Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:05, реферат
Поэтому в учебниках обычно употребляется обобщенное понятие «государственное и муниципальное управление». При рассмотрении вопросов муниципального управления акцент делается на концепции местного самоуправления, которая по всем своим элементам и взаимосвязям (по историческому и международному опыту) непосредственно прилегает к государственному управлению и является его низовым и самым демократическим уровнем.
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«югорский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт менеджмента и экономики
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»
на тему: «Общая характеристика системы государственного и муниципального управления в РФ»
Выполнила: студентка
группы 4802Б
Курочкина Ирина
Ханты-Мансийск 2013
Под системой государственного и муниципального управления понимаются единство и взаимосвязь органов государственного и муниципального управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействия: их сохраняют, изменяют или развивают. Практически в такой системе осуществляется сложное взаимодействие между органами государственного и муниципального управления и управляемыми объектами, в которое каждая из сторон вносит свой «вклад».
Главное в этой системе не просто ее соответствие каким-то образцам (европейским или американским, китайским или японским и т.д.), а эффективность ее управляющих воздействий в целях обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития общества в целом
Государственное управление как обширное, сложноорганизованное общественное явление, в которое в качестве его части входит местное самоуправление, становится самостоятельной и очень важной отраслью научного знания.
Поэтому в учебниках обычно употребляется обобщенное понятие «государственное и муниципальное управление». При рассмотрении вопросов муниципального управления акцент делается на концепции местного самоуправления, которая по всем своим элементам и взаимосвязям (по историческому и международному опыту) непосредственно прилегает к государственному управлению и является его низовым и самым демократическим уровнем.
Государственное управление можно определить, как практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Таким образом, система гос.
управления функционирует на основе
общих для федеральных и
Государственное управление, как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления, является основной сферой действия и применения норм административного права.
Муниципальное управление представляет
собой целостную систему
Муниципальное управление осуществляется
в пределах муниципального образования
(городское, сельское поселение, несколько
поселений, объединенных общей территорией),
где имеется муниципальная
В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, а главной целью - повышение уровня и качества жизни населения, в местном самоуправлении субъект и объект - население муниципального образования, цель - самостоятельное решение вопросов местного значения. Все это регулируется нормами муниципального права.
Из перечисленных
В целом можно утверждать, что муниципальное управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.
Местное самоуправление относится к ряду управленческих явлений, призванных целеполагать, организовывать и регулировать коллективную и общественную жизнедеятельность в рамках муниципальных образований.
В целом можно утверждать,
что в системе государственного
управления местное самоуправление
выступает в виде особой подсистемы
со своими органами и объектами управления,
их компетенцией, правовым статусом, формами
и процедурами организации, материально-финансовым
обеспечением, технологией деятельности
персонала и другими
Функционирование системы государственного и муниципального управления - сознательное, целенаправленное воздействие государственной власти и местного самоуправления на общество для реализации своих целей, задач и функций. Это воздействие осуществляется законодательной, исполнительной, распорядительной и судебной работой государственных органов и органов местного самоуправления, в основе которого, находится профессиональная деятельность по осуществлению их полномочий.
Структура государственного и муниципального управления в РФ
Ветви Уровни |
Законодательная |
Исполнительная |
Судебная |
Федеральный |
Федеральное собрание |
Правительство |
Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд |
Региональный |
Парламент республики, Законодательное собрание субъекта |
Президент республики, губернатор, глава правительства |
Верховный республиканский суд, областной суд, краевой суд |
Муниципальный |
Гор. совет, поссовет, сельсовет, райсовет |
Глава местного самоуправления, мэр |
Районный (городской) суд, мировой судья |
Политический режим
Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарные государства и федерации.
Унитарное государство представляет собой связь входящих в состав централизованного государства политически однородных территориальных образований, не обладающих признаком суверенности.
Федеральное устройство государства предполагает разделение ГВ по объектам территории, соответствующим полномочиям составляющих федерацию субъектов.
ГМУ – системное управление.
ГМУ – только часть регулирующей социальной
деятельности в обществе.
Система ГМУ – это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа. Она выполняет ряд функций:
-Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;
-Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.
-Целепологающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ;
-Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.
-Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.
Основными принципами формирования СГУ являются:
-Принцип разделения властей – разделение ГВ на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную.
-Комплементарности – непрерывное и равномерное распределение властных функций
-Субсидиарности – определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями и последовательность исполнения властных полномочий управленческими органами, а также порядок распределения ответственности этих органов перед населением
-Суверенности – предполагает наличие фактической независимости
-Демократизма – нацеливает на необходимость активного участия населения в принятии решений государственного и муниципального значения
-Гомогенности – отражает преимущество федерального права перед региональным
Направления:
- государство как институт;
- система органов государственной власти;
- организация системы местного самоуправления;
- государственная служба;
- муниципальная служба;
Форма правления:
-монархия - абсолютная и конституционная;
-республика – парламентская, президентская, смешанная.
Формы государственного устройства:
- унитарное государство представляет
собой связь входящих в состав централизованного
государства политически однородных территориальных
образований, не обладающих признаком
суверенности;
- федеративное государство предполагает
разделение государственной власти по
субъектам;
- конфедерация – временный союз государств,
созданный для достижения определенных
целей входящих в него территориальных
образований.
Функции государства:
-Внутренние – правоохранительная, экономическая, политическая, социальная, экологическая.
Основными инструментами государственного регулирования экономической сферы общества являются: бюджетное регулирование, таможенный контроль, лицензирование, стандартизация, сертификация, государственная экспертиза, регистрация.
-Внешние – оборона, поддержание мирового порядка, представление общества во внешнем мире.
Эти функции реализуются
путем применения
Государственную власть в РФ осуществляют:
-Президент РФ;
-Федеральное собрание – Совет Федерации и Государственная дума;
-Правительство РФ;
-Суды РФ
Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Местное самоуправление в
систему органов
Государственная политика –
совокупность целей, задач, приоритетов,
принципов, стратегических программ и
плановых мероприятий, которые разрабатываются
и реализуются органами государственной
и муниципальной власти с привлечением
институтов гражданского общества.
Система органов государственной
власти в России строится в соответствии
с конституционно закрепленными принципами: демо
Система органов государственной власти Российской Федерации включает федеральные органы государственной власти, вопросы формирования которых находятся в ведении Российской Федерации, и органы государственной власти субъектов РФ, система которых устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Информация о работе Общая характеристика системы государственного и муниципального управления в РФ