Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью работы является раскрытие проблемы понимания нормы права. В рамках этой темы рассмотрены следующие вопросы: основные признаки и понятие нормы права, виды правовых норм и анализ элементов, входящих в структуру нормы права. В соответствии с целью, определим задачи работы:
Получить представление самого понятия «норма»;
Перечислить и охарактеризовать основные признаки нормы права;
Рассмотреть структуру нормы права;
ВВЕДЕНИЕ ……………3
1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА…………………………….……...….5
2. ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ………………………………….…......9
3. СТРУКТУРА ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ………………………......19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..……………………….......28
Нетипичные или, как их ещё именуют, специализированные нормы права. Так называются потому, что они не являются правилами поведения субъекта права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, которые обеспечивают действие типичных норм права. Среди специализированных норм права выделяют общезакрепительные, декларативные или целеустановительные и дефинитивные нормы, а также иногда относят к специализированным оперативные и коллизионные нормы.
Общезакрепительные нормы права закрепляют определенные состояния общественных отношений. Например, основы социального, экономического, политического строя.
Декларативные
нормы права провозглашают
Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия. Дефинитивные нормы дают определения юридических понятий и категорий таких, как преступление, наказание, штраф, сделка. Например, «Преступлением признается виновно совершенное общественно
опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания»18.
Оперативные нормы определяют, когда и в каком порядке вступает в силу тот или иной нормативного акта, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта.
Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм. Коллизионными нормами будут, например, нормы, содержащиеся в ст. 9-12 УК РФ19, определяющие действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Коллизионные нормы в силу их особого назначения имеют и своеобразную структуру - гипотезу и диспозицию.20 Санкция как таковая отсутствует, так как следствием несоблюдения правил, предусмотренных в коллизионной норме, будет то, что коллизия не получит своего разрешения.
В последние годы выделяются в качестве специализированных норм компенсационные. Они регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и иных потерь, возникших у субъектов правоотношений и направленные на защиту прав, законных интересов граждан, их объединений и организаций. Данные нормы отличаются от других норм, прежде всего целевой направленностью - возмещение (восполнение) потерь. К таким потерям относится и моральный вред. Другая особенность этих норм состоит в том, что их практическое применение всегда связано с рассмотрением конкретных дел. Содержание компенсационных норм направлено на положительный результат - возмещение вреда, компенсацию потерь.21
2. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются
на конституционные, административные, гражданские, уголовные,
процессуальные и т. д. Иными словами, их видовая принадлежность определяется тем, к каким отраслям права они относятся. Правовые нормы
каждой отрасли права регулируют качественно однородную и относительно
самостоятельную группу общественных отношений, что и обусловливает
подразделение норм права на институты и отрасли права.
3. Нормы права подразделяются на «материальные» и процессуальные. Нормы «материального» права устанавливают права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т. д. Нормы процессуального права регулируют отношения, связанные с осуществлением, реализацией права. Главная особенность норм процессуального права – это их процедурный характер. Нормы процессуального права призваны обеспечить специальный порядок досудебной и судебной защиты общественных отношений, урегулированных правом.
Процессуальные нормы имеют много общего с нормами материального права, но отличаются от них рядом особенностей. Принято выделять два вида процессуальных норм:
1. обслуживающие отрасль в целом, например нормы уголовного процесса, гражданского процесса, административного процесса;
2. обслуживающие конкретный правовой институт, например избирательный процесс, законодательный процесс, порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам.
Процессуальные нормы играют важную роль в сферах как правотворчества, так и правоприменения, поскольку ориентируют на то, как следует осуществлять материальные предписания.22
4. По методу правового регулирования, нормы права подразделяются
на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.
Императивные нормы представляют собой категорические, строго обязательные предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки. Императивными являются нормы уголовного, административного права, а также исходные, учредительные, или отправные, предписания. Они строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения, поскольку предписывается только один вариант действий.
Диспозитивные нормы, устанавливая тот или иной вариант поведения, предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулировать отношения по своему усмотрению, но в законных пределах. Иначе говоря, субъектам предоставляется довольно широкая автономия (свобода) договориться друг с другом о своих правах и обязанностях, и если они не смогут достичь соглашения, тогда должны следовать предписаниям обязательного варианта поведения. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, трудового, международного права и др.
