Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, реферат
Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология.
мусульманско-правовой доктрине, а о трудах юристов, санкционированных
государством и поэтому ставших источниками норм действующего мусульманского права.
Глава
5.Формирование и характерные черты
декоративно-прикладного
Запреты ортодоксального
ислама изображать живые существа и
жесткие рамки религиозных
В этот период развернулось
строительство культовых
В странах Ближнего и Среднего Востока, одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства Востока справедливо отмечают, что «высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство и занимала среди других его видов почетное место. Достигнув необычной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья».
Афоризмы, изречения из
Корана, благопожелания, имена владельцев
тех или иных предметов, надписи
исторического содержания, эпиграфический
орнамент, с большим мастерством
исполненные декоративно
Изысканная художественная отделка характерна и для рукописных книг, которые скапливались в виде частных и общественных коллекций. Книжная орнаментика составляла особую область прикладного искусства.
Переписывание и художественное оформление книг считалось весьма почетным занятием. Этой деятельности, требовавшей длительной подготовки, огромного труда, терпения и усидчивости, а также хорошего знания арабского языка.
Надмогильный памятник из селения
Кубачи.
783/1381-82 г. Камень. Прорисовка
Искусство это формировалось
на основе синтеза арабо-мусульманского
искусства и богатых традиций
доисламского декоративно-прикладного
искусства, народной архитектуры и
устного художественного
Так же развивались различные виды декоративно-прикладного искусства — художественная обработка металла, ковроделие, керамическое производство, резьба по камню и дереву, обработка кости и т.д., имеющие давние традиции, базирующиеся на многовековом опыте.
Использование в декоративных целях арабских надписей необычайно расширило художественные выразительные средства в отделке произведений декоративно-прикладного искусства и различных по своему функциональному назначению архитектурных сооружений.
В исламском искусстве периода средневековья, как и в искусстве мусульманских стран Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, значительное место занимал орнамент. В эпоху развитого средневековья, в XIV-XV вв., он достигает невиданного ранее расцвета.
Орнамент относится к той области художественного творчества, в которой в яркой форме проявляются эстетические вкусы народа, художественные способности и талант. В нем отразилась многовековая мудрость народа, его художественно-эстетический опыт и даже определенные черты мировоззрения. Свойственный художественному мышлению восточного средневековья принцип декоративности нашел наиболее яркое воплощение в орнаментальном искусстве, которое отражало мир действительности, хотя и условно, «по-своему воплощая его богатство, и заключало подчас довольно сложный символический, аллегорический и ассоциативный смысл, перекликающийся с образами поэзии».
В художественном оформлении
различных архитектурных
три типа средневекового
арабского письма в
Эпиграфический орнамент выполняли каллиграфы, достигшие высокого совершенства в своем искусстве — красоты, изящества и художественной выразительности письма. Они являлись и превосходными орнаменталистами, умеющими составлять не только эпиграфический узор, но и сложные композиции, в которых гармонично сочетались растительный, эпиграфический и другие типы орнамента.
Мастера прикладного искусства, направляя свои творческие усилия на совершенствование сложившихся, широко распространенных, порой канонизированных узорно-эпиграфических композиций и на поиски новой оригинальной их интерпретации, значительно обогащали декор памятников, делали его богаче по форме и разнообразней по композиционному решению.
Нередко в декор надмогильных памятников включались и доисламские, очень долго бытовавшие в народном художественном творчестве языческие символы — различного рода солярные знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. На мужских надгробиях высекались еще изображения холодного и огнестрельного оружия, газырей, обуви, кувшина для омовения, а на женских — расчесок, ножниц, различных украшений и т.п.
