Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 16:56, реферат

Описание работы

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического факторов в наше время также остается широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская идеология.

Файлы: 1 файл

Мусульманское право.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

мусульманско-правовой доктрине, а о трудах юристов, санкционированных

государством и поэтому  ставших источниками норм действующего мусульманского права.

 

Глава 5.Формирование и характерные черты  декоративно-прикладного искусства  мусульман

Запреты ортодоксального  ислама изображать живые существа и  жесткие рамки религиозных канонов  направили творчество мастеров на разработку орнамента, который еще в эпоху средневековья становится необычайно богат по видам и многообразен по композиционным решениям.

В этот период развернулось строительство культовых мусульманских  сооружений — мечетей и минаретов, а также мадраса, которые возводились лучшими зодчими. Детали этих сооружений — порталы, двери, окна, карнизы, михрабы и мимбары — украшали великолепной художественной резьбой и декоративными надписями знаменитые резчики по камню, дереву, штуку (алебастру) и другие мастера.

В странах Ближнего и Среднего Востока, одним из распространенных видов художественного творчества становится арабская каллиграфия. Исследователи средневекового искусства Востока справедливо отмечают, что «высокоразвитая каллиграфия, которая была письмом не только религии, но и поэзии, философии, науки, расценивалась как искусство и занимала среди других его видов почетное место. Достигнув необычной тонкости и изящества в применении различных усложненных почерков, каллиграфия превратилась в одну из форм орнамента, игравшего значительную роль в искусстве мусульманского средневековья».

Афоризмы, изречения из Корана, благопожелания, имена владельцев тех или иных предметов, надписи  исторического содержания, эпиграфический орнамент, с большим мастерством  исполненные декоративно трактованными  арабскими буквами, украшали различные  произведения прикладного искусства — керамику, изделия из металла, резного дерева, камня и кости, художественные ткани и ковры, оружие, а также культовые и гражданские архитектурные сооружения. Очень широко использовались надписи из затейливой вязи арабских букв, обычно вплетенные в орнаментальные композиции, для художественной отделки мемориальных (надмогильных) памятников в виде вертикально поставленных каменных плит.

Изысканная художественная отделка характерна и для рукописных книг, которые скапливались в виде частных и общественных коллекций. Книжная орнаментика составляла особую область прикладного искусства.

Переписывание и художественное оформление книг считалось весьма почетным занятием. Этой деятельности, требовавшей  длительной подготовки, огромного труда, терпения и усидчивости, а также хорошего знания арабского языка.

 
Надмогильный памятник из селения  Кубачи.  
783/1381-82 г. Камень. Прорисовка

Искусство это формировалось  на основе синтеза арабо-мусульманского искусства и богатых традиций доисламского декоративно-прикладного  искусства, народной архитектуры и  устного художественного творчества .

Так же развивались различные виды декоративно-прикладного искусства — художественная обработка металла, ковроделие, керамическое производство, резьба по камню и дереву, обработка кости и т.д., имеющие давние традиции, базирующиеся на многовековом опыте.

Использование в декоративных целях арабских надписей необычайно расширило художественные выразительные средства в отделке произведений декоративно-прикладного искусства и различных по своему функциональному назначению архитектурных сооружений.

В исламском искусстве  периода средневековья, как и в искусстве мусульманских стран Закавказья, Ближнего и Среднего Востока, значительное место занимал орнамент. В эпоху развитого средневековья, в XIV-XV вв., он достигает невиданного ранее расцвета.

Орнамент относится  к той области художественного  творчества, в которой в яркой форме проявляются эстетические вкусы народа, художественные способности и талант. В нем отразилась многовековая мудрость народа, его художественно-эстетический опыт и даже определенные черты мировоззрения. Свойственный художественному мышлению восточного средневековья принцип декоративности нашел наиболее яркое воплощение в орнаментальном искусстве, которое отражало мир действительности, хотя и условно, «по-своему воплощая его богатство, и заключало подчас довольно сложный символический, аллегорический и ассоциативный смысл, перекликающийся с образами поэзии».

 
Надмогильный памятник из селения  Калакорейш.  
783/1381-82 г.

В художественном оформлении различных архитектурных сооружений и мемориальных (надмогильных) памятников, а также изделий прикладного  искусства особое значение придавалось  декоративным арабским надписям, составляющим эпиграфический орнамент. Почерком надписей большей частью служил поздний куфи, являвшийся одним из основных видов декоративного почерка. Встречаются еще надписи, выполненные почерком сульс. С конца XV в. и в последующее время стал широко использоваться почерк насх, особенно хорошо сочетающийся по характеру написания букв с растительным орнаментом.