Поощрительные нормы - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Эти нормы представляют собой самостоятельную группу норм, поскольку их назначение - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий. Они играют большую роль в активизации деятельности граждан, организаций в направлении, полезном для общества и государства. При поощрительном методе субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата, он свободен выбирать или нет предписываемое поведение, но
обещание государственного поощрения - серьезный стимул для достижения указанного в норме результата.
Поощрительные нормы содержат социальную оценку конкретного правомерного поведения, превосходящего обычные требования и пользующегося особым одобрением со стороны государства. Оценочный момент поощрительной нормы состоит также в том, что эта норма закрепляет вид и меру поощрения за одобряемый государством вариант поведения, например государственные награды, льготы, присвоение почетных званий.23
Итак, поощрительные нормы ориентированы на:
Рекомендательные нормы близки по своему характеру поощрительным нормам. Они устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств. Иначе говоря, рекомендательная норма не обязывает своего адресата совершать предусмотренные в норме конкретные действия или не совершать их. Ему предоставляется право самому определять свое поведение, указывая при этом на наиболее предпочтительный вариант или варианты поведения. Если быть более точным, то реализация рекомендательной нормы зависит от волеизъявления ее адресата. Но законодателю небезразлично, воспользуется ли субъект данной рекомендацией или нет. В норме указывается, что рекомендуемые действия наиболее желательны для государства, поэтому реализация нормы поддерживается мерами позитивного характера, а в случае игнорирования рекомендации возможны и меры негативного характера.
Важно также
отметить, что государство может
рекомендовать только то, что входит
в компетенцию данного
5. По времени действия нормы можно разделить на постоянные и временные.
Постоянные эти нормы, которые содержатся в законах и не имеют определённого срока их действия, то есть до отмены их другим актом. К числу временных можно отнести можно установления, содержащиеся в разд. 2 Конституции РФ "Заключительные и переходные положения". Например, п. 6 абз. 2 устанавливает, что "до приведения уголовно - процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления"25. Ещё одним примером может служить указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием.
6. По кругу лиц, на которых распространяется действие норм, они делятся на общие и специальные.
Общие нормы действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ.
Специальные - действуют лишь в отношении определенной категории субъектов. Например, это могут быть военнослужащие, учащиеся, пенсионеры, женщин. В рамках специальных норм права указывают на исключительные или чрезвычайные нормы права. При изложении этих норм используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения», а при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права. Нужно отметить правило, которое в своё время выработали римские юристы. Согласно этому правилу: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.
Иногда в учебниках эту классификацию формулируют как нормы общего и конкретного содержания, или нормы родового и видового содержания. Общие нормы распространяются абсолютно на всех, кто находится на территории данного государства, а специальные нормы - только на определенный круг лиц - военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников районов Крайнего Севера и др.
Под нормами общего содержания проф. А.В. Мицкевич понимает нормы-принципы, нормы - дефиниции, нормы - цели, то есть учредительные, исходные нормы, а под нормами конкретного (видового) содержания - нормы, регулирующие конкретные виды общественных отношений.26
7. В зависимости
от степени определенности
8. В зависимости от сферы действия - на общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях) и локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации).
9. В зависимости от юридической силы - на правовые нормы законов и подзаконных актов.
10. В зависимости от
субъектов правотворчества - на
нормы, принятые
И так, классификация норм права преследует несколько целей: определить место различных норм в механизме правового регулирования, выявить и использовать их богатейшие и разносторонние возможности в осуществлении и совершенствовании правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь.
Наряду с рассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления правовых норм. Однако при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, так как одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач может быть одновременно отнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что нормы права многообразны. Это связано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать. 29
Будучи «клеточкой» системы права, каждая правовая норма имеет внутреннюю структуру.
Под структурой нормы права понимается совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.
Поскольку
норма права представляет собой
специфический регулятор
Соответственно в науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права - гипотезу, диспозицию и санкцию. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, так как все составляющие элементы правовой нормы логически взаимосвязаны и отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.30