Общая характеристика системы государственного и муниципального управления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Поэтому в учебниках обычно употребляется обобщенное понятие «государственное и муниципальное управление». При рассмотрении вопросов муниципального управления акцент делается на концепции местного самоуправления, которая по всем своим элементам и взаимосвязям (по историческому и международному опыту) непосредственно прилегает к государственному управлению и является его низовым и самым демократическим уровнем.

Файлы: 1 файл

общая характеристика системы гму в РФ.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«югорский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента и экономики

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему: «Общая характеристика системы государственного и муниципального управления в РФ»

 

 

                  

                            Выполнила:               студентка

                            группы 4802Б          

                    Курочкина Ирина

 

 

 

 

Ханты-Мансийск 2013

Под системой государственного и муниципального управления понимаются единство и взаимосвязь органов  государственного и муниципального управления и тех управляемых  объектов, в отношении которых  они реализуют свои управляющие  воздействия: их сохраняют, изменяют или  развивают. Практически в такой  системе осуществляется сложное  взаимодействие между органами государственного и муниципального управления и управляемыми объектами, в которое каждая из сторон вносит свой «вклад».

Главное в этой системе  не просто ее соответствие каким-то образцам (европейским или американским, китайским  или японским и т.д.), а эффективность  ее управляющих воздействий в  целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности  и развития общества в целом

Государственное управление как обширное, сложноорганизованное общественное явление, в которое  в качестве его части входит местное  самоуправление, становится самостоятельной  и очень важной отраслью научного знания.

Поэтому в учебниках обычно употребляется обобщенное понятие  «государственное и муниципальное  управление». При рассмотрении вопросов муниципального управления акцент делается на концепции местного самоуправления, которая по всем своим элементам  и взаимосвязям (по историческому  и международному опыту) непосредственно  прилегает к государственному управлению и является его низовым и самым  демократическим уровнем.

Государственное управление можно определить, как практическое, организующее и регулирующее воздействие  государства на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на его властную силу.

Таким образом, система гос. управления функционирует на основе общих для федеральных и региональных органов целей и принципов  осуществления государственно-властного воздействия на жизнедеятельность населения, выраженных обычно в правовых формах, и включает: а) систему государственных органов (федеральных и региональных); б) систему государственной службы; в) совокупность реализуемых государственными органами функций и используемый комплекс методов, средств и ресурсов; г) систему прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления, а также необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.д.

Государственное управление, как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального  публичного управления, является основной сферой действия и применения норм административного права.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной  самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько  поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное  образование, а главной целью - повышение  уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект  и объект - население муниципального образования, цель - самостоятельное  решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами  муниципального права.

Из перечисленных характеристик  следует, что муниципальное управление - это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это  управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Местное самоуправление относится  к ряду управленческих явлений, призванных целеполагать, организовывать и регулировать коллективную и общественную жизнедеятельность в рамках муниципальных образований.

В целом можно утверждать, что в системе государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими органами и объектами управления, их компетенцией, правовым статусом, формами  и процедурами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но именно подсистема, которая «снизу»  связана с населением-носителем  и источником власти, в том числе  и по отношению к вышестоящим уровням, а «сверху» - с органами государственной власти. Благодаря этому сохраняются системность государства, системность общества и системность государственного управления.

Функционирование системы  государственного и муниципального управления - сознательное, целенаправленное воздействие государственной власти и местного самоуправления на общество для реализации своих целей, задач и функций. Это воздействие осуществляется законодательной, исполнительной, распорядительной и судебной работой государственных органов и органов местного самоуправления, в основе которого, находится профессиональная деятельность по осуществлению их полномочий.

 

 

Структура государственного и муниципального управления в РФ

 

Ветви Уровни

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Федеральный

Федеральное собрание

Правительство

Конституционный суд, Верховный  суд, Высший Арбитражный суд

Региональный

Парламент республики, Законодательное  собрание субъекта

Президент республики, губернатор, глава правительства

Верховный республиканский  суд, областной суд, краевой суд

 Муниципальный

Гор. совет, поссовет, сельсовет, райсовет

Глава местного самоуправления, мэр

Районный (городской) суд, мировой  судья


 

Политический режим представляет собой форму государственного устройства, которая использует характерные средства, методы политического влияния на общественные институты.

Выделяют следующие формы  государственного устройства: унитарные государства и федерации.

Унитарное государство представляет собой связь входящих в состав централизованного государства  политически однородных территориальных  образований, не обладающих признаком  суверенности.

Федеральное устройство государства  предполагает разделение ГВ по объектам территории, соответствующим полномочиям  составляющих федерацию субъектов.

ГМУ – системное управление. 
ГМУ – только часть регулирующей социальной деятельности в обществе.

Система ГМУ – это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа. Она выполняет ряд функций:

-Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;

-Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

-Целепологающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ;

-Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

-Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

Основными принципами формирования СГУ являются:

-Принцип разделения властей – разделение ГВ на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную.

-Комплементарности – непрерывное и равномерное распределение властных функций

-Субсидиарности – определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями и последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами, а также порядок распределения ответственности этих органов перед населением

-Суверенности – предполагает наличие фактической независимости

-Демократизма – нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного и муниципального значения

-Гомогенности – отражает преимущество федерального права перед региональным

Направления:

- государство как институт; 
- система органов государственной власти;  
- организация системы местного самоуправления; 
- государственная служба; 
- муниципальная служба;

Форма правления:

-монархия - абсолютная и конституционная;

-республика – парламентская, президентская, смешанная.

Формы государственного устройства:

- унитарное государство представляет собой связь входящих в состав централизованного государства политически однородных территориальных образований, не обладающих признаком суверенности; 
- федеративное государство предполагает разделение государственной власти по субъектам; 
- конфедерация – временный союз государств, созданный для достижения определенных целей входящих в него территориальных образований.

Функции государства:

-Внутренние – правоохранительная, экономическая, политическая, социальная, экологическая.

Основными инструментами  государственного регулирования экономической  сферы общества являются: бюджетное регулирование, таможенный контроль, лицензирование, стандартизация, сертификация, государственная экспертиза, регистрация.

-Внешние – оборона, поддержание мирового порядка, представление общества во внешнем мире.

Эти функции реализуются  путем применения государственной власти.

Государственную власть в РФ осуществляют:

-Президент РФ;

-Федеральное собрание – Совет Федерации и Государственная дума;

-Правительство РФ;

-Суды РФ

Государственную власть в  субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Местное самоуправление в  систему органов государственной  власти не входит. 
    Государственная политика – совокупность целей, задач, приоритетов, принципов, стратегических программ и плановых мероприятий, которые разрабатываются и реализуются органами государственной и муниципальной власти с привлечением институтов гражданского общества.

Система органов государственной  власти в России строится в соответствии с конституционно закрепленными принципами: демократия; гуманизм; принцип разделения властей; верховенство Конституции и федерального законодательства на всей территории России; федерализм, включающий государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов РФ; открытость в деятельности органов власти.

Система органов государственной  власти Российской Федерации включает федеральные органы государственной  власти, вопросы формирования которых находятся в ведении Российской Федерации, и органы государственной власти субъектов РФ, система которых устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

 


Информация о работе Общая характеристика системы государственного и муниципального управления в РФ