Национально-государственная автономия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:

1.Изучить понятие и виды национальных автономий.
2.Проанализировать проблемы национально-государственных автономий в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и виды автономий 6
1.1. Понятие автономии 6
1.2. Виды автономий 7
2. Национально-государственные автономии в Российской Федерации 13
2.1. Исторический аспект создания автономий 13
2.2. Проблема автономий в современной России 19
Заключение 27
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

курсовая Национально-государственная автономия.doc

— 160.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание

    Введение

     Актуальность  темы исследования. Россия – это сложносоставное государство, асимметричная федерация, являющаяся многонациональной по составу населения. Именно многонациональность порождает проблему обеспечения единства страны и требует выбора такой формы государственного (политико-территориального) устройства России, которая способствовала бы решению этой задачи.

     В истории российского государства, даже когда оно было унитарным, допускались различные формы самоуправления отдельных его частей как национальных, так и не имевших национальной специфики.

     Современная федерация, сложившаяся в постсоветский  период под воздействием множества факторов, явилась следствием, кроме прочего, наличия в её составе автономий, которые были сохранены в целях обеспечения единства государства, а также удовлетворения интересов, населяющих его народов. В этой связи важно понимать значение и цели двух основных форм автономии – национально-территориальной (политической и административной) и экстратерриториальной (культурной, персональной, корпоративной и др.).

     Автономия в России является одной из форм национально-территориального существования  народов и этнических меньшинств, компактно проживающих в ряде регионов, которая позволяет обеспечить возможность самоуправления и реализации прав меньшинств, а также решения национальных вопросов.

     Этническая  составляющая (а также культурная и, реже, конфессиональная), лежат в основе выделения автономии как одной из конституционно-правовых гарантий прав народов в многонациональном государстве. Доминирующее в доктрине представление об автономии, признавая данные составляющие, не рассматривает их в качестве основополагающих факторов формирования самой автономии.

     Однако  их учет объективно необходим как  в научном осмыслении, так и  в правовом регулировании соответствующих  отношений.

     Принципиальное  значение для наиболее полного использования  возможностей автономии имеет исследование правовой природы этого явления, как в России, так и в других странах мира. Оно может выражаться в двух основных формах – национально-территориальной (политической и административной) и экстратерриториальной (национально-культурной и др.) автономиях, в адекватной мере реализующих право на самоопределение; при этом ни в коем случае не подразумевается нарушение территориальной целостности государства. Однако в научной литературе, а также общественно-политической практике существуют разноречивые представления о самой автономии, что не может не отражаться на эффективности ее практической реализации как в территориальной, так и в национально-культурной форме.

     В сложившейся конституционно-правовой ситуации все более осознается необходимость в перспективной модели российского государственного устройства, основанной на согласии и солидарности федерального центра и регионов, как определяющего интегрирующего фактора в современных условиях развития общества и государства. Такая модель, как представляется, возможна при наличии автономии, что предполагает, в первую очередь, адекватное закрепление института автономии в российском законодательстве.

     В этой связи нуждается в научном  осмыслении проблема достижения баланса между центробежными и центростремительными силами, которая должна решаться с учетом общественно-политических реалий. Наблюдаемые на пути автономизации в России трудности требуют своего обстоятельного изучения, научного объяснения и поиска наиболее эффективных инструментов ее правового обеспечения.

     Совокупность данных обстоятельств и факторов делает обращение к исследованию выбранной темы весьма актуальным.

     Объектом  исследования является совокупность правоотношений, складывающихся в сфере формирования и функционирования автономий в  Российской Федерации.

     Предметом исследования выступают закономерности возникновения, функционирования и  развития автономии в Российской Федерации.

     Целью курсовой работы является сравнительное исследование конституционно-правовых основ автономии, а также конституционно-правового статуса автономий в субъектах Российской Федерации.

     В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:

  1. Изучить понятие и виды национальных автономий.
  2. Проанализировать проблемы национально-государственных автономий в Российской Федерации.

     Структура работы предопределена целью и задачами исследования. Курсовое исследование состоит из двух глав, введения и заключения, а также списка использованной литературы.  

  1. Понятие и виды автономий
    1. Понятие автономии

     В широком смысле слова автономия  в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов1.

     Именно  в этом смысле конституция Японии 1946 г. говорит о “принципе местной автономии”. Иногда такую автономию называют областной, имея в виду не только единицы областного уровня, но и другие. В большинстве случаев, однако, под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Ниже рассматривается именно автономия такого рода, а не просто автономия административно-территориальных единиц.

     Автономные  образования иногда создаются законом  сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах  предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Нередко создание автономии является результатом длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).

    1. Виды  автономий

     В зависимости от того, компактно или  разрозненно проживают этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в зарубежной литературе используются три характеристики автономии2:

    • Персональная;
    • Корпоративная;
    • Территориальная.

     Персональная  автономия обычно создается, когда  какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и  создают свои объединения, которые  в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.

     Корпоративная автономия обычно связывается с  существованием лингвистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этнических групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.

     Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной  или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти  не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете  особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях — и определение автономии (Автономная Республика Крым).

     Иногда  одна и та же этническая группа одновременно использует разные формы автономии (например, саамы в Швеции и Норвегии).

     В отечественной литературе принято  различать две главные формы  автономии:

    • национально-территориальную (этнотерриториальную);
    • культурно-национальную.

     Обе они, как видно из их названий, связаны  с этническими характеристиками.

     В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии:

    • политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной);
    • административная.

     Политическая  автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным  вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в Италии, или определяется специальным законом. Например, в Ираке — законом об Иракском Курдистане 1974 г. Иногда ей принадлежит также право участия в решении некоторых общегосударственных вопросов, в том числе при переговорах о международных соглашениях, если они затрагивают вопросы автономных образований, как это имеет место в Португалии (Азорские острова и некоторые другие автономные образования Португалии).

     Для политической автономии характерно наличие местного парламент, иногда двухпалатного. Законы, принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Такие законы обычно могут издаваться по вопросам организации административных учреждений, подчиненных данному автономному образованию, административно-территориального деления автономии, местной полиции, рынков, санитарии, ремесленного обучения, дорожной сети, сельского хозяйства и др. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти. Это может быть коллегия, избранная законодательным собранием (советом) автономии, а может быть и его председатель, выступающий как глава исполнительных служб.

     В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судебную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные образования  своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная система, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят в нее. В очень редких случаях политическое автономное образование имеет свое гражданство и свою конституцию. Гражданин автономии одновременно является гражданином государства, а если автономия входит в состав субъекта федерации — еще и гражданство этого субъекта. Ныне свою конституцию имеет Автономная Республика Крым на Украине, но собственного гражданства она не имеет.

     Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании (Гренландия пользуется значительной самостоятельностью: хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем), Корсика во Франции и др. Политическая автономия есть в постсоциалистических государствах. Помимо упоминавшегося Крыма это Республика Каракалпакия в Узбекистане, Республика Нахичевань в Азербайджане. По конституции Азербайджана 1995г. Нахичевань — это автономное государство. Есть политическая автономия в Грузии. Правда, ситуация в Грузии до конца не определилась, между Грузией и ее автономией — Абхазией — шла настоящая война, а сейчас ведутся переговоры о создании федерации или иной формы.

     Административная  автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии (такие акты подлежат утверждению вышестоящих представительных органов или Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей), могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов), могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.

Информация о работе Национально-государственная автономия