Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:21, реферат
Обоснование понятия государства. Классовое и общечеловеческое (общесоциальное) в сущности государства. Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества.
О понятии государства
М. И. Байтин
Правоведение. -2002. - № 3 (242). - С. 4 - 16
Обоснование понятия государства,
как и всякого другого
Исследование сущности государства неразрывно взаимосвязано с анализом политической власти.
При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.
В связи с этим значительный интерес представляет статья Ф. Энгельса «Об авторитете». В данной статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения власти термином «авторитет», Ф. Энгельс писал: «Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение».1
Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого означает навязывание воли властвующего подвластному и в то же время — подчинение подвластного воле властвующего.
Следует отметить так же,
что всякая власть, любая ее разновидность
по общему правилу (за исключением отдельных
встречающихся в истории
Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, — синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная3 т. е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии.
В специальной юридической, философской и политологической литературе наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы (Ф. М. Бурлацкий, Н. М. Кейзеров, Л. Т. Кривушин, В. Д. Перевалов и др.) выступают за различение этих категорий. Сторонники последней точки зрения употребляют понятие «политическая власть» в более широком смысле, нежели понятие «государственная власть». По их мнению, это власть, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными организациями (например, профсоюзами) и иными общественными объединениями.
Однако трудно согласиться с такой позицией. К примеру, Ю. А. Дмитриев пришел, по сути, к противопоставлению государственной и политической власти, утверждая, что «полем действия» первой «являются собственно государство и его органы», а «полем реализации» второй, «наоборот, выступает преимущественно гражданское общество».6 Однако, как правильно заметил В. Е. Чиркин, «ясны различия в понятиях общества и государства, но в реальности современное общество включает государство. Государство не может быть оторвано от общества, оно регулирует общественные отношения».7
Рассматривая политическую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации власти в родовом обществе, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть».8
Характерные черты этой свойственной государству особой публичной или политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, заключаются в следующем.
1. Государственная власть носит классовый характер.
2. Политическая публичная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из человеческого общества аппаратом управления.
3. Политическая же власть
опирается на возможность госуд
4. Налоги
5. Учреждение политической власти, знаменующее возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.
6. От власти авторитета к авторитету власти — такова эволюция общественной власти в процессе перехода от первобытнообщинного строя к классово-организованному обществу.
Непосредственным воплощением, особой организацией политической власти и является государство.
Классовое и общечеловеческое (общесоциальное) в сущности государства. Понятие и определение государства. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества.
Следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма,10 рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
Как показывает опыт США, Англии, Италии, Франции, ФРГ, Швеции и других стран, в развитых западных демократиях при объективном, непредвзятом отношении государство не может уже определяться как «ночной сторож буржуазии», ее орудие («машина») для «подавления и эксплуатации» рабочего класса и других угнетенных масс. Изменения позволяют рассматривать современные наиболее цивилизованные демократические государства Запада в качестве правовых.
Таким образом, сам процесс развития буржуазного государства внес существенные коррективы в созданную марксизмом модель понятия и сущности данного государства, обнаружил несостоятельность сложившихся представлений о ее незыблемости.
Вместе с тем следует отметить существенные противоречия и расхождения между созданным марксизмом теоретическим образом социалистического государства как государства «не в собственном смысле» и теми моделями реального социализма и социалистического государства, которые получили воплощение после Октябрьской революции в СССР.
Признавая это, не следует, однако, впадать в крайность и не видеть в пройденном советским государством социалистическом пути ничего позитивного. Но в главном это не меняет сути дела. Не случайно не только в публицистической литературе, но и в научных исследованиях о социалистическом государстве, в частности об общенародном государстве, упор делался не на действительное, а на желаемое; писалось и говорилось преимущественно не о том, как было на самом деле, а о том, как должно быть.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского (а также его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии) и современных буржуазных теорий. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в том числе и в дореволюционной России почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности подобного подхода он также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону — общесоциальную, общечеловеческую.
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.16
Любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество.
Общечеловеческое
Сочетая в себе, таким
образом, и классовое, и общечеловеческое,
государство выступает
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, их легитимностью, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т. д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, формирование, полномочия, функционирование его органов строго основываются на праве и высшее назначение которого состоит в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ нормы о том, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», не означает, однако, что правовое государство у нас уже создано, что ныне существующее государство стало вследствие этого правовым.
Поэтому на первый план ныне все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной конкретной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию, претворению в жизнь его принципов.18
Последовательное обеспечение законности и правопорядка — основа жизнедеятельности и прочности демократии и правового государства.
Подводя итог вышесказанному о двуединой общесоциальной и классовой природе сущности и социального назначения государства, можно предложить один из возможных «рабочих» вариантов его краткого общего определения. Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых, задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
В свете изложенного
Признаки государства, отличающие его от других организаций классового общества. Государство — организация (орудие, машина)непосредственного политического властвования. Все другие организации, входящие в политическую систему общества, участвуют в осуществлении власти опосредованно, через государство, в той или иной мере и в различных формах сотрудничая с ним.
Государство отличается от этих организаций рядом существенных признаков.
1. Государство выступает
в качестве единственного
2. Государственный суверенитет. Государство — единственный носитель суверенной власти, народа.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом.
5. Государство — единственная
в политической системе
6. Только государство
располагает вооруженными
7. Тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.
Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.
В современных условиях Российскому
государству принадлежит
Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране на основе права.
*Доктор юрид. наук, профессор Саратовской государственной академии права, заслуженный деятель науки РФ.
©М. И. Байтин, 2002.
1Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 302.
2Об этом подробнее см.: Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972. С. 130 и сл.
3Термин «политика» в пер. с греч. — государственный, искусство управления государством, участие в делах государства.