Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:02, курсовая работа
Обратная сила закона - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию.
Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально-правовой эволюции и воспроизведенных в международных декларациях и пактах о правах человека и гражданина.
Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».
Факт обращения гражданина
в орган государственной
ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА — распространение закона со дня его вступления в силу на те случаи и обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики, сформировавшегося в ходе длительной эволюции права и воспринятого в качестве международно-правового стандарта всеми современными правовыми системами (ст. 54 Конституции РФ).
По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.
Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:
1) в силу прямого указания
закона. При этом обратное действие
закона всегда специально
2) если уголовный закон
При этом по действующему уголовному законодательству, законом, устраняющим преступность и наказуемость деяния, считается закон, объявляющий о декриминализации этого деяния, т.е. об исключении его их УК и соответственно об отмене уголовной ответственности и наказания за его совершение. Законом, смягчающим наказание, является закон, по которому максимальный и (или) минимальный пределы того или иного вила наказания ниже, чем ранее действовавшего закона, либо закон, установивший альтернативную санкцию, позволяющую назначить более мягкое наказание.
Положение об обратной силе нового, более
мягкого или устраняющего преступность
деяния уголовного закона распространяется
также на лиц уже осужденных и
отбывающих наказание по старому, более
строгому закону. В этом случае, если
новый закон устраняет
ОБРАТНАЯ СИЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНА
определена в ч. 1 ст. 10 УК РФ: закон имеет обратную силу, т. е. его действие распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Правило об обратной силе уголовного закона по сути представляет собой исключение из правила, по которому применяется закон времени совершения преступления. Обратную силу имеют лишь уголовные законы, устраняющие преступность деяния, смягчающие наказание или иным образом улучшающие положение лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 10 У К РФ). При этом с момента вступления в силу закона, устраняющего преступность деяния, соответствующие деяния, совершенные до его вступления в силу, считаются не содержащими состава преступления. Уголовные дела, находящиеся на предварительном следствии или в судебном рассмотрении, подлежат прекращению. Лица, осужденные по Данному закону и отбывающие наказание, освобождаются от ответственности и наказания, а лица, имеющие судимость, считаются не имевшими ее. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УК РФ, если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым угол.овным законом. УГОЛОВНЫЙ закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 10 УК РФ). Положение об О. с. у. з. имеет конституционную базу. Конституция РФ формулирует правила об обратной силе всех законов, в число которых входят и уголовные. В соответствии с ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В ч. 2 ст. 54 записано: "Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон".
Обратная сила налогового закона
Практика показывает, что противоречия между налогоплательщиками и налоговыми органами зачастую возникают в части распространения вновь принятых законов на отношения, возникшие до вступления в силу этих законов, т. е. придания законам обратной силы. Иногда такие законы нарушают права налогоплательщиков. Кроме того, в некоторых налоговых законах определен порядок их вступления в силу, противоречащий Конституции РФ.
Для правильного исчисления налогов, а также защиты своих интересов в ходе налоговых споров налогоплательщик в каждом конкретном случае должен знать, на какие правовые нормы следует опираться. Необходимо быть уверенным, что в момент начисления налога или возникновения спорных отношений тот или иной закон (или его определенная редакция) действовал.
Обратная сила закона - распространение действия закона на правоотношения, имевшие место до вступления его в силу. Как правило, закон обратной силы не имеет, т. е. к тому или иному событию или действию необходимо применять закон, который действовал в момент, когда имело место событие или действие. Это правило создает устойчивость в отношениях между субъектами права. В виде исключения закону иногда придается обратная сила, что должно быть специально оговорено в самом законе либо акте о введении его в действие.
Анализируя порядок придания
законам обратной силы, необходимо,
в первую очередь, определить момент
вступления в действие конкретных положений
закона и момент прекращения их действия.
Согласно ст. 15 Конституции РФ неопубликованные
законы не применяются. Исходя из этого
конституционного требования законодатель
в Федеральном законе от 14.06.94 № 5-ФЗ
"О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов
палат Федерального Собрания" определил
общие правила вступления законов
в силу. Они вступают в силу одновременно
на всей территории Российской Федерации
по истечении десяти дней после дня
их официального опубликования, если самими
законами не установлен другой порядок
вступления их в силу. Официальным
опубликованием закона считается первая
публикация его полного текста в
"Парламентской газете", "Российской
газете" или "Собрании законодательства
Российской Федерации". При определении
иного порядка вступления налогового
закона в силу законодатель ограничен
рамками, установленными требованием
ст. 57 Конституции РФ. Данная статья
предусматривает, что законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют. Таким образом, определяющее
значение имеют не только соответствующие
указания самих законов (или законов
о введении в действие нормативных
актов, где в основном формулируются
нормы об обратной силе), но также
порядок их опубликования и
Налоговым кодексом РФ с 1 января 1999 г. введены дополнительные условия для вступления в силу актов законодательства о налогах. Так, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законы же, вводящие новые налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом из принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5 НК РФ). Однако следует помнить, что действие указанных положений ст. 5 НК РФ было приостановлено Федеральным законом от 30.03.99 № 51-ФЗ до 1 января 2000 г.
Таким образом, налогоплательщик получает гарантию того, что у него будет достаточно времени для ознакомления с изменениями в законодательстве и соответствующей подготовки к работе в новых условиях. Кроме того, налогоплательщик наконец-то получил право пользоваться простой и всем понятной схемой: один налоговый период - одни и те же правила исчисления налога, в том числе налоговая ставка, налоговая база, льготы и т. д.
Кроме того, в ст. 5 НК РФ сказано, что акты законодательства о налогах и сборах:
а) устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые
ставки, устанавливающие или отягчающие
ответственность за налоговые правонарушения,
устанавливающие новые
б) устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу;
в) отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Правило о непридании законам обратной силы не является специфическим для налогового законодательства, оно применяется в гражданском, административном, таможенном, уголовном законодательстве и в других отраслях права. Однако в Конституции РФ оно упомянуто применительно к налогам, что демонстрирует исключительную важность этой нормы именно в налоговых отношениях. Особенно это актуально для налогоплательщиков, ведущих предпринимательскую деятельность, поскольку им необходимо заблаговременно оценить условия ведения бизнеса и сделать определенные выводы до того момента, когда они своими действиями приобретут обязанность по уплате налогов. В определенной степени такой подход применим и к налогоплательщикам - физическим лицам.
Следует подчеркнуть, что Конституция РФ не препятствует приданию обратной силы законам, если они улучшают положение налогоплательщиков. При этом, как отметил Конституционный суд РФ в своем постановлении от 24.10.96 № 17-П, благоприятный для субъектов налоговых отношений характер такого закона должен быть понятен как налогоплательщикам, так и государственным органам, взимающим налоги. Придание обратной силы такому закону возможно только в случае, если это прямо предусмотрено в самом законе.
Придание налоговым законам обратной силы влечет за собой:
изменения порядка налогообложения (налоговой базы, ставки и т. п.);
изменения положений об ответственности за совершенные налоговые правонарушения; установление порядка предоставления и отмены налоговых льгот.
Обратная сила закона - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию.
Правило «закон обратной силы не имеет»
относится к числу так
Так, например, Всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».
Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, в частности, ст, 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением».
Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой, так, в Конституции России говорится о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).