Вообще запрет на изображение живых существ, родившийся в борьбе с проявлениями идолопоклонства, не относится к числу важнейших положений ислама. Наиболее отчетливо он был сформулирован в начале IXв. в составленных мусульманскими богословами канонических сборниках хадисов (т.е. в преданиях о высказываниях, поступках или деяниях пророка Мухаммада), где говорится: «Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день Последнего суда лица, которые художник представил, сойдут с картин и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям душу, будет сожжен в вечном пламени». Хадисы прямо предлагали писать «только деревья, цветы и неодушевленные предметы». Они предупреждали, что художники «хуже всех людей будут наказаны в день Страшного суда», так как, изображая людей и животных, они «подражают творению Аллаха», в то время как творцом всего сущего может быть только один Всевышний Аллах.
Особенному порицанию подвергались объемные изображения, «отбрасывающие тень», т.е. памятники и скульптуры.
Хотя ислам, начиная
с того периода, когда был сформулирован
запрет на изображения живых существ,
в значительной степени повлиял
на развитие изобразительного искусства
в мусульманских странах, тем
не менее в средневековой художест
Следует отметить, что средневековый Восток, не знал станковой живописи и обособленной, т.е. объемной, скульптуры — монументальное изобразительное искусство здесь, как правило, было связано с архитектурой.
Каменный саркофаг из Калакорейша является памятником мусульманского культового искусства — надгробием, на котором довольно богато представлены изображения живых существ. Это еще одно убедительное подтверждение того, что в средневековую эпоху мастера—резчики по камню даже на мусульманских культовых памятниках изображали животных и птиц.
Таким образом, несмотря на шариатские запреты, неодобрение и ограничения ислама в изображении живых существ, в средневековом Дагестане, как и в других исламских странах, служители культа, богословы и признанные религиозные авторитеты с определенными оговорками, при соблюдении определенных правил и предписаний, считали его возможным.
Среди самих богословов различных толков существовали разногласия в оценке отношения ислама к изобразительному искусству. Если ал-Газали допускал изображения живых существ в отдельных случаях, то арабский биограф и законовед ан-Навави (1233-1277), писал, что «всякое изображение животных запрещено строжайшим образом, это один из тягчайших грехов»31.
Сохранившиеся до наших дней в большом количестве памятники резьбы по камню и дереву, художественного бронзового литья XIII-XVвв. с сюжетно-изобразительными композициями свидетельствуют о том, что в то время достигло высокого уровня народное изобразительное творчество, нашедшее свое яркое проявление в различных видах декоративно-прикладного искусства. Даже на мусульманских культовых зданиях (мечети), стенах духовных учебных заведений (мадраса) и на памятниках культового искусства (надгробия) встречаются различные изображения живых существ, подвергнутых выразительной декоративной трактовке. Мастера, творившие в средние века, включали изображения людей, животных, птиц и фантастических существ в узорно-эпиграфические композиции, которые строились с учетом форм тех или иных изделий или же архитектурной детали и выполнялись с большим искусством. Орнаментализм сюжетно-изобразительных форм был особенно характерен для монументально-декоративного искусства, связанного с архитектурой. В средневековой художественной культуре в мусульманских странах Востока, изобразительное и орнаментальное искусство развивалось в сложном взаимопроникновении. Начиная с XVI в. под влиянием идеологии ислама развитие искусства шло по линии усиления орнаментализма и постепенного вытеснения изобразительных сюжетов.
Таким образом, исламское искусство периода средневековья не представляло собой нечто раз и навсегда застывшее. Оно развивалось и обогащалось. Талантливыми зодчими, мастерами декоративно-прикладного искусства, поэтами, безымянными певцами и сказителями в средние века было создано немало выдающихся произведений исламского искусства, материальной и духовной культуры, многие из которых сохранились до наших дней и органически вошли в состав бесценного национального художественного наследия народов и в сокровищницу мирового искусства.
5.1.Орнамент в визуальной культуре Ислама
Орнамент как искусство,
как знак, как символ существует
уже более тысячи лет. Более того,
можно утвердительно сказать, что
он зародился на самой заре истории
человечества и поэтому может
считаться одной из самых древних
форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития
орнамент стал некой формулой с множеством
известных и неизвестных величин, преисполненной
глубокого смысла. |