Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 14:33, контрольная работа
Целью работы является правовой анализ формы правления.
Объектом данного исследования является такой институт государственности, как форма правления.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2) Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3) Дать характеристику формы правления в России;
4) Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
Введение……………………………………………………………………….…... 3
1 Общая характеристика форм правления………………………...………….…. 5
1.1 Форма государства: понятие, структура...................................................... 5
Форма правления как элемент формы государства.................................... 7
1.3 Форма правления в России…………………………………........................ 9
2 Разновидности форм правления......................................................................... 13
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды…………………….…...…………. 13
2.2 Республика: понятие, признаки, виды……………………...…………… 17
2.3 Нетипичные формы правления……………………………...…………... 20
Заключение ............................................................................................................. 25
Список использованных источников.................................................................... 28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Общая характеристика
форм правления………………………...…………
1.1 Форма государства:
понятие, структура............
1.3 Форма правления в
России…………………………………...........
2 Разновидности форм правления..
2.1 Монархия: понятие, признаки, виды…………………….…...…………. 13
2.2 Республика: понятие, признаки, виды……………………...…………… 17
2.3 Нетипичные формы правления…………
Заключение ..............................
Список использованных источников....................
Введение
Теоретическая наука выделяет
и исследует общие
Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Итоги политической борьбы
за власть находят свое выражение
в порядке организации и
Актуальным аспектом изучения является выяснение наиболее приемлемого правления: того, при котором все решения тайно, закрыто, хотя и быстро, принимает правящая группа либо того, где важнейшие политические решения принимаются представителями народа в процессе длительно согласования. В этой связи представляется важным рассмотреть, к каким институтам государственной власти будет больше доверия со стороны общества, к органам, выбранным путем всеобщего голосования или к тем органам, что формированы помимо свободного волеизъявления населения.
Целью работы является правовой анализ формы правления.
Объектом данного исследования является такой институт государственности, как форма правления.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2) Исследовать форму правления как элемент формы государства;
3) Дать характеристику формы правления в России;
4) Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
5) Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
6) Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.
Нормативно-правовую базу исследования составляет Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
При написании данной работы я руководствовалась научными трудами Хропанюк В.Н. , Нерсесянц В.С., Малько А.В., Васильев Д.А. , Венгеров А.Б. Мукаев, Р.Т. и др.
Данная работа состоит из двух глав, введения заключения, списка использованных источников. В первой главе исследуются общая характеристика формы правления. Во второй главе рассматриваются разновидности форм правления.
1 Общая характеристика форм правления
1.1 Форма государства: понятие, структура
Регулирующее, упорядочивающее воздействие на общество, поведение человека, групп, общностей государство осуществляет с помощью норм права и специального аппарата в лице органов законодательной, исполнительной, судебной, контрольной власти. В связи с этим способы формирования, структура высших органов государственной власти, принципы их взаимодействия между собой и местными органами власти, средства властного воздействия, которые они используют, не только представляют собой теоретическую проблему, но и имеют большое практическое значение.
Эффективность форм организации
и функционирования государственной
власти в обществе в значительной
мере зависит от способности существующих
властных институтов адекватно реагировать
на возникающие у населения
Организационно-правовая форма институтов власти, их назначение, средства и методы, которые используются при этом, должны быть понятными обществу, соответствовать существующей политической культуре, дабы не вызвать реакции отторжения.
Если категория «сущность
государства» определяет, в чем заключается
главное, закономерное в государстве,
то категория «форма государства» -
кто и как правит в обществе,
как утроены и действуют в
нем государственно-властные структуры,
как объединено население на данной
территории, каким образом оно
связано через различные
От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.
Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.
Структура формы государства. Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.
В различных странах
Форма государственного устройства – совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой.
Политический режим – совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.
Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти – в сторону ли демократии или, наоборот, автократии – неизбежно отражаются на форме правления и ( хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.
1.2 Форма правления как элемент формы государства
Под формой правления подразумевают
организацию верховной
Необходимо отметить, что в научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства (А.А. Мишин), приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду (чешский автор Й. Благож).
В управлении государством
участие принимают также
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный главы государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.
Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:
1) Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);
2) Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент);
3) Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
4) Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
5) Взаимоотношения государственных органов с населением.
Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть.
1.3 Форма правления в России
Согласно статье 1 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.