Новая стадия развития общества – феодализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в развитии и углублении историко-правовых знаний по основным и наиболее дискуссионным, проблемным вопросам во время феодализма, возникновения и формирования, а также этапы развития и упадка феодализма, изучением главных аспектов данной темы. Задача данной работы:
рассмотреть возникновения феодализма
определить основные черты и формы феодального землевладения в Западной Европе
проанализировать этапы развития феодализма
рассмотреть переход феодализма к капитализму

Содержание работы

Введение………………………………………………………………......…3
Глава 1. Феодализм……………………………………………………........5
Сущность и возникновение феодализма…………...….………...…...5
1.2 Этапы развития феодальной системы в Западной Европе.
Феодальная иерархия……………..……………………………..……...….10
Глава 2. Особенности феодального землевладения………...……….…..16
2.1. Черты феодального землевладения……………………………….….17
2.2 Формы феодального землевладения……………………………….….20
Заключение…………………………………………………………….….…25
Список литературы……………………………………………………….…26

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 74.49 Кб (Скачать файл)

Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как  правило, не подчинялись феодалам, вассалами  которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала — не мой вассал».

Среди церковных феодалов также существовала своя иерархия по рангу занимаемых ими должностей (от папы римского до приходских священников). Многие из них одновременно могли  быт вассалами светских феодалов по своим земельным владениям, наоборот.

Основой и обеспечением вассальных отношений являлось феодальное земельное  владение — феод, или по-немецки  лен, которое вассал держал от своего сеньора. В качестве специфического военного держания феод считался привилегированным, «благородным» владением. Собственником  феода считался не только его непосредственный держатель — вассал, но и сеньор, от которого вассал держал землю, и  ряд других вышестоящих по иерархической  лестнице сеньоров. Иерархия внутри класса феодалов определялась, таким образом, условной и иерархической структурой феодальной земельной собственности. Но оформлялась она в виде личных договорных отношений покровительства  и верности между сеньором и вассалом.

Передача феода вассалу  – ввод во владение — носила название инвеституры       Акту инвеституры сопутствовала торжественная  церемония вступления в вассальную зависимость — принесение омажа (от французского слова 1'homme - человек), — во время которой феодал, вступающий в вассальную зависимость от другого  признавал себя его «человеком». При этом он приносил клятву верности сеньору. У французов она называл «фуа» (по-французски — верность).

Помимо основной обязанности  нести в пользу сеньора и по призыву военную службу (обычно 40 дней в течение года) вассал должен был никогда ничего не предпринимать  ему во вред и по требованию сеньора  защищать своими силами его владения, участвовать в его судебной курии и в известных случаях, определены феодальным обычаем, оказывать ему денежную помощь: на принятие рыцарского звания его старшим сыном, при выдаче замуж его дочерей, при выкупе из плена. Сеньор в свою очередь обязан был защищать вассала в случае нападения врагов и оказывать ему помощь в других затруднительных случаях — быть опекуном его малолетних наследников, защитником его вдовы и дочерей.

Вследствие запутанности вассальных отношений и частого  несоблюдения вассальных обязательств конфликты на этой почве были в IX—XI вв. обычным явлением. Война считалась  законным способом решения споров между  феодалами. Однако с первой половины XI в. церковь, хотя и не всегда успешно, пыталась ослабить военные конфликты, пропагандируя идею «божьего мира»  как альтернативу войне. От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне, поля которых вытаптывались, деревни  сжигались и опустошались при  каждом очередном столкновении их сеньора  с его многочисленными врагами.

Иерархическая организация, несмотря на частые конфликты среди  феодалов, связывала и объединяла всех их в привилегированный слой. [1;с25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности феодального землевладения.

 

2.1. Черты феодального землевладения.

 

Одной из важнейших предпосылок  развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм  общины – это сочетание общинного  землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V–VII вв. она стала  поземельной, территориальной, соседской, а земля все чаще превращалась в аллод. Аллод – свободно отчуждаемая  индивидуально-семейная земельная  собственность, т.е. частная собственность  на надел общинной земли. Крестьяне  присваивали полученные от общины наделы в частную собственность, как  только для этого появлялась возможность. Расчистки и заимки лесных участков использовались чаще всего.

