Надзор за исполнением законодательства
— это базовая отрасль, которая отражает
специфику статуса прокуратуры как надзорного
органа, реализующего свою главную цель
— осуществление надзора за точным и единообразным
исполнением законов, декретов, указов
и иных нормативных правовых актов. С помощью
надзора реализуется наиболее широкий
комплекс стоящих перед прокуратурой
задач обеспечения верховенства права,
единства и укрепления законности, защиты
прав и свобод граждан, охраняемых законом
интересов личности, общества и государства.
В надзоре за исполнением
законодательства заключена основная
часть профилактического потенциала
прокуратуры. Своевременное выявление
и пресечение нарушений законов
способно позитивно влиять на укрепление
социальной базы обеспечения законности,
изменение криминогенной ситуации
в стране. Надзор за исполнением
законодательства обоснованно принято
считать эффективным средством
раннего предупреждения преступлений[6,14].
Нарушения законодательства
как при издании правовых актов,
так и при исполнении законов
в управленческой деятельности органов
государственной власти, контролирующих
органов могут привести к созданию
условий, благоприятных для совершения
криминальных действий, оказываются
теми причинами, которые вызывают преступления.
Это характерно для деятельности
в сфере приватизации государственной
собственности, банковской сфере, в
сфере налогообложения. Такое положение
требует от прокурора особого
внимания, так как, осуществляя надзор
за исполнением законодательства, прокурор
должен помнить о возложенной
на него задаче осуществлять уголовное
преследование и координировать
деятельность правоохранительных органов
по борьбе с преступностью.
Задачи прокуроров
при осуществлении надзора за
исполнением законов состоят:
- в обязательном вмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
- наиболее полном использовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, в первую очередь преступлений;
- активизации и совершенствовании деятельности органов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения ими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- более активном проведении в жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей независимо от их должностного и имущественного положения;
- доведении до населения и общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
- выявлении пробелов (дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные (законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящих прокуроров;
- повышении правовой культуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, а также граждан.
В наибольшей мере
этому способствует активно осуществляемый
прокурорский надзор за исполнением
законов в сочетании с проведением
специальных предупредительно-профилактических
мероприятий. Основное требование, предъявляемое
в настоящий период к прокурорскому надзору
за исполнением законов, — повышение его
эффективности, выражающейся во влиянии
на конечный результат, — состояние законности
и правопорядка[5;55].
Закон о прокуратуре
устанавливает предмет и пределы
надзора за исполнением законодательства.
Предметом надзора за исполнением законодательства
является точное и единообразное исполнение
законов, декретов, указов и иных нормативных
правовых актов республиканскими органами
государственного управления и иными
государственными организациями, подчиненными
Совету Министров Республики Беларусь,
местными Советами депутатов, исполнительными
и распорядительными органами, общественными
объединениями, религиозными организациями,
другими юридическими лицами, должностными
лицами и иными гражданами, в том числе
индивидуальными предпринимателями. В
перечень объектов прокурорского надзора
не включены Администрация Президента
и Управление делами Президента Республики
Беларусь.
Рассматривая более
широко предмет прокурорского надзора
по отрасли, его содержание, в него
следует включать:
- законность и обоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственного и хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями, а также должностными лицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции, решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так и индивидуальный характер;
- точное и единообразное исполнение требований закона должностными лицами в их деятельности, в частности, по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;
- соблюдение органами государственной власти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественных производителей;
- соблюдение законности в экономической деятельности, в частности, в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательской деятельности, при приватизации государственной собственности.
В приказах Генерального
прокурора Республики Беларусь от 27
апреля 2001 г. № 22 "О регламентации
деятельности прокуроров при осуществлении
надзора за исполнением законодательства
в экономической сфере с целью
защиты государственных и общественных
интересов, прав и законных интересов
субъектов хозяйствования"[3;25], от 13 сентября 2001 г.
№ 31 "Об организации надзора за исполнением
законодательства о возмещении вреда,
причиненного правонарушениями государству,
а также юридическим лицам государственной
формы собственности"[3;54] поставлен вопрос об
активизации надзора и необходимости
острого реагирования на нарушения законодательства,
об особом внимании к материалам, поступающим
в связи с нарушением законов в системе
государственного управления, об усилении
надзора заточным и единообразным исполнением
законодательства возмещении материального
вреда, причиненного преступлениями и
иными правонарушениями государству.
Определяя границы надзора прокуратуры
за исполнением законодательства, можно
сказать, что следует исходить из правила:
"Там, где действует закон, должен срабатывать
общий надзор"[4;139].
Для успешного осуществления
прокурорского надзора за исполнением
законов прокуроры наделены определенными
правами и несут установленные
законом обязанности. Полномочия прокурора
по надзору за исполнением законов
принято делить на три группы:
- полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;
- полномочия по устранению нарушений закона;
- полномочия по предупреждению нарушений закона.
Полномочия прокурора
по устранению нарушений закона представляют
собой систему правовых средств,
используемых для пресечения правонарушений,
восстановления законности, ликвидации
вызванных нарушением закона негативных
последствий. Названные полномочия
закреплены в Законе о прокуратуре:
- прокурор опротестовывает правовые акты и решения республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, отменяет их;
- освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
- дает письменные указания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, и направляет их органам (должностным лицам), ведущим административный процесс;
- в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другими юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
- вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложения о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства;
- обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов;
- составляет протоколы об административных правонарушениях;
- выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
- выносит в случаях, предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении в административном порядке;
- выносит постановления о возбуждении уголовного дела. Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах юридических и физических лиц, а также государства с исковыми заявлениями и в суд[2,ст.27].
Список использованных
источников и литературы
1. Конституция Республики
Беларусь от 15.03.1994 года №2875-XII (с изменениями
и дополнениями, принятыми на Республиканском
референдуме от 24.11.1996, в редакции Решения
Республиканского референдума от 17.11.2004
№1) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология
3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр"
Национальный центр правовой информации
Республики Беларусь. — Минск, 2011
2. О прокуратуре Республики
Беларусь: Закон Республики Беларусь от
08 мая 2007 г. № 220-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс:
Беларусь. Технология 3000 [Электронный
ресурс] / ООО "ЮрСпектр" Национальный
центр правовой информации Республики
Беларусь. — Минск, 2011
3. О мерах по совершенствованию
организации надзора за исполнением законов
при производстве предварительного следствия
и дознания: Приказ Генерального прокурора
от 25 ноября 2002 № 33 // Приказы и указания
Генерального прокурора Республики Беларусь
2001-2004. — Мн., 2004. — С.151-163
4. Басков, В.И. Прокурорский
надзор. Учебник.3-е изд., перераб. и доп.
/ В.И. Басков — М.: НОРМА, 2007. — 704 с.
5. Беляев, В.П. Сущность
надзора и некоторые пути его оптимизации
/ В.П. Беляев / Российский следователь.
— 2005. — № 12. — С.55-58
6. Карпов, Н. Нравственные
основы прокурорский деятельности / Н.
Карпов // Законность. — 2008. — № 12. — С.11-14.