Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 14:51, курсовая работа
Целью работы является изучение нормативно-правовых актов, анализ их достоинств и видов.
Задачи работы:
1. изучить сущность нормативно-правовых актов;
2. рассмотреть достоинства и недостатки нормативно-правовых актов;
3. показать иерархическую систему нормативно-правовых актов;
рассмотреть виды нормативно-правовых актов.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации………5
Сущность нормативно-правовых актов………………………..5
Достоинства и недостатки нормативно-правовых актов……..11
Глава 2. Систематизация нормативно-правовых актов……………..18
2.1. Иерархическая система нормативно-правовых актов…………..18
2.2. Виды нормативно-правовых актов……………………………….23
Заключение…………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………..33
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория государства и права»
тема: «НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ»
курса, ___ группы
формы обучения,
______________________________
Научный руководитель:
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации………5
Глава 2. Систематизация нормативно-правовых актов……………..18
2.1. Иерархическая
система нормативно-правовых
2.2. Виды нормативно-правовых актов……………………………….23
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..33
Введение
В Российской правовой системе, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Это обусловлено особенностями типа правовой системы, правопониманием, юридическими традициями и опытом. Иные формы права в отечественной правовой системе ограничены теми разрешительными рамками, которые установлены законодательством. Такое руководящее положение нормативного акта предполагает наличие глубокой теоретико-методологической базы, которая обеспечит устойчивость, систематичность и саморазвитие объекта. Тем не менее, анализ действующего законодательства, научной литературы и эмпирических данных со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости концептуального обновления теории нормативных актов.
Правовое сознание - это совокупность представлений, переживаний и побуждений в правовой сфере. В правовом сознании оцениваются все правовые явления: право, формы права, правотворчество и правореализация. Общественной ценностью обладает не только явление, но и представление об этом явлении. Система нормативных актов, ее теория в сознании субъектов права преломляются через опыт, образование, настроение, должность и другие субъективные характеристики. Именно в этом состоит одно из направлений мониторинга права: идея – норма - отношение.
Российская правовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением ее развития - является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.
Целью работы является изучение нормативно-правовых актов, анализ их достоинств и видов.
Задачи работы:
1. изучить сущность нормативно-правовых актов;
2. рассмотреть достоинства и недостатки нормативно-правовых актов;
3. показать иерархическую
систему нормативно-правовых
При написании работы, я опиралась на труды многих правоведов, как настоящего, так и прошлого времени. При работе я, в основном, использовала труды таких ученых, как Марченко М.Н., Зивса С.Л., Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Эпова А.Г., Матузова Н.И. и др. В их работах наиболее полно отражена реальность отечественного законодательства, рассматриваются сущность и виды нормативно-правовых актов.
Структурно работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации
В настоящее время идет активная работа над проектом Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Этот закон должен стать, прежде всего, материально-правовой основой нормотворчества в Российской Федерации. Предмет правового регулирования данного акта обязывает законодателя выразить свою официальную позицию по вопросам определения понятия нормативного правового акта, его юридической силы, установления его разновидностей и образуемой ими системы.
В практике судов общей юрисдикции долгое время достаточно распространенной была точка зрения о том, что нормативным правовым актом может считаться лишь акт, в отношении которого полностью соблюдена предусмотренная действующим законодательством процедура его принятия, в частности, выполнены требования о государственной регистрации и официальном опубликовании. Из этого делался вывод, что только такой акт может выступать в качестве предмета абстрактного нормоконтроля.
Под действием нормативно-правового акта следует понимать его обладание юридической силой, то есть, признанной государством обязательностью его применения к соответствующим общественным отношениям.
Представляется, что такое признание возможно только лишь при соответствии нормативного правового акта четырем условиям1.
1. Надлежащее
содержание нормативного правов
2. Надлежащая форма нормативного правового акта, под которой понимается его наименование, установленное для него вышестоящим нормативным актом.
3. Надлежащим образом уполномоченный компетентный субъект, издающий нормативный акт.
4. Соответствующая действующему законодательству процедура, в которой этот нормативный акт был принят (в том числе соблюдение требований о государственной регистрации и официальном опубликовании).
