Мусульманское право: основные черты и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Регулятивная роль религии в современном мире остается все еще неисчерпаемой, несмотря на уровень развития культуры и образования, а также на достижения научно-технического прогресса. Степень влияния религиозных норм на общественные отношения остается все еще довольно большой во всех государствах современного мира.
Однако, все существующие религии можно распределить на три группы:
- мировые религии;
- национальные и региональные религии;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Мусульманское право: его развитие и основные источники…….….6
1.1. Развитие мусульманского права, влияние религии…..……………..6
1.2. Основные источники мусульманского прав……….………….…….12
2. Общая характеристика мусульманского права……………………….17 2.1. Основные признаки мусульманского права………………………...17 2.2. Характерные черты мусульманского права XX-XXI вв.…………...22 Заключение………………………………………………………………...25 Список использованных источников…………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГиП..docx

— 54.91 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Удмуртский государственный университет»

Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Кудымкаре

 

Кафедра социально-гуманитарных и правовых дисциплин

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По  дисциплине: Теория государства и права.

Тема: Мусульманское право: основные черты и особенности.

 

 

 

                                                                                           Выполнил: студент

                                                                                           гр. ПВ 12-203

                                                                                           Попов Д.А.

                                                                                           Проверила:             

Ст. преподаватель

Ташкинова В.В.                                                                                    

                                                                      

 

 

 

 

Кудымкар, 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Мусульманское право: его развитие и основные источники…….….6

1.1. Развитие мусульманского права, влияние религии…..……………..6

1.2. Основные источники мусульманского прав……….………….…….12

2. Общая характеристика мусульманского права……………………….17 2.1. Основные признаки мусульманского права………………………...17 2.2. Характерные черты мусульманского права XX-XXI вв.…………...22 Заключение………………………………………………………………...25 Список использованных источников…………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Регулятивная роль религии в современном мире остается все еще неисчерпаемой, несмотря на уровень развития культуры и образования, а также на достижения научно-технического прогресса. Степень влияния религиозных норм на общественные отношения остается все еще довольно большой во всех государствах современного мира.

Однако, все существующие религии можно распределить на три группы:

- мировые  религии;

- национальные  и региональные религии;

- родоплеменные  религии или культы.

Все эти группы в какой-то мере оказывают влияние на право. Иногда это влияние является не очень значительным и сказывается только на особенностях правосознания (христианство, буддизм и т.д.), а порой право, возникнув в границах самой религии, продолжает свое существование и развитие в неразрывной связи с ней, тем самым образуя такое явление, как религиозное право.

К мировым религиям относят такие религии как:

- христианство;

- ислам;

- буддизм.

Главными особенностями данных религий является следующее:

1. Широкое  распространение по всему миру.

2. Большой  исторический период формирования.

3. Охват представителей  множества этносов.

4. Способность  функционировать в разных исторических  и социальных средах и привлекать  к себе различные слои населения.

Каждая из этих религий в значительной мере повлияла на развитие человечества в правовом смысле. Так, благодаря исламу была сформирована одна из крупнейших религиозных правовых систем, функционирующая до сих пор – это мусульманское право. Как мировую религию, ислам невозможно рассматривать без его правовой основы – мусульманского права, по той причине, что мусульманское право является регулировщиком основных областей общественных отношений мусульманской общины.

Развитие ислама тесно связано с развитием арабской государственности, начиная с небольших государств начала VII в. до одной их самых крупных империй VIII-X вв. – Арабского халифата. Появилось огромное государство, а следовательно и многочисленная религиозная община. Это было объединение людей, скрепленное верой в единого Бога. Все они придерживались мнения, что законы жизни посылаются самим Аллахом. Эти законы давали разъяснения по части того, как следует строить свою жизнь правоверным и их общине, как относится к пророку, как делить добычу (имущественную и военную). Так незаметно воедино сложились обязательные правила правильного поведения, права и обязанности мусульман, другими словами появилось мусульманское право.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении общих начал мусульманского права, основных его признаков и источников этого права.

Достигнуть данной цели представляется возможным только путем решения следующих задач:

1. Следует  изучить развитие мусульманского  права в целом.

2. Определить  источники мусульманского права  и его основные концепции.

3. Дать характеристику  мусульманскому праву в целом.

4. Охарактеризовать  права и свободы человека в  пределах мусульманского права.

Решение перечисленных задач даст возможность, в общем, иметь представление о мусульманском праве и его особенностях.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в рамках мусульманского права и его взаимодействие с другими правовыми системами в мире.

Предмет данной работы – нормативные источники, которые регламентируют мусульманские правоотношения и их развитие.

Методом изучения данной темы является историко-теоретический анализ различной литературы, научных статей, посвященных этой теме, а также анализ источников мусульманского права.

Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что отношения между двумя мирами – мусульманским и немусульманским за последнее время очень сильно обострились. Конечно, в первую очередь, основная роль конфликта отводится политике, но также нельзя снимать со счетов и правовой аспект. Ведь для того, чтоб сократить возможности возникновения вооруженных конфликтов, следует знать правовые обычаи, основы, религиозные тонкости, на которых собственно и основывается миропонимание мусульманского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Мусульманское право: его развитие и основные источники.

1.1. Развитие мусульманского права, влияние религии.

Шариа́т*  — (правильный) путь, образ действия)  совокупность правовых, канонически-традиционных, морально этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Шариат никогда не ограничивался культовыми вопросами и теизмами, которые определяют внутренний мир каждого мусульманина и его религиозную совесть. По большей части Шариат делает упор на рассмотрение проблем в обычной жизни, на поведение мусульман по отношению друг к другу, их отношений с властью и иноверцами.

Развитие Шариата происходило в согласии с определенными ступенями развития общества, жизнью которого Шариат и призван управлять. Формулирование основных концепций и принципов Шариата, а также методы выведения его из божественных источников – все это продукт интеллектуальных, социальных и политических процессов. Невозможно провести доскональный анализ этих процессов, но краткий их обзор позволит понять, как создавался Шариат.

Изначально развитие Шариата происходило строго как конфессиональное право, слитое воедино с догматикой Ислама. Религиозно-нравственные азы, которые были введены в Шариат, отражаются в своеобразном правопонимании и оценке законного и противозаконного поведения. Признание божественного предопределения стало отправной точкой в вопросах свободы воли мусульман и ее пределах. В это время на развитие Шариата оказывали влияние демографические и территориальные

 

 


*wikipedia.org/wiki/

особенности мусульманского общества, а также его социальный и политический контекст. Величайшее значение имели периоды распространения мусульманства и обращение в Ислам большого количества этнических и культурных групп. Это давало определенную характеристику политической и социальной природе мусульманского государства, и в совокупности влияло на формирование Шариата.

В ранние периоды Шариат характеризовался нормами, которые входили еще в общинный строй. Они содержали в себе элементы коллективизма, милосердия и заботы о калеках и обездоленных. Также в это время образовались представления о том, что человек бессилен перед Богом, а следовательно, покоряется перед его волей. Коран учил проявлению терпения и смирения. Также в Шариате была закреплена обязанность мусульман беспрекословно подчиняться халифу* (в мусульманских стран: титул государя, являющегося одновременно духовным главой мусульман и считавшегося наследником Мухаммеда) и государственной власти.

По причине мистико-религиозной оболочки, который обладал Шариат, происходила задержка формирования рациональных начал и логически обоснованной внутренней системы, а также оказывалось влияние на составляющие правовых конструкций Шариата и его понятий. К VIII-IX вв. Шариат переступает границы патриархально-общинного восприятия мира, и происходит его столкновение с феодальными общественными отношениями. Благодаря активности богословов-правоведов Шариат стал все больше двигаться по направлению от божественного правопонимания к рационалистическому. Не отрицая наиважнейших основ Шариата, ученые-юристы разработали серию абсолютно новых правовых норм, которые имели четко юридическую природу.

 

 


*http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%словарь%иноязычных%слов/Халиф/

Главным желанием Шариата является оценка разных жизненно необходимых обстоятельств с точки зрения религии. Ведь не зря же нормы Шариаты применимы только в отношении мусульман и в отношениях между ними.

Мусульманское право представляет собой систему правовых норм, которые выражены в религиозной форме и основаны на мусульманской религии – Исламе.

Ислам опирается на веру в то, что существующее право было создано Аллахом, который в свою очередь донес его до человека через своего пророка – Мухаммеда. Мусульманское право охватывает практически все области социальной жизни, в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дается человеку раз и навсегда, но его божественные открытия нуждаются в том, чтобы их правильно толковали и давали им разъяснения. Ислам является самой молодой из трех мировых религий, но несмотря на это имеет огромное распространение. В исламе присутствует теология, устанавливающая основные концепции и уточнения того, во что должен верить мусульманский народ, что он должен делать и чего не должен.

На ранних этапах развития Ислама в рамках исламского правоведения, или как его еще называют – фикха, богословие и правоведение были единым целым. Со временем на основе исламского правоведения возникло суннитское богословие (калам), которое постепенно добилось независимости именно как богословие, свободное от правоведения. Однако калам многими своими корнями связан с правоведением. Ведь задачей толкования Корана и увязывание его с реальными потребностями всегда связывалась с разрешением спорных проблем религиозно-правового характера. Даже законоведы при разрешении разных спорных вопросов опирались на знания специалистов по каламу. Для этого в Исламе были разработаны методы, которые в разной степени признавались и использовались разными школами Исламского права:

1. Рай –  частное токование какого-либо  из специалистов калама. Роль  данного метода была довольно  ограничена.

2. Иджма – общее мнение многих, если не сказать, что всех специалистов по каламу того времени. Данный метод признавался всеми.

3. Кияс –  заключение по аналогии.

4. Истислах  – признание того, что можно  вносить изменения в хадисы  Сунны, если их содержание противоречит  тому, что считается благом.

В VIII-IX вв. основываясь на Коране и Сунне, и используя вышеперечисленные методы решения спорных богословских проблем, законоведы, которые обособились от богословия, в границах суннитского Ислама, создали четыре самых известных и сохранивших до сих пор свое влияние школы Исламского права.

Основаны они были известными законоведами – имамами, в честь которых и были названы школы:

- ханифизм;

- маликизм;

- шафиизм;

- ханбализм.

Все эти четыре школы входят в состав сводной системы мусульманского права – Шариат, что в переводе на русский означает «путь следования», и собственно составляет то, что называется мусульманским правом.

Информация о работе Мусульманское право: основные черты и особенности