Облик правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:30, реферат

Описание работы

Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя. Эту идею развивал Платон, Аристотель и другие мыслители античности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

Содержание работы

Введение
1. Понятие и признаки правового государства
2. Понятие, признаки, институты гражданского общества
3. Социальное государство и его признаки
4. Правовое и социальное государство: связь и противоречия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

облик равового государства.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Понятие и признаки  правового государства

2. Понятие, признаки, институты  гражданского общества

3. Социальное государство  и его признаки

4. Правовое и социальное  государство: связь и противоречия

Заключение

Список литературы

Введение

гражданское общество правовое государство власть

Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она родилась в противовес самовластию, произволу личности правителя. Эту идею развивал Платон, Аристотель и другие мыслители античности. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».

Позднее эти идеи были развиты выдающимися мыслителями эпохи Гуманизма и Просвещения. Представители буржуазной политической мысли также развивали учения о справедливом государственном строе (Дж. Локк, Ш. Монтескье и другие).

В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах B.C. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, СИ. Гессена и др. Преемственность проблематики правового государства сохранилась и после 1917 года, хотя внимание к ней было ослаблено. Данная теория встречала все больше критических замечаний, подчеркивался ее буржуазный характер.

После Октябрьской революции 1917 года в России стала создаваться новая правовая система, направленная на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. Широкое хождение имели идеи отмирания права и государства. Однако от ожидания прекращения права произошел крутой поворот в сторону создания одной из самых разветвленных правовых систем мира.

Теория правового государства в советской стране оценивалась на разных этапах по-разному. Так, в середине 20-х годов некоторые юристы ставили вопрос о применимости к Советскому государству концепции правового государства. Высказывалось мнение о том, что пролетарское государство по мере успехов строительства социализма будет превращаться в государство общенародное. Но в конце 20-х годов положение резко переменилось. Л.М. Когановичу принадлежат такие слова: «Мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства. И применять его к Советскому государству, значит идти на поводу у буржуазных юристов». В стране все шире стали внедряться авторитарные методы руководства, что неизбежно вело к ограничению демократии и нарушениям прав и свобод человека. Из официальной теории были полностью устранены идеи защиты чести и достоинства личности, охраны прав и свобод граждан. Попирались важнейшие демократические ценности: независимость судей, принцип состязательности сторон, гуманизм. По делам о государственных преступлениях обвиняемые были полностью лишены права защиты и обжалования приговора, репрессировались близкие и родственники осужденных. После XX съезда КПСС, разоблачившего произвол и беззаконие периода культа личности, были сделаны определенные шаги, направленные на восстановление принципа законности: проведена широкая реабилитация осужденных, ликвидированы органы внесудебной репрессии.

Новая страница в истории развития идей правовой государственности связывается с преобразованиями, начатыми во второй половине 80-х годов. Результатом длительных реформ и политических преобразований стала Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая в ст. 1 признание России правовым государством.

1.  
Понятие и признаки правового государства

Правовым государством признается такая организация политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определенных законом границах и обеспечивает социальную и правовую защищенность своих граждан. Правовое государство обладает чертами, присущими всякому государству.

В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Можно назвать основополагающие признаки государства, в том числе и правового: обладает публичной властью; имеет специальный аппарат управления и принуждения; располагает разветвленной системой юридических средств (издание нормативных правовых актов, обеспечение их реализации путем воспитания, поощрения, убеждения и принуждения), обладает суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам и их организациям как внутри страны, так и за ее пределами. Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки.

Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона. Принцип верховенства права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства.

В соответствии с принципом верховенства закона, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону. В данном контексте закон понимается не в расширительном смысле, а в прямом - как акт представительной власти. Внешним выражением реализации данного принципа является такой баланс в системе нормативных правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов.

Принцип разделения властей - это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду. Суть этой теории состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в одних руках или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возможность ее использования одними группами во вред другим.

Древнегреческий философ Полибий (200-129 гг. до н.э.), восхищаясь Римской республикой, писал, что власть в ней поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивает другую. Английский философ-материалист Дж.