Итак, при разработке проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» наиболее правильным представляется исходить из того, что нормативным правовым актом должен признаваться документ именно содержащий в себе нормы права как государственно-властные предписания, являющийся их выражением. Функциональное назначение нормативного правового акта только в том и состоит, чтобы быть именно носителем правовых норм. Установление, изменение, признание утратившими силу норм права, регулирующих конкретную область общественных отношений, производится, в свою очередь, другими нормами, которые могут содержаться как в этом же, так и в другом нормативном правовом акте. И последний вариант не должен рассматриваться как недостаток правотворческой деятельности. Просто в данном случае один акт (правила, инструкция, положение) регулирует отношения, непосредственно связанные с определенной сферой общественной жизнедеятельности; а другой (приказ, постановление) - отношения по поводу того, каким актом, в какой формулировке и в какое время регулируется заданная сфера общественных отношений. Поэтому названная конструкция вполне может быть закреплена в законе «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».
Нормативно-правовые акты являются основной и наиболее совершенной формой современного права. Их большой удельный вес по сравнению с другими формами связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений. Кроме того, их широкому использованию «помогают» такие качества, как способность централизованно регулировать различные отношения, быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, четкость и доступность изложения выраженных в нем предписаний. Документально-письменная форма нормативно-правовых актов позволяет непосредственно и оперативно знакомить с их содержанием население2.
Нормативно-правовые акты следует отличать от иных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документально-письменной форме. Это отличие выражается в следующем:
- нормативно-правовые акты исходят от государства, выражают сбалансированную государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности не всяких, а лишь компетентных (уполномоченных на то законом) государственных органов. Принимать такого рода акты могут и иные, негосударственные организации (акционерные общества, профсоюзы и т.д.), но лишь с ведома (предварительного или последующего санкционирования) государства;
- их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования социально значимых отношений, Ограниченный во времени, в пространстве и по кругу адресатов;
- они имеют строго определенную документально-письменную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Это официальные акты-документы, имеющие установленные символы и реквизиты. Их содержание должным образом структурировано и излагается стилем документов с использованием специальной и общепризнанной терминологий;
- нормативно-правовые акты принимаются и осуществляется в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке;
- их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными и т.д.).
Нормативно-правовые акты не следует отождествлять не только с нормативными, но и с иными правовыми актами, имеющими свою видовую специфику.
Так:
• если нормативно-правовой акт направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений (Уголовный кодекс РФ), то акты применения права регулируют конкретные жизненные ситуации, единичные случаи (приговор суда);
• если нормативно-правовой акт рассчитан на неопределенно большое количество ситуаций, То акт применения права - на однократную реализацию;
• если нормативно-правовой акт не персонифицирован, адресован неопределенно большому числу людей, подавших, в типичную жизненную ситуацию, то акт применения имеет конкретного адресата3.
В отличие от
нормативно-правового
В итоге нормативно-правовой акт можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.
Обобщая все вышеизложенное, еще раз подчеркнем следующее.
Во-первых. Нормативно-правовой акт как документ может быть источником права, только если его содержание, форма, процедура и субъект принятия в совокупности соответствуют нормативным актам более высокой юридической силы.
Во-вторых. Нормативно-правовым актом является документ, содержащий нормы права. Последние могут быть посвящены:
а) непосредственному регулированию определенной сферы общественных отношений;
б) вопросам введения в действие, изменения или отмены правовых норм.
Исходя из этого, вполне допустимо выделять две самостоятельных категории нормативно-правовых актов - утверждаемые (содержат нормы первой группы) и утверждающие их (содержат нормы второй группы).
В-третьих. От нормативно-правовых актов, регулирующих отношения внутри публично-правового образования, следует отличать нормативно-правовые акты, принимаемые учреждениями (в том числе органами публичной власти) для внутренней организации собственной деятельности (локальные нормативные акты). Локальные акты, издаваемые органами публичной власти, должны быть прямо указаны в качестве предмета судебного нормоконтроля.
Можно выразить надежду, что разрешение перечисленных проблем будет отражено в Федеральном законе «О нормативно-правовых актах в Российской Федерации», и это благотворно повлияет на качество материально-правовой основы нормотворческой деятельности в России, позволив в некоторых ситуациях более эффективно защищать права и свободы человека и гражданина.
1.2. Достоинства и недостатки нормативно-правовых актов
В период становления гражданского общества в нашем государстве и мире в целом нормативно-правовой акт не стоит на месте и развивается как понятие, так и как совокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений. На данный момент не избежать и трудностей с его развитием. Так в российской правовой системе у нормативно-правовых актов существуют как достоинства, так и недостатки.
Чтобы определить недостатки необходимо определить достоинства.
В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным4. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.