Нормативные правовые акты органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства – это те задачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом. Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей, логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно – правовой базы, включающей в себя различные виды актов, в том числе и издаваемых федеральными органами исполнительной власти. Последним принадлежит особое место в правовом массиве, что обусловлено как положением органов исполнительной власти в механизме государства, так и характером выполняемых ими функций и задач.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие и признаки нормативно – правовых актов органов исполнительной власти. 5
2. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация 16
3 Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 21
Заключение 25
Глоссарий 27
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового  регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Как уже отмечалось ранее, нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде, не должны носить нормативный характер. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а так же если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правового акта оформляется визами.

Одновременно с разработкой  проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

 

 

___________________________________________________________________

(Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».)

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими  силу ранее изданных актов или  их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти. При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.

Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Государственная регистрация  нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ, которое  ведет Государственный реестр нормативных  правовых актов федеральных органов исполнительной власти. На государственную регистрацию нормативные правовые акты направляют: федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства); иные органы и организации, нормативные правовые акты которых в соответствии с законодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ). Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).

Согласно Указа Президента РФ №763 от 23 мая 1996 года «О порядке опубликования  и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти», нормативные  правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В п. 9 Указа Президента РФ говорится, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных  их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие  государственную регистрацию, а  также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 

______________________________________________________________________________ ( Указа Президента РФ №763 от 23.05.1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».)

        

Контроль в системе подзаконных нормативных правовых актов осуществляют: Президент, который может отменить нормативные правовые акты Правительства РФ; Правительство контролирующее правотворчество органов исполнительной власти; граждане и прокуроры, которые могут обращаться в суд в случаях несоответствия нормативных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________________________________________________________

(Борисов Г. А. «Теория  государства и права: учебник». Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292с.  Стр. 200.)

3. Действие нормативно – правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

 

Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных  актов. Она включает в себя четыре аспекта:

 На какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие);

 С какого и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);

На какую территорию он распространяет свое регулирующее воздействие (действие в пространстве);

Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативных  правовых актов рассматривается применительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц. Нормативные правовые акты действуют во времени.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного правового акта является истечение  определенного срока после его официального опубликования. Федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после их опубликования. Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу» (п.12 Указа).


 

 

(Мелехин А. В. «Теория  государства и права: учебник». – М.:Маркет ДС, 2007. – 640с. Стр.299.)

Акты Президента, имеющие  нормативный характер вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного правового акта в действие может быть указано в специально принятом по этому поводу акте.

В-четвертых, те нормативные  правовые акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие  ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения  этими органами, если в самих актах  не указано иное.

В связи с рассмотрением  вопроса о границах действия нормативных  актов во времени необходимо принимать  во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение  действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Однако из этого правила есть исключения:

- когда в самом нормативном  акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия. Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт; в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

 

(Борисов Г. А. «Теория государства и права: учебник». Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292с. Стр. 201).

в связи с фактической  заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм. В пространстве пределы действия нормативных актов определяются территорией, на которую распространяется суверенная власть конкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательном акте. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на этой же территории. Под государственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую оно распространяет свою власть.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. Так, согласно действующей Конституции  России, п. 2 ст. 4 «Конституция РФ и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории РФ». Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать, в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся в актах других государств.

В современных условиях широкого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иных связей между государствами особую значимость приобретает возможность применения норм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этим Конституция РФ, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 Конституции РФ).

Важное значение для  государственно-правовой теории и практики имеет определение действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По кругу лиц нормативный акт распространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом.

Законодательство России приравнивает иностранных граждан  и лиц без гражданства в  отношении прав и обязанностей к  российским гражданам. Так, согласно Конституции  РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международными договорами РФ» (п. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Подводя итог последней  главы можно сказать, что все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу «охватываемых» этими актами лиц. Установление этих пределов-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм. Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Информация о работе Нормативные правовые акты органов исполнительной власти