Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 10:49, контрольная работа
Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами. Иными словами, это выражающее государственную волю, обусловленную потребностями развития гражданского общества, общеобязательное правило поведения, устанавливающее права и обязанности персонально неопределенного круга лиц, обладающих известными признаками, осуществление которого гарантируется мерами государственного воздействия.
Вопрос № 2
Норма права: понятие, признаки, структура
Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения регулирующее определенную разновидность общественных отношений, реализация которого обеспечивается компетентными государственными органами. Иными словами, это выражающее государственную волю, обусловленную потребностями развития гражданского общества, общеобязательное правило поведения, устанавливающее права и обязанности персонально неопределенного круга лиц, обладающих известными признаками, осуществление которого гарантируется мерами государственного воздействия.
Правовая норма - одна из наиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Ей присущи качества, характерные любой социальной норме как регулятору общественных отношений. Каждая разновидность социальных норм наряду с общими свойствами обладает своими собственными признаками, отличительными особенностями. Специфическими признаками, выражающими свойства права как особой системы социального регулирования, обладают и правовые нормы.
Будучи первичным элементом права, юридические
нормы содержат в себе признаки, характеризующие
право в целом. Но при этом они представляют
собой относительно самостоятельное правовое
явление, обладающее такими чертами, которые
не присущи праву в целом.
Главное отличие
норм права от других социальных норм
заключается в их связи с государством.
Это такие правила поведения, которые
исходят от государства или им санкционируются.
Другими словами, любые нормы, стандарты
поведения, регулирующие социальные отношения,
могут рассматриваться в качестве правовых
лишь в том случае, если они установлены
или признаны компетентными государственными
органами и взяты ими под свою защиту. Это означает,
что правовые нормы выступают в виде властных
предписаний, велений, обязательных суждений
государства, регулирующих поведение
людей. Они определяют пределы возможного
и должного поведения субъектов права.
Правовые предписания, веления, суждения
- результат относительно длительного
процесса формирования потребностей людей
в определенной сфере общественной жизни.
Облекая в юридическую форму социальные
связи по удовлетворению этих потребностей
и используя различные средства их защиты,
государство придает им устойчивость,
стабильность, независимость от простого
случая или произвола. Поэтому еще одним
важным признаком правовой нормы является
то, что за ней стоит авторитет государства
и ее реализация гарантируется государством.
Все государственные органы обеспечивают
исполнение правовых норм, а некоторые
из них (судебные, прокурорские органы,
органы внутренних дел) в необходимых
случаях применяют к лицам, нарушающим
правовые требования, дифференцированные
меры принудительного воздействия.
Следует учитывать,
что связь нормы права с государством
не означает ее подчиненный характер по
отношению к государству. Государство,
хотя и формулирует правовые нормы, в демократическом
обществе само им подчиняется, само связано
этими нормами. В свою очередь и государство,
и право взаимодействуют с институтами
гражданского общества и служат ему.
Правовые нормы направлены на регулирование отношений между людьми, имеющих государственное значение. Причем регулирование не конкретных отношений между известными субъектами, а определенных разновидностей общественных отношений. В связи с этим необходимо отметить и такой существенный признак правовых норм, как их общий и общеобязательный характер. Это значит, что правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределенный круг лиц, обладающих общими признаками, на участников отношений определенного вида (на депутатов, военнослужащих, пенсионеров, министерства и т.п.). Общий характер предписаний, содержащихся в нормах права, означает, таким образом, что они обращены ко всем тем субъектам, которые могут быть или уже являются участниками определенного вида общественных отношений.
Общеобязательность правовой нормы проявляется в том, что она распространяется на участников соответствующих отношений независимо от того, каково их субъективное, личное отношение к этой норме, согласны ли они с ней или нет, относятся к ней с одобрением или не одобряют. Подавляющее большинство людей следуют правовым предписаниям, поскольку они зафиксированы в норме как модели наиболее целесообразного варианта поведения в соответствующей ситуации, отвечающего идее сочетания, сбалансированности их интересов.
Однако юридическая норма предусматривает возможность и отклоняющегося поведения, а также соответствующие ему меры воздействия. Несоблюдение требований правовой нормы влечет принудительное воздействие со стороны государства вплоть до юридической ответственности. Эта особенность правовых норм связана с необходимостью обеспечения стабильности, устойчивости важных социальных связей и сохранения стабильного функционирования и развития общества в целом.
Норма права рассчитана на многократное применение. Она распространяется не на один конкретный случай, а на все те случаи, когда возникает ситуация, предусмотренная нормой, т.е. на неограниченное количество случаев данного рода. Так, всякий раз, когда осуществляется акт купли-продажи, применяются юридические нормы, регулирующие именно это типичное отношение. В соответствии с ними покупатель и продавец приобретают взаимные субъективные юридические права и обязанности.
