Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 22:29, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей Конституций Советского Союза, ведь каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон.
Задачами работы является выявление связи этих особенностей с изменением и развитием общественных и экономических отношений, политической системы общества в СССР. Марксистская теория развития государства определяет историю развития государства как историю борьбы классов, на этой основе и писались все советские конституции. Ведь у власти была коммунистическая партия, и марксизм-ленинизм – ее официальная идеология. Наглядным примером связи советского права и классовой борьбы является эволюция закрепленного в этих Конституциях избирательного права для различных категорий граждан.
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года…………………. 5
Глава 2. Основные принципы Конституции 1918 г………………………………... 12
Глава 3. Разработка проекта Конституции РСФСР………………………………... 14
Глава 4. Проблема равноправия граждан…………………………………………... 22
Заключение…………………………………………………………………………… 28
Список использованной литературы……………………………………………….. 29
Органы государственной власти. Высшим органом государственной власти по Конституции являлся Всероссийский съезд Советов, который должен был созываться не реже 2-х раз в год. В промежутках между съездами высшая власть принадлежала ВЦИК — обладавшему законодательными, распорядительными и контролирующими функциями. ВЦИК образует правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) для общего управления делами страны и руководства отдельными отраслями государственной жизни. СНК подконтролен Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК. СНК имеет право издавать самостоятельно декреты, имеющие силу закона, а также распоряжения и инструкции, обязательные для исполнения на всей территории страны, отменить которые вправе только ВЦИК. Наиболее важные декреты, имеющие крупное общеполитическое значение СНК представлял на рассмотрение и утверждение ВЦИК. Такие декреты публиковались от имени ВЦИК и СНК. Члены СНК — народные комиссары возглавляли народные комиссариаты — центральные органы отраслевого управления.
Конституция четко определяла предметы ведения Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК, а также структуру и предметы ведения местных органов Советской власти. При этом подчеркивалось, что обязанностью местных органов является проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти; разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение и объединение всей советской деятельности в пределах данной территории (ст. 61 Конституции). Такое распределение компетенций между центральной и местной властью было нацелено на утверждение в государственном управлении принципа демократического централизма и преодоление проявлений местничества и сепаратизма, утверждение «вертикали власти». Демократический централизм выражался и в двойном подчинении отделов отраслевого управления местных исполкомов, которые по горизонтали подчинялись своим исполкомам, а по вертикали одноименным отделам вышестоящих исполкомов, а в губернских исполкомах по вертикали соответствующим народным комиссариатам.
Эта линия была последовательно проведена и в главе о бюджетном праве, где говорилось, что все государственные доходы и расходы РСФСР объединяются в общегосударственном бюджете, который утверждается ВЦИК. Причем ВЦИК определяет также, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет, а какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливает пределы обложения. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, средства должны предоставляться местным властям из государственного бюджета по сметам соответствующих наркоматов, но эти средства расходуются местными властями только по прямому назначению и не могут быть истрачены на другие нужды. Конституция предусматривала (ст. 86) даже утверждение ВЦИКом и СНК местных бюджетов губерний и областей. Последний шестой раздел Конституции был посвящен государственной символике; утверждал государственный герб и флаг РСФСР. Характерно, что в первоначальном рисунке герба РСФСР помимо скрещенных серпа и молота как символов мирного созидательного труда рабочих и крестьян был изображен меч. Когда этот рисунок был показан Ленину, он заявил: «...зачем же меч? — Завоевания нам не нужны. Завоевательная политика нам совершенно чужда; мы не нападаем, а отбиваемся от внутренних и внешних врагов; война наша оборонительная, и меч — не наша эмблема». Меч был исключен из рисунка государственного герба.
Принятие Советской Конституции 1918 г. имело колоссальное значение — это была первая в мире Конституция, закрепившая завоевания социалистической революции. Она явилась юридической базой становления советской правовой системы. Характерной ее чертой явилось то, что ее содержание полностью соответствовало реальной действительности. Но вместе с тем в ней четко была сформулирована программа дальнейшего построения социалистического общества и государства.
Глава 4. Проблема равноправия граждан
Одной из важнейших своих задач Советская власть считала ликвидацию таких пережитков феодально-крепостнических порядков, как сословные и религиозные привилегии и ограничения прав, национальное угнетение и бесправие женщин.
