Нормативные акты и их действиt

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Если исходить из общераспространенного термина «источник», то сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и пр.

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Институт права  и предпринимательства АГТУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему

«Нормативные  акты и их действие»

по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнила: Зарочинцева Н. С.

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

- 2005 -

Ведение.

   тптпрьрпь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Нормативно-правовой акт как основной источник права.

   Если исходить из общераспространенного термина «источник», то сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

   Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и пр.

   Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Одни из них (правовой обычай, нормативно-правовой акт, прецедент, договор) сохранились в правовых системах, другие бесследно исчезли или, утратив практическую значимость, имеют в настоящее время лишь историческую ценность (например, в отдельные периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов).

   Сейчас в теории  выделяют четыре вида источников  права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.

   В любом современном  обществе источники права упорядочены,  но вместе с тем они вряд  ли составляют строгую систему,  особенно акты подзаконного творчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, можно говорить о совокупности нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный правовой режим.

   В соответствии  с темой данной курсовой работы, подробно остановимся лишь на  рассмотрении нормативно-правового  акта, который является основным источником права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

а) Нормативный акт  может быть издан оперативно, в  любой своей части изменен, что  позволяет относительно быстро реагировать  на социальные процессы.

б) Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения и реализации.

в) Нормативные акты позволяют  точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику и не допускать произвольного толкования и применения норм.

г) Нормативные акты поддерживаются и охраняются государством. В случае нарушения положений нормативных  актов нарушители преследуются и  наказываются на основании закона.

   Все источники  права могут быть разделены на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты  и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.

   Нормативно-правовые акты:

- дифференцированы, поскольку механизм  государства имеет разветвленную  структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов. Примером может ;

- иерархизированы (при ведущей  роли конституции государства), так  как эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить. Например, ;

- конкретизированы по предмету  регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках (…..).

   Таким образом, мы подошли  к определению нормативного правового  акта. Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

   Из приведенного определения  напрямую следуют и основные  признаки нормативно-правового акта, а также их классификация, о чем и будет идти речь в следующей главе.

 

2. Нормативно-правовой акт как внешнее выражение правовых норм.  

   Реальное действие правовых  норм непосредственно связано  с их внешним выражением, закреплением  в официальных документах. Важнейшим  и наиболее распространенным  из них является нормативный  правовой акт. Его характеризуют  следующие признаки:

- издается компетентными органами  государства или в соответствии  с конституцией принимается непосредственно  населением путем референдума;

- содержит нормы права, устанавливает,  отменяет или изменяет их;

- обладает юридической силой,  охраняется и обеспечивается государством;

- имеет вид письменного документа  с установленной структурой и  необходимыми атрибутами;

- носит легитимный характер.

   Нормативный правовой  акт выступает необходимой формой  взаимосвязи между законодателем  и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.

   Нормативные правовые  акты подразделяются:

- по субъектам правотворчества  на акты органов представительной  власти (законы, постановления, решения)  и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы);

- по юридической силе  – на законодательные и подзаконные:

- по степени систематизации  – на простые и кодифицированные;

- по сфере действия  – на федеральные, акты субъектов  Федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты;

- по времени – на  постоянные и временные.

   Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

   В первом варианте  норма права и статья закона  совпадают. Учитывая единство  потенциальной и реальной структуры правовой нормы, в этом случае можно говорить о том, что в статье присутствуют либо все три элемента (гипотеза, диспозиция и санкция), либо только один (два), а остальные требуют выявления логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

   Второй вариант  – включение нескольких норм  в одну статью закона. Например,

   Третий вариант  предполагает расположение одной  нормы в нескольких статьях.  Так, ….

 

3. Иерархическая система нормативно-правовых актов Российской Федерации.

   В Российской Федерации  нормативно-правовой акт, в сущности, является единственным источником права. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. Как уже отмечалось в главе ХХХ, нормативно-правовые акты иерархизированы, в общем виде для случая Российской Федерации эту систему можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств  и ведомств.

   Особую группу образуют  международные договоры и нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

4. Порядок опубликования и условия вступления в силу нормативно-правовых актов.

   Рассмотрим подробнее перечисленные  в предыдущей главе виды нормативно-правовых актов:

1) Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее определяется следующим:

- Конституция принята на референдуме  (12 декабря 1993 г.) в результате  свободного волеизъявления всего  народа;

- Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;

- Конституция содержит перечень  основных прав человека и фиксирует  структуру и компетенцию высших  органов государственной власти  и управления;

- Конституция принимается, изменяется  в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

   Текст Конституции состоит  из 137 статей, содержащих нормы, относящиеся  к различным отраслям права.  Для настоящего раздела имеют  значение нормы, определяющие  компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторые другие. К примеру,

 2) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, затем передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

   Особая группа федеральных  законов – конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов

   Закон о порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального  Собрания от 14 июня 1994 г. признает  датой принятия федерального  закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона – день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

   Для всех видов законов  официальной является публикация  их полного текста в «Российской  газете» или «Собрании законодательства  Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок вступления его в силу.

   В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

   Правовое регулирование  в Российской Федерации только  законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

3) Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам РФ на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами и Правительством.

Информация о работе Нормативные акты и их действиt