Появление аллода, углубляя имущественную и социальную дифференциацию франков, стало предпосылкой формирования крупной феодальной собственности. Процессу концентрации земельной собственности, социальному расслоению способствовало вмешательство государственной  власти. Государственный земельный  фонд, состоявший из сохранившихся  поместий римских рабовладельцев, государственных  земель, земель бунтовщиков, конфискованных во время многочисленных гражданских  войн, раздавался королевской властью  приближенным, дружинникам, церкви в  форме аллода. Государственный земельный  фонд быстро сокращался, поэтому пришлось изменить принципы жалования земель.

В VIII в. в Королевстве Франков  были проведены важные реформы. При  Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы  на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян. Военная реформа потребовала  изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными  обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор.

Военная служба становилась  монополией феодалов. При раздаче  бенефициев подданными вассалов часто  становились ранее свободные  люди, населявшие эти земли: они из подданных короля превращались в  зависимых от частных лиц крестьян.

В IX в. бенефиции превратились в лены, или феоды, представлявшие собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Военная служба оставалась главным условием владения феодом, хотя последний и передавался в наследственное пользование. Ленная система – развитая форма феодального землевладения, на ее основе складывался вассалитет, феодальная иерархия знати. [10;с25]

Все условия, которые способствовали образованию крупного землевладения (феодальные междоусобицы и войны  против других племен), обусловили утрату свободы крестьянами-общинниками.

Разоренный войной или  неурожаем крестьянин, не найдя защиты ни у общины, ни у королевской  власти, вынужден был искать покровительства  местных сильных и богатых  людей. Получая от них земельный  участок, он терял свободу и превращался  в зависимого или крепостного  человека. В свою очередь, крупный  землевладелец обеспечивал собственное  хозяйство рабочими руками зависимых  от него людей, плативших за землю  и помощь своей работой (барщина) и продуктами (оброк).

При низком уровне развития производительных сил того времени  требовалось много земли и  рабочих рук, чтобы обеспечить достаточное  количество продуктов сельского  хозяйства. Господствующий класс был  заинтересован не в захвате земли  у крестьян, а в достаточном  количестве рабочих рук. Захват земли  феодалом состоял в том, что аллодист терял свое право собственности  на эту землю и превращался  в держателя на основе феодального  права, т.е. становился обязанным платить  за нее ренту и нести повинности, устанавливавшиеся либо обычаем, либо соглашением. Эта перемена в положении  аллодиста и составляла содержание понятия верховной собственности  феодала на определенные земли.