 три типа средневекового  арабского письма в архитектурной  эпиграфике и в декоре мемориальных  памятников имеют несколько разновидностей  начертания и художественной  трактовки. Иногда одни и те же буквенные формулы или надписи, с незаурядным мастерством подвергнутые многообразной художественной отделке, приобретали замысловатость и яркую декоративность, когда в них включались плетенки в виде так называемых узлов счастья или узлов благоденствия, соединенных с буквенными стволами и образующих сплетения в виде сердечек, петель, колеи и т.д. Из декоративных арабских надписей составлялись самые разнообразные усложненные и оригинальные композиции в виде медальонов, розеток, стилизованных изображений птиц и т.д. Такие надписи предназначались для длительного и внимательного рассматривания.

Эпиграфический орнамент выполняли каллиграфы, достигшие  высокого совершенства в своем искусстве  — красоты, изящества и художественной выразительности письма. Они являлись и превосходными орнаменталистами, умеющими составлять не только эпиграфический узор, но и сложные композиции, в которых гармонично сочетались растительный, эпиграфический и другие типы орнамента.

Мастера прикладного  искусства, направляя свои творческие усилия на совершенствование сложившихся, широко распространенных, порой канонизированных узорно-эпиграфических композиций и на поиски новой оригинальной их интерпретации, значительно обогащали декор памятников, делали его богаче по форме и разнообразней по композиционному решению.

Нередко в декор надмогильных памятников включались и доисламские, очень долго бытовавшие в народном художественном творчестве языческие  символы — различного рода солярные знаки, вихревые розетки, крестообразные фигуры и пр., а также изображения коня, всадника, тульпара (крылатого коня) и птиц. На мужских надгробиях высекались еще изображения холодного и огнестрельного оружия, газырей, обуви, кувшина для омовения, а на женских — расчесок, ножниц, различных украшений и т.п.

Вообще запрет на изображение  живых существ, родившийся в борьбе с проявлениями идолопоклонства, не относится к числу важнейших  положений ислама. Наиболее отчетливо  он был сформулирован в начале IXв. в составленных мусульманскими богословами канонических сборниках хадисов (т.е. в преданиях о высказываниях, поступках или деяниях пророка Мухаммада), где говорится: «Несчастье тому, кто будет изображать живое существо! В день Последнего суда лица, которые художник представил, сойдут с картин и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям душу, будет сожжен в вечном пламени». Хадисы прямо предлагали писать «только деревья, цветы и неодушевленные предметы». Они предупреждали, что художники «хуже всех людей будут наказаны в день Страшного суда», так как, изображая людей и животных, они «подражают творению Аллаха», в то время как творцом всего сущего может быть только один Всевышний Аллах.

Особенному порицанию  подвергались объемные изображения, «отбрасывающие тень», т.е. памятники и скульптуры.

Хотя ислам, начиная  с того периода, когда был сформулирован  запрет на изображения живых существ, в значительной степени повлиял  на развитие изобразительного искусства  в мусульманских странах, тем  не менее в средневековой художественной культуре стран Ближнего и Среднего Востока эта область художественного творчества никогда не исчезала полностью. Изобразительные сюжеты выполнялись на стенах дворцов и общественных зданий, на страницах рукописных книг рисовались чудесные миниатюры; изображения людей, животных и птиц украшали ткани, ковры, разнообразные металлические и керамические сосуды. В народном художественном творчестве фольклорные образы продолжали бытовать веками.

Следует отметить, что  средневековый Восток, не знал станковой живописи и обособленной, т.е. объемной, скульптуры — монументальное изобразительное искусство здесь, как правило, было связано с архитектурой.

 
Каменный саркофаг из селения Калакорейш 
Конец XIII - начало XIV в. Общий вид

Каменный саркофаг из Калакорейша является памятником мусульманского культового искусства — надгробием, на котором довольно богато представлены изображения живых существ. Это еще одно убедительное подтверждение того, что в средневековую эпоху мастера—резчики по камню даже на мусульманских культовых памятниках изображали животных и птиц.

Таким образом, несмотря на шариатские запреты, неодобрение  и ограничения ислама в изображении живых существ, в средневековом Дагестане, как и в других исламских странах, служители культа, богословы и признанные религиозные авторитеты с определенными оговорками, при соблюдении определенных правил и предписаний, считали его возможным.

