. Нет образа правления  более пригодного к совершению  крупных преобразований.

5. Крупной личности  точно также легче всего проявить на общую пользу свои высокие качества именно в монархии.

Монарх, не связанный групповыми, кастовыми интересами, вынужден искать и находить в обществе талантливых профессионалов и приближать их к себе в качестве ближайших советников. В отличие от власти республиканской, связанной путами кумовства и фракционности. Монарху, в отличие от президента, нужен не исполнитель, но советник, делатель, тот, кто творчески будет реализовывать и воплощать в жизнь общие предначертания монаршей воли.

С этим связано и такое преимущество монархии как глубокий профессионализм: самый монарх с детства воспитывается руководить страною, а затем, не связанный партийными предпочтениями, приближает мудрых профессионалов-советников. В каждой области он, как арбитр, принимает решение, руководствуясь мнениями лучших специалистов. Безусловно, таким образом достигается значительно большая прозрачность и эффективность управления, нежели при народном голосовании, когда некомпетентная толпа решает вопросы, о которых она судит лишь по ощущениям и лозунгам, а не по сути.

Все эти преимущества в совокупности и позволили русской Императрице Екатерине Великой сказать, что единственная цель монаршего правления – видеть народ счастливым, а испанскому королю Карлосу III – что душа короля попадает в рай, когда достигнуто благополучие его подданных. Монархия имеет в самой своей природе залог каждодневной реализации этих слов на деле.

Не лишена монархия и недостатков, однако, как отмечали многие мыслители, те недостатки, которые есть у монархии, у республики проступают в еще большей степени. Что у монархии – недостаток, у республики – неизбежность. Что у монархии – ошибка, у республики – закономерность.

Республиканцы обыкновенно указывают на следующие недостатки монархии:

1. Замещение власти происходит не по способности, а по случайности рождения. Позволим себе возразить: ведь для народа важны не качества монарха как личности, а его качества, как символа и идеи нравственной власти, как символа и олицетворения власти Бога. Монарх не должен быть умнее всех, он должен уметь выбрать, как лицо, стоящее выше внутригрупповых интересов, нужное и правильное и тем осуществить свою санкцию власти. Кроме того, когда республиканцы критикуют «случайность» монархической власти, они явно прибегают к своему любимому способу вводить человечество в заблуждение: используют политику двойных стандартов.

2. Безграничная власть  производит плохое влияние на  некрепкую душу. Вновь аргумент  лишен основательности, если присмотреться  к нему внимательнее: самодержавный царь – лицо, ограниченное Богом и собственною совестью. Он с детства воспитывается, как Наследник Престола, ему внушается и прививается высокая нравственность и стремление к самому светлому и лучшему.

3. К искушениям власти  присоединяется лесть и ухаживанье окружающих. Указывая на такой недостаток, республиканцы упускают из внимания, что это не признак монархии в частности, но признак власти как таковой. Монархия же из всех возможных форм государственной власти лучше всех от этого недостатка защищена. Монарх с детства воспитывается для управления на добрых примерах и принципах, в то время как в демократиях к власти приходит честолюбец, склонный служить личным интересам, а не славе Отчизны. Наследник Российского Престола еще в детстве получал все ордена, кроме Георгиевских крестов, дававшихся исключительно за воинские подвиги. Он сызмальства лишается честолюбия и своекорыстия: в них у него нет нужды, в отличие от республиканского выдвиженца. Единственная забота монарха, как отца своего народа, благополучие его подданных – детей.

4. Монархия легко переходит  в произвол. Опять же в республиканских  государствах мы можем наблюдать  произвол не реже, а во много  раз чаще, нежели в монархиях.

5. Монархия всё и  всех «опекает», и это ослабляет  развитие народа. Республиканцы, выдвигая такую посылку, услеживают якобы отсутствие у народа при монархической власти личной инициативы, но это опровергается небывалым развитием частного предпринимательства в период самодержавия: Морозовы, Рябушинские, Прохоровы. Проявление благой инициативы не только ни в коей мере не ограничивается, но всячески поощряется монархией.10

 

1.4 Историческая классификация разновидностей монархии

 

Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды.

Самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная.

Как уже говорилось, абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной и духовной власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления – отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха.

Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного и экономически господствующего класса.11Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления.

Облики абсолютных монархий могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. – боярская монархия,  
в XVIII в. – чиновничье-дворянская, а в началеXX в. – шаг в направлении к буржуазной монархии.

В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.12

Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Ограниченная монархия.

Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях – дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в России, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий, не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).13

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который осуществляет законодательную функцию. Управление страной осуществляет монарх, перед которым, а не перед парламентом, несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.14

В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

Парламентарная монархия – более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх лишь номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.15

Информация о работе Монархия как форма правления: история и современность