Захваты феодалами общинной земли и крестьянских наделов  приобретали с начала IX в. массовый характер. Феодалы всеми возможными способами доводили крестьян до разорения, заставляя либо продать, либо передать землю крупному землевладельцу. Наиболее распространенной формой установления зависимости бедняка от крупного землевладельца была практика его перевода в разряд так называемых прекариев. Прекарий – дословно «переданное по просьбе», условное земельное держание, которое крупный земельный собственник передавал либо во временное, либо в пожизненное держание безземельному или малоземельному бедняку с обязательством последнего нести в пользу собственника повинности и оброки. Существовало три вида прекариев: а) держатель получал всю землю от собственника; б) крестьянин отдавал собственную землю крупному землевладельцу и получал ее же обратно, но уже не как свою, а как уступленную ему землевладельцем за обязательство несения барщины и оброков, и получая при этом покровительство и необходимую помощь в случае нужды; в) отдавая землю, держатель получал большее количество земли. Система прекариев предполагала зависимость отдельных крестьян от феодалов, причем форма и степень зависимости устанавливались каждый раз индивидуально. Крестьянское поселение могло сразу попасть в зависимость, если деревня входила в состав бенефиция. Король, жалуя бенефиций и требуя за него несение военной службы, передавал бенефициарию доходы жителей территории, что при натуральном хозяйстве было единственным способом вознаграждения за службу. Жители становились людьми, зависимыми от бенефициария, если раньше не попали в зависимость. С превращением бенефиция в феод зависимость жителей бенефиция укрепилась, стала постоянной. Натуральное хозяйство – простое воспроизводство всех условий хозяйствования; ремесленный труд соединен и подчинен труду земледельческому; феодальная рента взимается в натуральной форме; экономические связи с территориями за пределами вотчины осуществлялись редко. Результатом роста крупного землевладения было постепенное сосредоточение в руках крупных землевладельцев судебных, административных, фискальных функций и функций военного руководства. Эти функции получают свое юридическое оформление в виде так называемого иммунитета. Иммунитет – это привилегия, защищающая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителей в дела феода. Иммунитет подтверждался иммунитетной грамотой. Иммунитетные права землевладельца включали в себя: судебную власть над подвластным населением; исполнение функций государя на иммунитетной территории; право на сбор всех фискальных сумм (налогов, штрафов и др.). Основой хозяйственной организации франкского общества в VIII–IX вв. стала феодальная вотчина – сеньория, ее размеры были различными. Земля вотчины состояла из двух частей: земли, находившейся в хозяйстве самого феодала (домена), и крестьянских наделов (держаний).Земля домена составляла, как правило, не более 1/3 всех крестьянских держаний. В состав домена входили главным образом не пахотные земли, а леса, пустоши, болота и пр. При низком уровне производительных сил необходимый труд, или труд, затрачиваемый на воспроизводство рабочей силы непосредственного производителя и его семьи и других условий производства, поглощал большую часть трудового времени крестьянина и прибавочный труд не мог быть большим, а следовательно, сфера его приложения, т.е. барская запашка, не могла быть велика.

Феодал не мог получить дохода от своей земли иначе, как  путем передачи этой земли небольшими наделами в руки крестьян. Поступление  феодальной ренты зависело от благосостояния крестьянского хозяйства и крестьянской общины. Следствием этого была относительная  экономическая независимость и  отдельного крестьянского хозяйства, и крестьянской общины в целом  от хозяйства феодальной вотчины. Более  того, вотчина предполагала существование  общины-марки, как организации (корпорации) производителей. Производство в общине составляло основу производства в вотчине. Лежавшие чересполосно с крестьянскими наделами домениальные земли при двуполье и трехполье входили в соответствующие клинья деревни-общины и подлежали принудительному севообороту наравне с крестьянскими. Феодал не вмешивался в хозяйственные решения общины. Производственный процесс совершался при помощи индивидуальных орудий труда, само производство оставалось мелким, независимо от величины вотчины. Прогресс в сельском хозяйстве выражался в увеличении культурной площади путем мелиорации, расчистки лесных массивов, которая обрабатывалась неизменными орудиями труда. В условиях господства мелкого, малоэффективного производства получение прибавочного продукта от экономически самостоятельного хозяина возможно только с помощью внеэкономического принуждения, и личная зависимость является в этом случае средством внеэкономического принуждения. [11;с25]

В средние века различали  три вида подчинения крестьянина  сеньору – личную, поземельную  и судебную. Крепостным в Западной Европе был человек, зависевший от одного и того же сеньора сразу в трех отношениях. Своими корнями личная зависимость уходит в античное рабство. Раб, посаженный на землю, оставался  севром. Он не имел права передавать по наследству надел, не уплатив сеньору особого взноса, выплачивал «поголовный налог», все прочие повинности не были фиксированы и взимались по воле сеньора.

Поземельная зависимость  вытекала из факта принадлежности крестьянского  надела сеньору. Земля надела составляла часть вотчины, в силу чего крестьянин должен был нести разнообразные  повинности пропорционально размерам надела и сообразно обычаям, которые  закреплялись традицией и были точно  перечислены в кадастрах вотчины.

Судебная зависимость  крестьянина вытекала из иммунитетных прав сеньора. Эта зависимость выражалась в том, что население должно было судиться в суде иммуниста, а все  судебные штрафы, равно как и те повинности, которые раньше шли королю, теперь выплачивались в пользу сеньора.