Локк (1632-1704 гг.) разрабатывал принцип взаимосвязи и взаимодействия властей, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой. Он полагал, что верховное место занимает власть законодательная, остальные власти занимают по отношению к ней подчиненное положение, но оказывают на нее активное воздействие. Шарль Монтескье в работе «О духе законов» разрабатывает систему взаимных сдержек и противовесов властей. Он полагает, что для того, чтобы создать стабильный механизм государственного управления, надо научиться «комбинировать власти, регулировать их, умерять, приводить в действие, подбавлять балласту одной, чтобы она могла уравновешивать другую».

Принцип разделения властей - необходимый атрибут правового демократического государства. Осуществление этого принципа ставит заслон злоупотреблениям властью, защищает гражданина от произвола должностных лиц, создает (через разделение труда и компетенции) предпосылки к эффективной деятельности государственных органов. Законодательная, исполнительная и судебная власти имеют свое предназначение (функции) и наделяются соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать обособленно она также не в состоянии. Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционируя для блага народа.

Организационно-правовое выражение принципа разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц, несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль над законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей.

В Конституции Российской Федерации (ст. 10) записано, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Согласно Конституции России, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды.

Особо важно подчеркнуть взаимодействие властей. Так, обособление функции принятия законов Федеральным Собранием РФ сочетается с правом Президента РФ отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для повторного принятия. Кроме того, глава государства может издавать указы, которые не должны противоречить законам. При этом Правительство РФ может издавать постановления в соответствии и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и указов Президента РФ. В странах, где верховенство закона является конституционным принципом, ни одно из судебных решений не должно иметь преимущества перед законом и всякий раз, когда возникает коллизия между требованиями закона и выводами, содержащимися в судебном решении, приоритет отдается закону. Чтобы обеспечить верховенство закона, в правовом государстве устанавливается судебный или квазисудебный контроль, который реализуется в рамках конституционной юстиции. Конституционные суды независимы и организационно обособленны от законодательной и исполнительной властей. Как правило, конституционному суду подведомственны споры, связанные с нарушением конституции.

В России Конституционный суд Российской Федерации осуществляет традиционную компетенцию -контроль за соответствием Конституции законов, международных соглашений и договоров. Кроме того, он рассматривает споры о компетенции и толкует Конституцию России. Задачей любого судьи является восстановление нарушенного права, что необходимо связано с возмещением ущерба, причиненного пострадавшей стороне. Поэтому судебные решения имеют для общества двоякую ценность: и как способ установления истины и справедливости, и как средство защиты населения.

Между судебной практикой и законом существует тесная взаимосвязь. Суды являются правоприменительной инстанцией, а, следовательно, закон получает движение благодаря усилиям судебной власти. Однако судебная власть не подменяет законодательную власть, хотя и служит для нее одной из наиболее важных стабилизирующих опор.

Основополагающим признаком правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина. Конституция России (ч. 2 ст. 17) закрепила этот принцип следующим образом: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Эти положения развиты в ст. 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Понятие, признаки, институты гражданского общества

Политические характеристики гражданского общества концентрируются в понятии правового государства. Данные понятия сочетаются как форма и содержание. Гражданское общество, в представлении Гегеля, изложенном в «Философии права», представляет собой связь (обобщение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внесений порядок (полицию).

Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. Основным признаком гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Существование гражданского общества обеспечивается многопартийностью, широкой сетью общественных объединений, союзов, самодеятельных коллективов, различными формами местного самоуправления. Велика роль независимых и объективных средств массовой информации.

В духовной жизни признаком гражданского общества является приоритет общечеловеческих ценностей: последовательная ориентация на свободу, равенство перед законом, социальную справедливость. Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период в развитии государства и права. Ему соответствует современное представительное государство, которому присущи следующие черты:

1) государство суверенно, т.е. обладает верховной властью  и монополией принуждения;

Информация о работе Облик правового государства