В России вплоть до Октябрьской революции 1917 г. все подданные империи делились на четыре сословия: дворянство, духовенство, городское сословие (мещане) и крестьянство. Дворянство, духовенство и верхний слой городского населения (купечество и так называемые «почетный граждане» — буржуазия и буржуазная интеллигенция) имели ряд сословных привилегий, в частности право свободного передвижения по стране и выбора места жительства, свободного выезда за границу и возвращения обратно, а дворянство — также получения высших орденов империи. Они имели также свои сословные учреждения — дворянские собрания, игравшие существенную роль в местном управлении, дворянские и купеческие клубы, банки, учреждения опеки и т. д. Крестьянство и низшие слои мещанства были ограничены в ряде своих прав (права передвижения и выбора места жительства, выезда за границу и т. д.). Для царской бюрократии были введены военные и гражданские чины, разделенные на 14 классов, дававшие их обладателям немалые привилегии. Верхушка бюрократии, армейский генералитет сплошь состояли из дворянства. Тем более, что получение чина полковника в армии, капитана 1-го ранга на флоте и действительного статского советника в гражданской службе давало право для недворян на вступление в дворянское сословие. Сословный характер государственного аппарата и офицерского корпуса подчеркивался и сугубо сословной наградной системой и обращением солдат к офицерам и людей из низших сословий к чиновникам: «ваше благородие» к младшим офицерам и чиновникам до VII класса, «ваше высокоблагородие» к старшим офицерам и чиновникам VI класса и «ваше превосходительство» к генералам и чиновникам от IV класса и выше.
К привилегиям и ограничениям прав по сословному признаку добавлялись привилегии по национальному и религиозному признакам. Россия — государство многонациональное. В нем проживало более ста наций, народностей и этнических групп. Причем русские составляли лишь 43,3 % всего населения. Большинство народов, входивших в Российскую Империю, были в той или иной мере ограничены в политических и гражданских правах. Государственным языком признавался только русский язык. Родными языками было запрещено пользоваться в государственных учреждениях, суде, учебных заведениях. Привилегии и ограничения прав по национальному признаку тесно переплетались с ограничениями прав по религиозному признаку.
Православная религия являлась государственной. Официальным главой православной церкви, согласно Основным законам Российской империи 1906 г., был царь. Именно он своими указами утверждал в должности членов высшего органа церковного управления — Святейшего правительствующего синода.
Для других христианских религий (католической, протестантской и т. д.), а также иных религий (иудейской, мусульманской, буддийской и т. д.) существовали различные (причем для каждой свои) ограничения прав.
Церковь осуществляла также ряд государственных функций, имевших непосредственное отношение к правам и обязанностям российских подданных. Так, приходские священники вели книги актов гражданского состояния, то есть не только проводили религиозные церемонии, но и регистрировали рождения, браки, смерти. Именно в архивах приходских церквей хранились документы, имевшие важнейшее значение для гражданского, наследственного права. Брачно-семейные споры, в том числе разводы регламентировались церковными правилами и рассматривались не государственными, а церковными судами (епархиальными консисториями). Вся сфера просвещения контролировалась церковью. Церковь контролировала содержание учебных программ и учебников. Для чиновников и военнослужащих обязательна была религиозная присяга. При поступлении на учебу, на государственную службу, бракосочетании, получении паспорта, следующего чина, ордена обязательным было предоставление справки об исповеди от приходского священника. В случае, если на исповеди священник узнает о совершенном или готовящемся государственном преступлении, он обязан был в нарушение тайны исповеди сообщить об этом в жандармское управление. Таким образом, справка об исповеди являлась своеобразным свидетельством о политической благонадежности.
Осуществление церковью указанных выше государственных функций ставило в зависимость от нее всех подданных империи, формально причисленных к православию независимо от степени их религиозности и в том числе, использование ими своих политических и гражданских прав.
Требовала решения и проблема бесправия женщин. По дореволюционному Российскому праву женщина вообще не рассматривалась как самостоятельная личность. Ее социальный статус определялся по отцу или мужу (дочь чиновника такого-то, или жена купца такого-то). Поэтому замужняя женщина вписывалась в паспорт мужа и должна была за ним следовать. Он определял место жительства семьи, распоряжался семейным имуществом, даже в случае раздельного имущественного режима в браке, жена без согласия мужа не могла отчуждать лично ей принадлежащего имущества или принять от кого-либо наследство. Муж определял судьбу детей и при разводе по закону они оставались с отцом. В случае раздельного проживания супругов (даже кратковременного) для жены требовался от полиции отдельный вид на жительство, выдававшийся с письменного согласия мужа, которое могло быть им в любой момент аннулировано. В этом случае жена обязана была немедленно вернуться в дом мужа. А при отказе сделать это добровольно, могла быть препровождена в дом мужа полицией принудительно.
В сельской общине земельный пай полагался лишь на мужчин, а женщинам был не положен. Поступить на работу женщина могла лишь с согласия мужа, а ее зарплата была значительно ниже зарплаты мужчин на такой же труд.
Еще более трудным и унизительным была положение женщин восточных регионов империи. Шариат и адаты (обычное право) узаконивали многоженство, куплю и продажу невест (калым), выдачу замуж малолетних и т. д. Обычай затворничества отгораживал от внешнего мира мусульманку.
Однако, хотя женщины и получили избирательное право, все другие ограничения в области их гражданских и семейных прав сохранились.