В результате развития вассалитета  структура господствующего класса феодального общества представляла собой иерархическую лестницу. Каждый крупный землевладелец считался вассалом короля, и каждый феодал мог иметь вассалов путем уступки тому или другому лицу части своей земли с ее населением в качестве феода. Крупный феодал, передавая бенефиций или феод вассалу, передавал ему и феодальную ренту (или часть ее) с населением феода, которое таким образом ставилось в зависимость от нового сеньора, не теряя зависимости и от вышестоящего.

Установление вассалитета, с одной стороны, приобретало  характер распределения феодальной ренты между различными слоями феодалов, а с другой – ставило непосредственных производителей в зависимость от многих сеньоров, причем зависимость  от каждого из них выражалась в  обязанности уплаты определенного  вида повинностей и платежей. Поскольку  условия хозяйствования не изменялись в течение долгого времени, феодальный держатель и его потомки несли  в пользу сеньора одни и те же повинности, иногда на протяжении столетий. Сам размер и характер повинностей  становились обычаем. Эти повинности рассматривались и крестьянами, и сеньорами как законные, а  отступление от них – как нарушение  обычая. Подобная неизменность порождала  еще одно характерное для феодализма явление: превращение определенных отношений между людьми, в данном случае отношений между сеньором и его держателем, в юридическое  качество самого держания. За наделом, отданным крепостному, закреплялись все  повинности, свойственные сервскому держанию. Они сохранялись тогда, когда земля переходила, например, лично свободному человеку. И наоборот, крепостной мог иметь свободное держание. Эти отношения еще больше усложнились с развитием товарно-денежных отношений, когда земля и отдельные повинности феодально-зависимых людей стали объектом купли-продажи. [8;с25]

 

2.2 Формы феодального землевладения.

 

Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными  собственниками. Формы земельных  держаний в Западной Европе многочисленны  и разнообразны. В редких случаях  феодалы давали крестьянам землю как бы в наследственное держание, т.е. земля могла переходить от отца к сыну. Но даже наследственная форма держания не делала землю собственностью крестьянина. Она оставалось собственностью феодала.

На полученной от феодала  земле крестьянин вел свое самостоятельное  хозяйство. Кроме земли, крестьяне  имели орудия труда, лошадей, домашний скот. Экономически они были независимы от феодалов. Сущность производственных отношений феодализма состояла в  том, что вся земля была разделена  между землевладельцами, и они наделяли землей крестьян. Наделение феодалами крестьян землей при феодализме являлось своеобразной формой их эксплуатации. Земля являлась специфическим видом натуральной заработной платы, она давала крестьянину прибавочные продукты, которые поступали землевладельцу.

Экономически крестьянин был независим от феодала. Отношения, сложившиеся между феодалами-землевладельцами и крестьянами-производителями, потребовали  введения нового механизма, который  получил название внеэкономического  принуждения. Этот механизм обеспечивал  работу крестьянина на феодала. Если бы помещик не имел прямой власти над  личностью крестьянина, то он никогда  бы не смог заставить крестьянина  работать на себя. Поэтому в феодальном праве разрабатывались нормы  внеэкономического принуждения. Они  были разными в разных странах. Одной  из таких форм было крепостное право. В более позднее время это  была форма сословной неполноправности и сословной неполноценности  крестьянина.  
Первой формой внеэкономического принуждения являлось иммунитетное право феодала, которое он получал от своего сеньора вместе с землей. Иммунитетные права обеспечивали полную судебную власть феодала над крестьянином и над крестьянской общиной. Первые формы внеэкономического принуждения сводились только к судебной зависимости крестьянина от феодала, но эта форма была одной из главных, она удерживала крестьянина от малейшей попытки любого неподчинения. Иммунитетные права были серьезной формой внеэкономического принуждения. Сохранялись они очень долго и сохранялись, когда появились уже другие формы внеэкономического принуждения.

Информация о работе Новая стадия развития общества – феодализм