Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Мусульманское право – сложное социальное явление, которое оказало глубокое влияние на историю развития государства и права большинства стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и, будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Понятие и характерные черты мусульманского права.........................4
Глава 2. Основные источники мусульманского права.......................................14
2.1 Коран и сунна...................................................................................................15
2.2 Иджма...............................................................................................................20
2.3 Кияс...................................................................................................................21
Глава 3. Шариат – правовой путь следования....................................................23
Глава 4. Отличительные особенности мусульманского права.........................27
Заключение.............................................................................................................33
Список использованной литературы...................................................................35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_МОЯ.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

СМОЛЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра: общепрофессиональных и специальных правовых дисциплин

 

 

 

 

 

«ДОПУСТИТЬ  К ЗАЩИТЕ»

Заведующий  кафедрой

------------------------------ / ------------/ -----------

«_____» _________________ 20___ г.

 

 

 

Федотенкова Лариса Александровна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

На тему: «Мусульманское право: основные черты и особенности»

 

 

 

Руководитель: Колмаков А.Г., к.и.н.

Студентка: Федоетенкова Лариса Александровна

 

 

 

 

Смоленск - 2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Понятие и характерные черты мусульманского права.........................4

Глава 2. Основные источники мусульманского права.......................................14

2.1 Коран и сунна...................................................................................................15

2.2 Иджма...............................................................................................................20

2.3 Кияс...................................................................................................................21

Глава 3. Шариат – правовой путь следования....................................................23

Глава 4. Отличительные особенности мусульманского права.........................27

Заключение.............................................................................................................33

Список использованной литературы...................................................................35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовая система, которая  будет рассматриваться в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.

Мусульманское право  – сложное социальное явление, которое оказало глубокое влияние на историю развития государства и права большинства стран Востока. Ислам – являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и, будучи системой норм, воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и  немусульманского довольно сильно обострились,  примеры этому можно найти как в России (контртеррористическая операция в Чечне), так и в других странах (Косовский конфликт, противостояние Израиля и Палестины). Можно сказать,  что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой  аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы   эти  конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, необходимо знать  те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате как совокупности предписаний, обращенных к людям обязательных норм  (в переводе с арабского шариат - «путь следования») значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира. Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего - немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность.

Целью данной курсовой работы является изучение основных черт и  особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение  ряда следующих задач:

  • Определить понятие и характерные черты мусульманского права;
  • Изучить и проанализировать основные источники мусульманского права;
  • Определить отличительные особенности мусульманского права;

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. 

Правовые системы 45 афро-азиатских  государств  (от  Марокко  до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее мусульманскими  считаются  33  страны  (Иран,  Афганистан,   Турция, государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.)  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры.

Мусульманское право, сложившись в своей основе еще в VII-X вв. в  период разложения родоплеменного строя  и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова, неизменно выступает лишь как одна из сторон ислама и как система юридических норм образовалось не сразу1.

В начальный период развития ислама и мусульманской общины, когда  процесс создания государства и  классового общества еще не завершился, практически не различались юридические и иные правила поведения в едином мусульманском социально- регулятивном комплексе. К тому же в это время тесно переплетались мусульманская догматика - богословие и правоведение, не составляя самостоятельных направлений мусульманской идеологии. Ситуация изменилась в середине X века, когда правоведение отделилось от мусульманской догматической теологии, и сформировались мусульманско-правовые школы. К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, выражавших в основном волю господствовавшей верхушки феодального теократического общества и в той или иной форме защищавшихся государством.

Данное понятие используется как в юридическом, так и в  широком смысле, рассматривается  в качестве элемента религиозной  или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно. Не совпадают взгляды ученых и на соотношение мусульманского права с широко используемыми при его анализе другими понятиями, такими как «шариат», «фикх», «муамалат». Между тем установление смысловых рамок указанных понятий в связи с отражаемыми ими реалиями имеет прямое отношение к осмыслению самого мусульманского права как юридического феномена, к решению проблемы его источников, характерных особенностей, перспектив развития, а также к толкованию современного законодательства (в том числе конституционного), закрепляющего шариат или фикх в качестве источника права.

Мусульманская правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 — 632 гг., посредством которого Аллах открыл человеку существующее право. Оно охватывает все сферы социальной жизни, и не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях2. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности, поведения Мухаммеда. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом3.

Ислам - самая молодая  из трех мировых религий, но имеет  очень широкое распространение. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии4.

После падения Арабского  халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" и стало действующим правом в  целом ряде средневековых стран  Азии и Африки, принявших в той  или иной степени ислам. Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

  • обязательные,
  • рекомендуемые,
  • дозволенные,
  • предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания,
  • запрещенные и подлежащие наказанию.

Признание божественного  предопределения в шариате с  неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности5.

Одной из характерных  черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а  конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране (например, с торговыми целями), должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

В VIII—Х вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи — кади. Их роль в формировании мусульманской правовой системы была столь значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются главные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе толкования Корана формулируется множество новых предписаний6.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности