Монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Монархия – одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ МОНАРХИИ……………………..5
2. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ МОНАРХИЙ…………………7
3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ МОНАРХИИ……..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..16

Файлы: 1 файл

контрольная право.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………  3

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТИ МОНАРХИИ……………………..5

2. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ МОНАРХИЙ…………………7

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ РАЗНОВИДНОСТЕЙ МОНАРХИИ……..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей работы звучит так: “ Монархия, их классификация ” и несомненно эта тема является многовековой. Актуальность её состоит в том, что наше государство еще недавно находилось на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти  актуален и по настоящее время.

На протяжении нескольких столетий многие выдающиеся люди описывали формы государственной  власти. Одним из первых был  Аристотель, который  вслед за Платоном  столкнулся с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в древнем мире,  попытался разработать классификацию. Определяя понятие - форма правления необходимо ответить на вопрос о том  кто и как правит,  осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе,  как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры. Он выделил несколько форм правления: республику  монархию и деспотию  положив в основу классификации способы образования органов государств. Ему же принадлежат и различные обозначения разновидностей той или иной формы правления,  например: “Монархия отличается от аристократии, и от демократии тем, что при них необходимо установление места и времени для того, чтобы создалась возможность обсуждать и принимать решения, то есть реально осуществлять власть, при монархии же такое обсуждение и принятие решений возможно в любое время и в любом месте”. 1

Монархия –  одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается.

Исходя из вышесказанного, целью проделанной мной работы является  рассмотрение вопросов  истории  развития, сущности монархии и разработка схемы классификации, определяющих и характеризующих монархическую форму правления.

С большими оговорками можно выстроить следующую схему  развития монархической формы правления  от ее зарождения до наших дней. 

Для этого нужно решить ряд задач:

 Первое - это рассмотреть  монархическую форму правления,  истоки ее появления, дать определение и выделить общие черты в сравнительном анализе.

 Второе - разработать  и привести историческую классификацию разновидностей монархий. Это необходимо, так как классификация это мощный инструмент методологии теории государства и права, и потому монархия, как форма правления, весьма неоднородна и показала в историческом развитии свою гибкость и разнообразие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СУЩНОСТЬ МОНАРХИИ

 

Рассматривая  основной вопрос работы, отмечу, что  теория государства выделяет два  основных устройства государственной власти,  которые характеризуют содержание формы правления: монархию и республику.

Монархическая форма правления – “власть одного  единовластие”2 - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть, в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений.

Свои истоки монархическая форма правления имела в той достаточно простой социально не слишком расчлененной организации общества,  которая появилась на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге “неолитической революции”.

       Под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти (в особенности высших и центральных ее органов), структуру,  компетенцию,  порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства трактуемая в широком смысле.

В свое время  Аристотель разграничивал формы  правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия) или всем населением (демократия).

Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются  в зависимости от того,  осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

Так в монархии существует несколько систем престолонаследия.  Престолонаследие это переход  власти монарха от одного представителя  царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.

В настоящее  время существуют три основные системы  престолонаследия:

    1. Салическая система;
    2. Кастильская система;
    3. Австрийская система.

Салическая  система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция).

Кастильская система  не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший  брат исключает старшую сестру (Великобритания).

Австрийская система  не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства.

            Итак, монархией можно назвать такое государство,  где верховная власть принадлежит одному лицу,  пользующемуся ею по собственному усмотрению  по праву,  которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его,  которому и принадлежит суверенитет.

 

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ МОНАРХИЙ

 

А теперь более подробно я хочу рассмотреть разновидности монархии. Как было определено в работе, монархия как форма правления весьма неоднородна и показала в сравнительном анализе свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось выжить в современных высокоразвитых демократических государствах. Рассмотрим историческое разнообразие монархий.

                       

 Патриархальная  монархия (традиционная)

            Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа (традиционный монарх воспринимается как отец своих подданных).

Патриархальная  монархия, так же как и сакральная имеет один древний обычай – принесение царской жертвы. Царь добровольно  приносит себя в жертву во имя спасения своего народа. Мифологическое наследие подобного рода изложено в классическом труде Р. Грейвса “Греческая мифология”. Он пишет,  что память о жертвоприношении царя достигла времен греческой и римской цивилизаций, но уже в замещенной форме (т.е. сохранились символические обряды).

Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии.

 Сакральная  монархия

              Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая.

Многовековая  история сакральных монархий привела  к относительной сакрализации любой  монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов  королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.

 

Деспотическая монархия

По-гречески, слово "деспот" означает "владыка", "повелитель". Деспотическая монархия складывается в военизированных  обществах. Если сакральный монарх по происхождению - жрец, то деспотический - генерал. В деспотических монархиях мы видим реально сильную монархическую власть в сочетании с ограждением чувства собственного достоинства и прав подданных. Как уже говорилось, подданные в таких монархиях - народ-войско.

Классическими деспотическими монархами были ассирийский царь, армянский царь Древности и Раннего  Средневековья, а также хан тюркской или монгольской орды (выборный деспотический  правитель).

 

 Сословно-представительная  монархия

Их в истории  мы видим чаще всего. Сословно-представительная монархия действует в сословных  обществах, представляет собой  принцип  организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Для восточно-арийских обществ характерно включение царя в сословие, только не в высшее, а во второе - в воинское.

Напротив, в западной традиции сословных обществ монарх был  надсословен. Можно даже предполагать, что в ахейских обществах аристократия была сильнее монархии, и все же царский род выделялся и обособлялся.

Точно так же в традиции домонгольской Руси князья являлись своеобразно обособленным сословием, отстраненным от аристократии - бояр.

Надо отметить, что сословным  обществам монархия безусловно полезна, потому что монархический принцип позволяет сделать главу государства главенствующим, а следовательно, сделать арбитром в случае межсословных конфликтов.

В лучшие периоды отечественной  истории мы можем наблюдать у  нас монархию сословную. С созданием  единой России мы перешли к сословно-представительной монархии (в XVI-XVII вв. царь правил с аристократической Боярской думой и сословным представительством - Земским собором).

Распространенно мнение историков, что сословное представительство  и тем самым сословно-представительные монархии складываются в процессе борьбы за объединение государств против феодальной раздробленности. Нередко встречаются упоминания (это характерно для Западной Европы), что короли боролись с крупными феодалами, опираясь на парламент мелкого дворянства и горожан (бюргеров).

Отсюда следует, что парламенты появились в процессе борьбы за единство государства. Первый датируемый в Западной Европе парламент - Кортесы Кастилии (1185 г.). Первый датируемый опыт парламентаризма в отечественной истории - Земский собор кн. Всеволода III Большое Гнездо (1211 г.), т.е. наш парламент на 54 года старше английского, созванного впервые в 1265 г. Сословно-представительные монархии преобладают в Западной Европе XIII-XVI вв. В отечественной истории эта форма правления держится с середины XVI и до конца XVII вв. Впрочем, строго говоря, сословно-представительная монархия - это уже составная политическая система.

Абсолютные  монархии

      Абсолютная монархия представляет  собой разновидность монархической  формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава  — “самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”).

Принцип абсолютизма  генетически связан с тремя заметными  историческими явлениями: с бюрократизацией, отходом от христианских основ и  этатизмом.

Большому государству  свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с демократией. Если же они отсутствуют то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

Информация о работе Монархия