Среди самих богословов различных толков существовали разногласия  в оценке отношения ислама к изобразительному искусству. Если ал-Газали допускал изображения  живых существ в отдельных  случаях, то арабский биограф и законовед  ан-Навави (1233-1277), писал, что «всякое изображение животных запрещено строжайшим образом, это один из тягчайших грехов»31.

Сохранившиеся до наших  дней в большом количестве памятники  резьбы по камню и дереву, художественного бронзового литья XIII-XVвв. с сюжетно-изобразительными композициями свидетельствуют о том, что в то время достигло высокого уровня народное изобразительное творчество, нашедшее свое яркое проявление в различных видах декоративно-прикладного искусства. Даже на мусульманских культовых зданиях (мечети), стенах духовных учебных заведений (мадраса) и на памятниках культового искусства (надгробия) встречаются различные изображения живых существ, подвергнутых выразительной декоративной трактовке. Мастера, творившие в средние века, включали изображения людей, животных, птиц и фантастических существ в узорно-эпиграфические композиции, которые строились с учетом форм тех или иных изделий или же архитектурной детали и выполнялись с большим искусством. Орнаментализм сюжетно-изобразительных форм был особенно характерен для монументально-декоративного искусства, связанного с архитектурой. В средневековой художественной культуре в мусульманских странах Востока, изобразительное и орнаментальное искусство развивалось в сложном взаимопроникновении. Начиная с XVI в. под влиянием идеологии ислама развитие искусства шло по линии усиления орнаментализма и постепенного вытеснения изобразительных сюжетов.

Таким образом, исламское искусство периода  средневековья не представляло собой нечто раз и навсегда застывшее. Оно развивалось и обогащалось. Талантливыми зодчими, мастерами декоративно-прикладного искусства, поэтами, безымянными певцами и сказителями в средние века было создано немало выдающихся произведений исламского искусства, материальной и духовной культуры, многие из которых сохранились до наших дней и органически вошли в состав бесценного национального художественного наследия народов и в сокровищницу мирового искусства.