Большинство правовых норм действует длительный период времени, до их отмены в установленном порядке.
Важная особенность правовой нормы - ее формальная определенность. Она выступает в виде четко сформулированного правила, фиксируется как строго выраженное требование должного или возможного поведения, закрепленное в юридических документах, среди которых наиболее распространенными являются нормативные правовые акты (законы, декреты, указы, постановления и др.). В силу этого юридическая норма и обладает свойствами государственного регулятора общественных отношений. Четко определяя права и обязанности участников общественных отношений, она вносит необходимую определенность в само правомерное поведение. Это качество правовых норм помогает субъектам правильно уяснить свои права и обязанности и обеспечивает их регулятивное воздействие на общественные отношения.
Структура нормы представляет собой ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга составных частей, элементов. В совокупности все эти части могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явление.
Следует отметить, что в настоящее время еще не сложилась единая точка зрения по поводу основных элементов структуры правовой нормы. Тем не менее, анализ различных позиций, высказанных относительно структуры юридических норм, позволяет разделить их на две группы:
· норма права состоит из трех элементов;
· норма права состоит из двух элементов;
К наиболее распространенным относится понимание нормы права как правила поведения, структурно представленного в виде трехзвенной конструкции, согласно которой типичная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.
Под гипотезой подразумевается часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом. Другими словами, эта часть нормы указывает на условия ее действия. Гипотеза может выражаться в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, может указывать на время и место совершения какого-либо события, на достижение определенного возраста гражданина.
В качестве примеров гипотезы можно привести следующее: нормы об уголовной ответственности действуют лишь в отношении лиц, достигших возраста уголовной ответственности.
Гипотезы правовых норм подразделяются на виды по различным критериям.
В зависимости от содержания различают:
· абстрактные - определяют условия действия норм общими признаками;
· конкретные - устанавливают частные специальные условия действия нормы.
По степени определенности гипотезы подразделяются на:
· относительные - содержат указание на ограничительные условия действия нормы;
· абсолютно определенные - указывают только на факты, в результате которых норма права вступает в силу.
· абсолютно неопределенные - не указывают никаких фактов, которые обуславливают действие нормы.
По степени сложности гипотезы бывают:
· однородные - гипотеза ставит действие нормы права в зависимость от наличия или отсутствия одного условия, обстоятельства;
· составные - гипотеза ставит действие нормы права в зависимость от наличия или отсутствия двух или более обстоятельств.
Диспозиция - это та часть нормы права, в которой содержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случае наступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Диспозиции подразделяются на виды в зависимости от различных критериев.
По способу описания диспозиции могут быть:
· простые - содержат указание на совершение деяния без описания его признаков, так как они очевидны;
· описательные - дается описание деяния с достаточно подробным перечислением его признаков.
· отсылочные - содержат вместо описания признаков деяния ссылку на другую норму того же нормативного акта;
· бланкетные - содержат ссылку на другой нормативный правовой акт.
По юридической направленности диспозиции можно разделить на:
· предоставительно-обязывающие - содержат двусторонние правила поведения;
· обязывающие - указывают вид и меру поведения обязанного лица.
· управомачивающие - указывают на вид и меру возможного поведения.
· рекомендательные - указывают на желательность того или иного поведения, в котором заинтересовано общество или государство;
· запрещающие - указывают вид и меру поведения, за которое предусмотрена юридическая ответственность.
Санкция - часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции. Санкция является завершающим структурным элементом юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям норм права. В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на:
· карательные - заключаются в лишении правонарушителя определенных благ, в наказании его путем лишения свободы, высылки, ссылки, возложении на правонарушителя выполнение определенных обязательств;
· правовосстановительные - смысл этих санкций состоит в восстановлении нарушенного права, в принуждении к исполнению невыполненной обязанности;
· поощрительные - под правовым поощрением понимается форма и мера юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается.
Доминирует точка зрения о трехзвенной структуре. В юридической литературе справедливо сложилось мнение о том, что норма права немыслима без гипотезы и диспозиции, а без санкции она бессильна, поэтому структура любой нормы права состоит из трех элементов. Если нет гипотезы, то норма права теряет связь с конкретными жизненными обстоятельствами, если нет диспозиции, то норма становится беспредметной, поскольку не предлагает варианта поведения. Если у нормы нет санкции, то ее действенность крайне мала, и она может стать всего лишь декларацией.
На основании анализа литературы можно говорить о трехэлементной и двухэлементной структуре правовой нормы. Трехэлементная структура включает в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, а двухэлементная - гипотезу и диспозицию или диспозицию и санкцию. Доминирующей является точка зрения о трехэлементной структуре правовой нормы.
Информация о работе Норма права: понятие, признаки, структура