Монархия как форма правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства, данная тема не теряет своего значения и в наше время, хотя данная форма правления имеет тысячелетнюю основу (Рим, Китай, государства Древнего Востока…).
В современной отечественной теории государства и права актуализация данной темы связана с первоначальным разрушением российской государственности, кризисом верховной власти, недоверия к ней широких слоев населения и поиском оптимальной формы политической организации общества.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
1 Понятие и сущность монархии ……………………………………………..5
1.1Признаки монархии как формы правления ……….……………………6
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления.............6
2 Виды монархий как формы правления. ……....................................................8
2.1 Абсолютная монархия…………………………………………………...8
2.2 Ограниченная монархия……………………………………………….10
2.2.1 Дуалистическая монархия……………………………………10
2.2.2 Парламентарная монархия……………………………………11
2.3 Исторические виды монархий…………………………………………12
Заключение.............................................................................................................17
Библиографический список..................................

Файлы: 1 файл

курсовая работа .docx

— 50.42 Кб (Скачать файл)

Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно – представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.

 

2.2.1. Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.

В настоящее время такая форма правления практически себя изживает.

2.2.2. Парламентарная  монархия - более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.

 

2.3 Исторические разновидности монархий

 

В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные.

Патриархальная монархия (традиционная).

Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.

Патриархальная монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.

Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

Древневосточная монархия

Организация  государственной  власти  в  странах  Древнего  Востока (Египет, Вавилон, Ассирия,  Китай,  Индия  и  др.)  называют  восточной деспотией.

Деспотия  -  (греч.  despot(ia  -  неограниченная  власть)   форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует  отметить,  что  деспотическое  правление  в  чистом   виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и  не  на  всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств  была иногда ограничена элементами республиканского правления:

         . в древнем Шумере - избрание правителя  советом  старейшин  и

           контроль за ним  со  стороны  народного  собрания  и  совета

           знати;

         . в древней Индии - наличие Совета  царских чиновников  и  даже

           отдельных государств, основанных  на  республиканской  форме

           правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при  которой  подданные полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Выступавшая в форме империи, имеет  в  своем  развитии два периода:

         . принципат;

         . доминат.

1) Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава)  форма рабовладельческой монархии,  при  которой  сохранялись  республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).

2) Доминат  -  (от  лат.  dominatus  -   господство)   неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно  проходит  три  периода  своего

развития:

         . раннефеодальная монархия;

         . сословно-представительная монархия;

         . абсолютная монархия.

Раннефеодальная  монархия - как  форма  государственного   правления вырастает непосредственно  из  родообщинных  отношений  у  значительной части   народов   Европы   (Франкское,   Германское,   Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:

         . раздробленность территории;

         . слабость центральной власти;

         . непрочность государственного  устройства;

         . наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные  земли  подвергались отчуждению и  ранее  свободные  крестьяне  попадали  в  зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как носители  верховной власти на своей территории.  У  них  был  свой  суд,  полиция,  войско, сборщики  налогов,  посредством   которых   они   осуществляли   личное властвование на своей  территории  и  защищались  от  нападения  извне.

Одновременно формировался аппарат центральной власти,  органы  которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие  завоеваний  слабо   организованных   народов   возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй  (империи  Карла   Великого   и   Чингисхана).

Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым  владыкою  и поддерживалась военной  дружиной  и  народным  ополчением.  Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем,  что  феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть  в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

Поэтому и создавались крупные феодальные   землевладения,   которые становились соперниками центральной власти.

Таким  образом,  с  развитием  крупного  землевладения   постепенно подрываются  корни  раннефеодальной  империи  и  она   распадается   на отдельные изолированные государства.

Сословно-представительная монархия – это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей  третьего  сословия  (купцов,  ремесленников,           средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

  В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Абсолютная монархия – рассмотрена в пункте 2.1

Тирания.

По Аристотелю: искажение монархии есть "тирания".

Тирания - власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: "Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники".

Тирании - часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый - период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй - эпоха итальянского Возрождения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи  коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.

Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона – Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.

Информация о работе Монархия как форма правления