5.1.Орнамент  в визуальной культуре Ислама

Орнамент как искусство, как знак, как символ существует уже более тысячи лет. Более того, можно утвердительно сказать, что  он зародился на самой заре истории  человечества и поэтому может  считаться одной из самых древних  форм самовыражения человека. В результате своего поступательного развития орнамент стал некой формулой с множеством известных и неизвестных величин, преисполненной глубокого смысла.  
Ислам – религия, в которой запрещается скульптурное изображение живых существ, значит, выход из создавшегося положения был один – найти вид искусства, который бы компенсировал запреты . Орнамент в Исламе очень разнообразен по форме, цвету и содержанию. Он многозначен и глубок по своей сути. Ибо в основе его лежат символы и знаки.  
В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – узел, это сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.  
Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде. Большей частью эти стили используются отдельно, но могут и соединяться, когда все ячейки крупной геометрической сети гириха туго заполняют упругие мелкие сплетения растительных завитков.  
Важная часть узора каллиграфическое письмо – это цитаты из Корана или хадисов. Обычно с гирихом сочетается куфический прямоугольный шрифт, а с ислими – закругления более позднего скорописного письма – насх.  
Гирих подчеркивает величие и мощь, недостижимость высот, оторванность от земного существования, а ислими – доступность, приближенность, мягкость и сплетения окружающего мира в каком-то теплом домашнем образе. Наиболее ярко орнамент представлен в архитектуре, книгах, одежде и росписях посуды.  
Для лучшего понимания смысла орнамента мечети следует отметить, что во все времена она была одновременно и местом собраний, и школой-медресе. Если снаружи более используемым был стиль гирих и в соответствие к нему куфический шрифт письма, то во внутренней отделке – ислими и насх. Внутренний орнамент не стремился к удаленности и некой суровости, он должен был не только приближать человека к богобоязненности, но и объединять людей между собой. Милосердие и суровость диалектически соседствуют здесь.  
"Строгий" орнамент чаще всего расположен над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам), и любой мусульманин видит его только во время вставания на молитву, а далее уже ни в процессе самой молитвы, ни во время бесед или занятий он с ней не сталкивается. Но весь другой орнамент – это растительное сплетение, когда на один бесконечный побег приходятся тысячи цветов и бутонов. Причем это не мозаика, в которой легко можно сделать копию предыдущего элемента, это рисунок, в котором каждый последующий цветок хоть и похож на предыдущий, но все же чем-то и отличен от него.  
Оригинален орнамент верхней части колонн внутреннего дворика мечети Пророка в Медине. На крупной штриховке гириха проступает стилизованный контур сложенных в мольбе ладоней. Эффект усиливается контрастом светлых темных тонов. Создается ощущение, что не только люди, но и само здание вместе с ними взывает к Всевышнему.  
Наиболее ярко вся символичность и загадочность мусульманского орнамента отразилась в книгах. Тем более что в книгах орнамент обязательно должен был сочетаться со стилем письма, а это диктовало ему своеобразное направление развития, так как именно в орнаментах книг наблюдалась наибольшая символичность.  
Едва ли не самым распространенным мотивом является восьмилучевая звезда. Ее происхождение связано с религиозными представлениями. Как известно, Аллах не имеет образа и места, поэтому Его имя пишут буквами.  
Арабская надпись "Аллах" включает четыре вертикальных линии, схематически передающих смысл этого слова. Также распространенными орнаментальными мотивами являются пятиугольник (или пятилучевая звезда) символизирующий пять столпов Ислама и шестиугольник (или шестилучевая звезда) символизирующий шесть столпов (веры).  
В Исламе священной книгой является Коран. Следовательно, именно он всегда наиболее украшался, в том числе и разнообразными орнаментами. Следует заметить, что в основном орнаментизировались футляр книги и ее первые две страницы.  
Ковер и Ислам понятия неразделимые. Это связано с особенностями культуры мусульманина и его молитвы. Ковры, покрывала, коврики для молитв – все это обычно украшено богатыми орнаментальными узорами.  
Так в чем же смысл орнаментов ковра? Ковры и покрывала в основном использовали растительные орнаменты, когда на основном однотонном фоне шел пестрый узор из цветов и листьев, причем богатство цвета (иногда до 500–700 оттенков) вполне сочеталось с богатством рисунка и нисколько не контрастировало с ним. Следует заметить, что обычно эти узоры символизируют красоту мира.  
Орнамент ковра это не только простая гармония мира чувств и мира вещей, это еще и некая своеобразная установка на будущее. Ковер – это символ, неодушевленный предвестник Рая, надежда на который не покидает даже самую заблудшую душу.  
Особое направление в орнаменте ковров наблюдается в создании специальных ковриков для молитвы. На них обычно сочетаются орнаментальные узоры различных направлений.  
Также одним из направлений в орнаментальном искусстве является орнамент одежды. И в большинстве случаев это женская одежда. Ведь именно женщина у всех народов – это олицетворение всего самого прекрасного в мире.  
Орнамент в одежде в основном представлен в виде вышивки различных стилей и направлений. Орнаментизируется все, что только возможно: платья, накидки, головные уборы, обувь. (Последние два зачастую вышивались и в мужском варианте одежды).  
Но смысл орнамента отнюдь не только в украшении, он заложен гораздо глубже. Во-первых, следует заметить одну из особенностей мусульманки – она никогда не станет на людях надевать что-либо вызывающее. Самое драгоценное и прекрасное остается в стенах дома, поэтому европейскому взгляду этот вид искусства остается практически неизвестным. А во-вторых, даже то, что видимо, далеко не всегда истолковывается правильно.  
Мусульманки всегда обрамляют края одежды. Холодный голубой фон и серебристые узоры, все больше походящие на кристально-игольчатые снежинки. Некая точка "замерзания" – холод чувств, эмоций и страстей.  
Орнаментально подобранная дисгармония с жарким и пламенным югом. Чистый бисерный "ручей", "прохладные капельки росы" и "лед" сменяется утренним пробуждением природы, способностью замереть и заново возродиться. Характерны розово-лиловые переходящие друг в друга тона.  
Черные складки одежды контрастируют с красными, золотистыми и серо-бардовыми всполохами орнамента, это какие-то почти нереальные и совершенно немыслимые сочетания, абсолютно нелогичная игра цвета и узора. Совершенно абстрактная на первый взгляд картина, но стоит остановить взгляд, как все ощущение иррациональности исчезает, весь смысл заключается в относительной динамике, постоянном перемещении, взаимопроникновении и взаимоисключении отдельных элементов и деталей платья.  
Орнамент – неизменный участник нашей повседневной жизни, вечный спутник человека и человечества. В Исламе орнамент превратился в способ постижения мира в символической форме. Инвариантность, многозначность знаков и символов, которые стали своего рода кодами бытия, сформировали особое миропонимание. Глубокий смысл искусства исламского орнамента и позволяет говорить о его значении.  

Информация о работе Мусульманское право