Нормативно–правовые акты, их виды и значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним “источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и “источник” права. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также – правовой системы в целом.

Содержание работы

I. Введение стр. 3
II. Нормативно – правовые акты, как
источники права, их отличия от стр. 5
других источников права
III. Виды нормативно – правовых
атов стр. 9
IV. Систематизация нормативно –
правовых актов стр. 17
V. Действие нормативно – правовых
актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц стр. 20
VI. Заключение стр. 27

Файлы: 1 файл

Istochniki_formy_prava_Normativnye_akty_ikh_v.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

В свою очередь законы подразделяются на конституционные  и обыкновенные. Конституционные  законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строятся и детализируется вся система нормативно – правовых актов. Конституция по отношении к другим нормативно – правовым актам, в том числе и законом, обладает высшей юридической силой.

Подзаконные нормативно – правовые акты.  

       Это  правотворческие акты компетентных  органов, которые основаны на  законе и не противоречат ему.  Подзаконные акты обладают меньшей  юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективные регулирования общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты, как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной  власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

1.Общие подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей компетенции действия которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. Пор своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным  актам относятся нормотворческие  предписания высших органов исполнительной власти. В зависимости от формы  государственного правления они  находят выражения в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальными конституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороны жизни, связанные с государственным управлением.

Постановление правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением и т.д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченно подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения или постановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.

3. Ведомостные нормативно  – правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определённые структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Это нормативно – правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные, государственно – кредитные, и другие ).

4. Внутриорганизационные  подзаконные акты.  Это такие нормативно  -  правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определённых актами высшей  юридической силы, внутриорганизационные  нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других   организаций.

И последнее. В нормативном регулировании  общественных отношений главное  и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную  и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Акты судебной власти.

Решением судебных органов приобретают  нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.

Правотворческие функции судов  формируются самой судебной практикой, потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел.

Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Однако необходимо иметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, а в  велениях законодательной власти. Правотворческая  деятельность судов в правовом государстве  всецело основывается на своих законных полномочиях, в рамках законности и принципов данной системы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация  нормативно правовых актов.

 

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в  инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  правовых норм.

В результате систематизации устраняются  противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более  совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

 В странах, где действует  прецедентное или обычное право,  систематизация правовых норм  представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство  лишь формально признаёт нормативно  – правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

В настоящее время используется три основные формы систематизации нормативно - правовых актов :

I . Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификация законодательства характеризуется  следующими признаками

Во – первых, кодификационной  деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании  конституционных или других законных полномочий;

Во – вторых, в результате кодификации  создаётся новый нормативно –  правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших;

В – третьих, кодификационный акт  является свободным актом, так как  в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных  актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений;

В – четвёртых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определённой сфере общественной жизни;

В – пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитано на длительное регулирование  общественных отношений. 

Кодификация – это наиболее сложная  и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий  характер.

Три основные виды кодификационных  актов :

      1.Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;

     2.Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.)

     3.Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством)

    II. Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке без изменения содержания.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства :

1. При внешней обработке  нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке : алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно  – правовых актов, включаемых  в инкорпоративные сборники или  собрания законодательства, по существу не изменяются.

Официальные инкорпорации – это  упорядочение правовых норм путём издания  компетентными органами сборников  действующих нормативно -  правовых актов. По своей юридической природе  акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Хронологическая инкорпорация – это  такая форма систематизации, при  которой упорядочение нормативно –  правовых актов производится по времени  их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих  нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной  деятельности.

Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов.

III. Консолидация – это такая  форма систематизации, при происходит  объеденение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.

Особенности консолидации состоит  в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации  и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к  систематической инкорпорации. Она  используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действие нормативно – правовых актов во времени, в  пространстве и по кругу лиц.

Все нормативно – правовые акты действуют в определённых пределах, очередных во времени, в  пространстве и по кругу “охватываемых” этими актами лиц. Установление этих пределов – границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Определяя границы  действия нормативно актов во времени, Г.Ф.Шершеневич был прав, когда писал, что “закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении”1 .

Действие  закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы.

В одних случаях  вступление нормативно – правового  акта в силу связывается с датой  его принятия или утверждения.

В других случаях  вступление нормативно – правового  акта в силу соотносится с датой  его опубликования (обнародования).

Информация о работе Нормативно–правовые акты, их виды и значения