Мусульманское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 14:01, контрольная работа

Описание работы

Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия. Считалось, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов, а лишь исполнять волю Аллаха. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат).

Содержание работы

Введение.................................................................................................................................... 3
Глава 1. Мусульманское право................................................................................................... 4
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы......................................... 4
1.2. Источники мусульманского права............................................................................... 5
Глава 2. Право Арабского Халифата ......................................... 8
2.1. Право личного статуса.......................................................................................... 8
2.2 Обязательства......................................................................................................... 9
2.3. Семейные отношения. Наследственное право. ......................................................... 10
2.4 Преступления и наказания. Судебный процесс............................................ 11
Глава 3. Приспособление мусульманского права к современному миру............................... 13
Заключение............................................................................................................................... 16
Список литературы.................................................................................................................. 17

Файлы: 1 файл

КОНТР. РЕЛИГИЯ.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

 

Тема : « Мусульманское право ».

 

Содержание.

 

Введение.................................................................................................................................... 3

Глава 1. Мусульманское право................................................................................................... 4

1.1. Основные черты мусульманской  правовой системы......................................... 4

1.2. Источники мусульманского права............................................................................... 5

Глава 2. Право Арабского Халифата ......................................... 8

2.1.  Право личного статуса.......................................................................................... 8

2.2 Обязательства......................................................................................................... 9

2.3. Семейные отношения.  Наследственное  право.  ......................................................... 10

2.4 Преступления и наказания. Судебный процесс............................................ 11

Глава 3. Приспособление мусульманского права к современному миру............................... 13

Заключение............................................................................................................................... 16

Список литературы.................................................................................................................. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение и  история  развития  правовой  системы  государства  свидетельствует  о том,  что  на содержание и динамику правовой системы воздействует  вся  духовная  культура  общества:  религия,  философия, мораль,  художественная культура,  наука. На  формирование мусульманского права решающее воздействие  оказала религия.   Считалось, что все необходимые для мусульман  законы и правила поведения были изложены Мухаммедом и его ближайшими сподвижниками. Поэтому государство не должно издавать новых законов,  а лишь исполнять волю Аллаха.  Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.  После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.). Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили, в конечном счете, неповторимость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман —Коран и Сунна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мусульманское право.

1.1. Основные черты мусульманской правовой системы.

Правовые системы 45 афро-азиатских  государств  (от  Марокко  до Индонезии)   относятся  к  мусульманской  правовой  системе.  Наиболее мусульманскими  считаются  33  страны  (  Иран,  Афганистан,   Турция, государства  Арабского востока,  Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.)  Здесь  более  80%  населения  является  мусульманами,  а  ислам провозглашен в конституциях государственной религией.

Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе.  Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.

Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.  Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

Мусульманское право имеет  четыре источника:

1. Священная книга Коран,  состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;  

2. Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;  

3.  Иджма - конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;   

4. Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман,  которые не  охватываются  предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный,  общественный  характер.       

К чертам мусульманского права  относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник. В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования.  Основное   содержание  мусульманского  права  - вытекающие из ислама правила поведения верующих  и  наказания  (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.

С самого  начала  ислам  определял  не  только религиозный  ритуал, догматические и культовые  особенности,  но социальные институты, формы собственности,    особенности    права,    философии,   политического  устройства,  этики,  морали  и  социальной  психологии,  хотя  духовная сторона  стояла  все  же  на  первом месте.

Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных  и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы  государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким  образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно  связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает  правовые установления, как частицу  единого божественного закона и  порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также  приписывается божественное значение. Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

·    обязательные;

·    рекомендуемые;

·    дозволенные;

·    предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;

·    запрещенные  и подлежащие наказанию.

Основная тенденция шариата  – оценка различных жизненных  обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что  одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются  только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата  подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).

Предписания шариата многочисленны  и строги. Они определяют все нормы  взаимоотношений человека в семье  и обществе, регулируют гражданские  правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение  норм шариата предусмотрена очень  жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право  шариат отличается от канонического  права в странах Европы в том  отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и  церковной жизни, а выступает  в качестве всеохватывающей и  всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран  Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть  Закавказья, на Северную, частично Восточную  и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление  - шиизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Источники мусульманского права.

 

Коран.

Важнейшим источником шариата  считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так, мы ниспослали его как арабский судебник".  Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свои выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.

Сунна.

Другим авторитетным и  обязательным для всех мусульман  источником права была Сунна ("священное  предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях  и поступках самого Мухаммеда. В  хадисах также можно встретить  различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений  в арабском обществе. Окончательное  редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в  ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил  Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.

Таким образом, "Сунна  посланника Аллаха" (полное название Сунны) - свод текстов, описывающих жизнь  Мухаммеда, его слова и дела, а  в широком смысле - сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий  Коран и почитаемый наравне с  ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне - важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны  и следование ей - один из главных  критериев авторитетных предводителей  верующих.

 

Иджма.

 Третье место в иерархии  источников мусульманского права  занимала иджма, которая рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муфтиев и муджатахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

Информация о работе Мусульманское право