Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:36, курсовая работа
Если исходить из общераспространенного термина «источник», то сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и пр.
Институт права и предпринимательства АГТУ
Курсовая работа на тему
«Нормативные акты и их действие»
по дисциплине «Теория государства и права»
Архангельск
- 2005 -
Ведение.
тптпрьрпь
1. Нормативно-правовой акт как основной источник права.
Если исходить из общераспространенного термина «источник», то сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и пр.
Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Одни из них (правовой обычай, нормативно-правовой акт, прецедент, договор) сохранились в правовых системах, другие бесследно исчезли или, утратив практическую значимость, имеют в настоящее время лишь историческую ценность (например, в отдельные периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов).
Сейчас в теории
выделяют четыре вида
В любом современном
обществе источники права
В соответствии
с темой данной курсовой
а) Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
б) Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения и реализации.
в) Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику и не допускать произвольного толкования и применения норм.
г) Нормативные акты поддерживаются
и охраняются государством. В случае
нарушения положений
Все источники права могут быть разделены на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.
Нормативно-правовые акты:
- дифференцированы, поскольку механизм
государства имеет
- иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), так как эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить. Например, ;
- конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках (…..).
Таким образом, мы подошли
к определению нормативного
Из приведенного определения
напрямую следуют и основные
признаки нормативно-правового
2. Нормативно-правовой акт как внешнее выражение правовых норм.
Реальное действие правовых
норм непосредственно связано
с их внешним выражением, закреплением
в официальных документах. Важнейшим
и наиболее распространенным
из них является нормативный
правовой акт. Его
- издается компетентными
- содержит нормы права,
- обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;
- имеет вид письменного
- носит легитимный характер.
Нормативный правовой
акт выступает необходимой
Нормативные правовые акты подразделяются:
- по субъектам правотворчества
на акты органов
- по юридической силе – на законодательные и подзаконные:
- по степени систематизации
– на простые и
- по сфере действия
– на федеральные, акты
- по времени – на постоянные и временные.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.
В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, в этом случае можно говорить о том, что в статье присутствуют либо все три элемента (гипотеза, диспозиция и санкция), либо только один (два), а остальные требуют выявления логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.
Второй вариант – включение нескольких норм в одну статью закона. Например,
Третий вариант
предполагает расположение
3. Иерархическая система нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В Российской Федерации
нормативно-правовой акт, в
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют
международные договоры и
4. Порядок опубликования и условия вступления в силу нормативно-правовых актов.
Рассмотрим подробнее
1) Конституция Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее определяется следующим:
- Конституция принята на
- Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
- Конституция содержит перечень
основных прав человека и
- Конституция принимается,
Текст Конституции состоит
из 137 статей, содержащих нормы, относящиеся
к различным отраслям права.
Для настоящего раздела имеют
значение нормы, определяющие
компетенцию высших органов
2) Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, затем передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов – конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов
Закон о порядке опубликования
и вступления в силу
Для всех видов законов
официальной является
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
Правовое регулирование
в Российской Федерации только
законами не исчерпывается.
3) Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам РФ на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами и Правительством.