Советская власть с первых дней своего существования взяла решительный курс на ликвидацию привилегий и ограничений прав граждан по признакам сословной, национальной, религиозной принадлежности и по признакам пола. Уже декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 10 ноября 1917 г. аннулировались все юридические нормы, действовавшие ранее в России и закреплявшие правовое неравенство людей; отменялись бывшие сословия, гражданские чины и связанные с ними привилегии, а также сословные (дворянские и купеческие) организации и учреждения. Для всего населения устанавливалось одно общее наименование — граждане Российской республики.
В «Декларации прав народов России» от 2 ноября 1917 г. Советское правительство провозгласило отмену национальных и религиозных привилегий и ограничений и тем самым утвердило принцип равноправия граждан независимо от их расовой, национальной и религиозной принадлежности. Но гарантией подлинного равноправия независимо от религиозной принадлежности должно было стать лишение церкви государственных функций, прежде всего, в такой важнейшей сфере, касавшейся непосредственно гражданских и семейных прав граждан как ведение книг актов гражданского состояния. 18 декабря 1917 г. был опубликован декрет СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния», в котором говорилось: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Далее декрет гласил: «церковный брак наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачащихся». Лишение церкви всех государственных функций было завершено декретом СНК от 20 января (2 февраля) 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В декрете устанавливалась свобода каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, т. е. быть атеистом. Декрет запрещал указывать в официальных актах, в том числе и в личных документах граждан (паспортах и т. д.) их религиозную принадлежность. Церковь лишалась всех государственных функций. «Действия государственных и иных публично-правовых установлений, — говорилось в декрете, — не сопровождаются никакими религиозными обрядами и церемониями». Упразднялась также религиозная присяга. Поскольку школа отделялась от церкви, то церковь лишалась и права контроля за содержанием учебных дисциплин, права церковной цензуры. Прекращалась также преподавания религиозных вероучений во всех учебных заведениях.
Все церковные и религиозные учреждения подчинялись положениям об обществах и союзах, лишались привилегий и государственного финансирования.
Имущество церкви объявлялось всенародным достоянием (национализировалось). Однако органы власти обязаны были передавать в бесплатное владение общинам верующих молитвенные здания и предметы культа, необходимые для богослужения. Церковные и религиозные учреждения не могли применять по отношению к верующим меры принуждения.
Отделение церкви от государства превратило ее из отрасли государственного управления, в самоуправляющееся религиозное объединение. Именно в условиях революции впервые собрался выборный орган церковного управления православной церкви — поместный собор, который избрал главу православной церкви — патриарха.
Одновременно с упразднением сословий и аннулированием правового неравенства по национальному и религиозному признакам шел процесс ликвидации правового неравенства женщин. Декрет «О земле» установил право пользования землей независимо от пола, то есть тем самым узаконил выделение земельного пая в общинах не только на мужчин , но и на женщин. Декрет о равной оплате за равный труд установил нормы оплаты женского труда такие же, как и за труд мужчин. Тем самым права женщин были в уравнены с правами мужчин в производственной сфере. Декреты «О разводе», «О браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» в основных чертах уравняли права женщин с правами мужчин в брачно-семейной сфере. Равенство прав женщин с мужчинами было закреплено в первых советских кодексах — Трудовом кодексе и Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятых в 1918 г., о чем более подробно будет сказано далее в главах, посвященных конкретным отраслям права.
Советская власть ввела ограничения по признаку социальной принадлежности. Эти ограничения впервые были провозглашены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а затем подтверждены в Конституции РСФСР 1918 г. В конституции подчеркивалось, что «власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Следовательно, «эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти» (ст. 7).
Опыт истории показывает, что лица, из числа тех социальных сил, которые выступали против революции лишались политических, а нередко и гражданских прав. Поэтому полноправными гражданами по Конституции РСФСР являлись лишь трудящиеся. Нетрудовые элементы были ограничены в правах, прежде всего политических. Поскольку важнейшим из политических прав было право избирать и быть избранным в органы власти, то критерии ограничения в правах содержались в ст. 65 Конституции, определявшей категории населения, лишавшихся избирательных прав. Это лица, прибегавшие к наемному труду с целью извлечения прибыли, жившие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, прибыль с предприятий, поступления с имущества и т. д.), а также монахи и духовные лица различных религий, бывшие служащие и агенты полиции, корпуса жандармов и охранных отделений, члены бывшего царствовавшего в России дома, лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления. Таким образом, в основу лишения политических прав были положены социально-экономические и моральные критерии, а не только социальное происхождение как таковое. Это важно подчеркнуть поскольку значительное число старых специалистов (инженеров, ученых, врачей, офицеров, генералов и т.д.), в том числе и выходцев из буржуазии и дворянства, служило в советских учреждениях, в Красной армии, правоохранительных учреждениях, даже в ВЧК. В этой связи можно напомнить, что сам глава Советского правительства В.И. Ленин, нарком иностранных дел Г.В. Чичерин, нарком государственного призрения A.M. Коллонтай были потомственными дворянами. Соответственно, выходцы из буржуазии и дворянства, служившие советской власти не лишались политических прав, и не ограничивались в гражданских правах.
Информация о работе Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 года