Мыслители Нового времени, их вклад в разработку учения о политике власти и государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Новое время в Европе - эпоха буржуазных революций и последующего развития капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований. Начало Нового времени связан с формированием идеологии Просвещения, которое интеллектуально подготовило буржуазные революции. Идеология основывалась на убеждении в способности человеческого разума познать действующие в мире законы и изменить всю систему общественных отношений. Политическая мысль начинает уделять большое внимание проблеме индивида как гражданина и характера его взаимоотношений с государством.

Файлы: 1 файл

политология контрольная.docx

— 32.17 Кб (Скачать файл)

Алексис де Токвиль. Соотечественник Констана и его младший современник Алексис де Токвиль также был обеспокоен проблемой защиты индивидуальной свободы от "тирании большинства". Собственно он и ввел понятие "тирания большинства". Он был сторонником демократии и считал, что падение правления аристократии и демократические преобразования является универсальным процессом, вызванным утверждением социального равенства. Спор о преимуществе демократии или аристократии решена в пользу первой, но возможны различные альтернативы демократии: равенство в сочетании со свободой или равенство без свободы. Опасность для индивидуальной свободы скрывается в том, что демократия может владеть трудно выраженным разновидностью деспотизма - власть общественного мнения, которая подавляет любое несогласие.

Джон Стюарт Милль. Идея Токвиля о том, что опасность для индивидуальной свободы может исходить от общественного мнения, нашла теоретическое продолжение в учении английского мыслителя Джона Стюарта Милля. Гарантией против подобной тирании, по его мнению, должна стать абсолютная свобода мысли. Подавление дискуссий несправедливое и даже вредное для общества, потому что оно теряет возможность познать мнение, которое может оказаться справедливым. Следование догмам, которые не поддаются экзамена свободного обсуждения, не оставляет обществу шанс дальнейшего развития.

Представители утопического социализма. Противоречия капитализма, который развивался, породили новые представления о необходимости общественных преобразований. Идея естественного равенства людей перешла границы политико-правового толкования (политические права, равенство перед законом) и распространялась на сферу социальных и экономических отношений. Вопрос о лучшее обустройство общества рассматривался через призму решения вопроса о ликвидации эксплуатации человека человеком и решения других социальных вопросов.

Эти идеи были развиты такими представителями утопического социализма начала XIX вв.:

  • Шарлем Фурье;
  • Робертом Оуэном;
  • Анри де Сен-Симоном.

Они высказали целый ряд  идей, которые стали исходным моментом для коммунистической теории К.Маркса и Ф.энгельса.

Среди них:

  • противоречивый характер общественного процесса, борьба классов как содержание исторического процесса;
  • уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом, городом и селом;
  • труд как первая потребность человека;
  • принцип распределения согласно количества и качества затраченного труда;
  • индустриальные технологии (Сен-Симон, собственно, и ввел в обиход термины "индустриализация" и "индустриальное общество").

Проектируемые ими черты  будущего справедливого общества уже  не несли рис уравнительности, свойственных первым социалистическим утопиям. Более того, ни Фурье, ни Сен-Симон не пошли путем полного уничтожения частной собственности. По Сен-Симоном, полное равенство недостижимо. Приближение к равенства заключается в ликвидации паразитизма старых правящих классов. Он высказал довольно оригинальные мнения относительно политической власти в новом обществе. Сен-Симон считал, что светская власть должна принадлежать индустриалам - наиболее способным представителям промышленного класса, к которому он относил предпринимателей и рабочих. Духовная власть должна быть сосредоточена в руках ученых, их задача - распространение знаний среди других классов. Он считал, что в будущем может быть уничтожена разница между управляющими и руководителями, а политическая власть трансформируется в административную, которая будет осуществлять управление производственными процессами, руководствуясь планом. Будущее общество представлялось как единственная промышленная ассоциация с перспективой постепенного утверждения всемирной ассоциации народов.

Ш.Фур'є выступил с идеей децентрализации власти. Будущее общество представлялось ему как ассоциация автономных фаланг (производственно-потребительских обществ). Цель фаланги - обеспечение личных свобод. Решения принимаются с согласия всех членов общества.

Проект политической реорганизации  общества Р.Оуена предусматривал объединение "поселений сообщества и сотрудничества", которые самоуправлялись на основе конституции в национальные федерации, которые в свою очередь перерастают в объединение международного масштаба с единым управлением и едиными законами.

Представители коммунистической теории. Во второй половине XIX в. происходит становление нового течения общественной мысли, оказавшее значительное влияние на теорию и политическую практику этого и следующего века, - марксизма. Как теория, идеология и практика, он был разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Марксистский анализ политики включает в себя ряд положений:

  • обусловленность политики экономической сферой и признания за ней относительной самостоятельности, способности влиять на экономику;
  • идея классовых конфликтов, в которых проявляются противоречия классово-антагонистических обществ;
  • классовая борьба и революции как движущая сила социальных изменений;
  • трактовка власти и политики как организованного насилия одного класса над другим;
  • борьба за государственную власть как способ реализации классовых интересов;
  • классовое видение процесса происхождения и сущности государства;
  • необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата для перехода к новому общества;
  • идея достижения принципиально нового, бесклассового типа общества, которое потянет за собой отмирание государства.

Отношение к марксизму  со стороны политической науки противоречивое. Много современных концепций  появилось или в споре с  марксизмом, или как углубление его  отдельных теоретических положений. Но в целом современная политология  рассматривает марксизм как один из подходов при исследовании сущности политической жизни.

Развитие политической мысли  второй половины XIX в. связан со становлением социологии как самостоятельной  науки. Ее возникновение связывают с именем основателя позитивизма Огюста Конта. Примечательный факт: его известная классификация наук по мере сложности - математика, астрономия, физика, химия, биология, социология - изначально имела другой вид: на месте социологии находилась "политическая наука".

Заключение

 

Многие идеи позитивизма  оказали влияние на развитие собственно политической науки: представление об обществе как о системе, в которой отдельные элементы выполняют определенные функции, о механизмах, которые поддерживают устойчивые социальные связи. Столь же ценными для развития исследовательской практики политологии были взгляды О.Конта на основные научные методы познания социальной реальности: сравнительный метод, наблюдение и эксперимент. Он сформулировал главное требование позитивизма: независимый, свободный от оценок подход к исследованию социальной реальности, подкрепление достоверности выводов фактами.

В конце XIX в. начинается процесс  выделения политической науки в  самостоятельную научную дисциплину со своим предметом, объектом и методами исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Антанович, Н.А. Основы политологии/ Н.А Антанович, Н.П. Денисюк - Минск: Беларус, 2009. - с.18-23.

2. Ильинский Н.И. История политических  и правовых учений: курс лекций/ Н.И. Ильинский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009.- с.191-209.

3. Круглова, Г.А. Политология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г.А. Круглова. - Минск: Асар, 2009. - с. 24-28.

4. Мальцев В.А. Основы политологии/  Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП, 2010. - с.35-39.


Информация о работе Мыслители Нового времени, их вклад в разработку учения о политике власти и государстве