Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование вопроса происхождения государства и права с точки зрения классических и современных теорий. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые в свою очередь выражены в главах данной курсовой работы. Итак, основными задачами решения, которые изложены в рамках работы, является: Основные причины возникновения государства и права. Рассмотрения основных классических и современных теорий происхождения государства. Рассмотрение основных классических и современных теорий возникновения права.

Содержание работы

Введение
1. Причины возникновения государства и права…………………...……………стр.5
1.1 Предпосылки возникновения государства и права…………...…………….. стр.5
1.2 Причины возникновения государства и права…………………………….... стр.6
2. Основные теории происхождения государства…………………………….. стр.12
2.1 Классические теории происхождения государства……………………….. стр.12
2.2 Современные теории происхождения государства……………………..… стр.16
3. Основные теории происхождения права……………………………………. стр.21
3.1 Классические теории происхождения права………………………………. стр.22
3.2 Современные теории происхождения права……………………………..... стр.25
Заключение
Приложение 1.…………………………………… ………………………………стр.31
Список литературы

Файлы: 1 файл

теории происхождения государства и права.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

В конце XVIII — начале XIХ века возникла историческая школа права (К.Ф. Савиньи, ГФ. Пухта). Ее сторонники отрицали существование естественного права. Позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным продуктом народной жизни. Согласно исторической школе право всегда «национально» и в разные эпохи имеет различное содержание.

Во второй половине XIX века сложилась  позитивная теория права (И. Бентам). С  точки зрения этой теории право творится государством — это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов  человека. Вскоре позитивизм становится одним из основных направлений теории права (К. Бергбом — в Германии, Г.Ф. Шершеневич — в России, Д. Остин — в Англии). Главный тезис юридического позитивизма — признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право.

Позитивистская юриспруденция в начале 20 века нашла свое продолжение в современном нормативизме, «чистой теории права» Г. Кельзена21. Он видел все право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма», а в самом низу — индивидуальные акты, судебные решения. Каждая нижестоящая норма вытекает из вышестоящей. Не государство формирует право, а оно существует благодаря признанию со стороны общества. «Основная норма» не нуждается в объяснении — она выводится чисто логически, являясь высшим критерием познания права. По этой концепции юридическая наука должна заниматься исследованием действующих норм с использованием инструментов формальной логики. Вопросы сущности права лежат вне сферы интересов юристов.

Во второй половине XIX века сложились  социалистические и коммунистические учения (в том числе марксизм) о сущности права, исходившие из классовой природы государства и права.

К. Маркс и Ф. Энгельс понимали право как возведенную в закон  волю господствующего класса, определяемую материальными условиями жизни  этого класса. В этом случае право выступает как средство подавления сопротивления эксплуатируемых классов. Рассматривая соотношение общесоциального и классового, в праве марксисты отдавали приоритет классовому. Право не воплощает представления о справедливости, а обусловлено исключительно экономическим базисом общества.

Социологическая юриспруденция полагает, что нормы, записанные в законах  и других актах государствах, еще  не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» противопоставляется застывшему в параграфах и статьях законов «праву в книгах». Отсюда выдвигается на первое место фигура судьи как правотворца (Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин и др.). С точки зрения этой концепции право только то, что получило воплощение в реальных правоотношениях, в социальном действии, либо выявлено как средство социального контроля. Ряд американских сторонников концепции «права, созданного судом» считают правом лишь те нормы, которые применены или созданы судом (К. Левеллин).

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

Психологическая школа права, созданная в начале XIX века русским профессором Л.И. Петражицким, сохранила свое влияние и сегодня. По его мнению, наряду с «официальным правом», установленным государством, существует право, осознаваемое людьми в виде особых психических состояний, — переживание своего долга перед другими («императивность») и осознание права требовать исполнения обязанности со стороны других («атрибутивность»).

В современной российской теории права  получил развитие понимание сущности права как меры свободы («либертарная теория» — В.С. Нерсесянц) либо справедливости («этическая» концепция — Р.З. Лившиц), возникающей в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного права, то есть право и закон здесь четко разведены.

Признание определенных правовых и  нравственных постулатов, от которых не должны отступать ни законодатели, ни законы правового государства, нашло отражение в Конституции Российской Федерации.

Современное понимание права как  меры свободы и справедливости, несомненно, стоит гораздо выше правовых представлений, свойственных глубокой древности, и средневековью, и молодому капитализму XVII—XIX вв., и тоталитарным режимам XX века.

Воплощение идеалов свободы  и справедливости — цель правового  развития общества. С этими идеалами государство должно сверять свои законы и практику их реализации, а каждый гражданин — свое поведение.

Тем не менее, общепризнанными считаются  такие признаки права, как нормативность, формальная определенность, общеобязательность22.

Общим также является то, что право  опирается на силу и пронизана идеей возможного применения принуждения. Но представления о роли принуждения разные: одна позиция — авторитарная (марксистская), утверждает, что право выступает как средство принуждения по отношению к обществу, и на втором плане присутствует идея о праве, как выразителе согласованных интересов членов общества. Вторая позиция состоит в том, что право в первую очередь выражает согласованные интересы членов общества, обслуживает интересы членов общества, сила в праве присутствует, но имеет второстепенное значение, и проявляет себя только в случае нарушения правовых норм.

 

 

 

 

Заключение

Целями данной работы являлось рассмотрение причин и выявления  закономерностей возникновения  государства и права а так же рассмотрение их взаимодействия. Поэтому в заключении данной работы хотелось бы сделать акцент на следующих выводах:

1.Государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. В период первобытнообщинного строя, когда орудие труда было несовершенным, производительность труда достаточной низкой и начинает зарождаться государство и право, при этом, в данный исторический период времени, можно говорить о первых правовых нормах, выраженных в обычаях и традициях, сложившихся к данному периоду времени.

2. Государство и право, соответственно, возникло при помощи человека и для человека. Основными причинами возникновения государства и, одновременно с ним, права явилось усложнение существующих с одной стороны и возникновение новых общественных отношений - с другой. Прежние нормы – регуляторы уже не могли регулировать сложившуюся ситуацию и единственным решением данной дилеммы стало появление государства и права.

3.При рассмотрении теорий происхождения государства и права четко прослеживается вывод, что одним из общих элементов является то, что право и государство – взаимосвязаны но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга - если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.

4.Государство и право  не подлежат изменению(глобальному)  по отдельности: изменение права  ведет к изменению государства  и наоборот.

5. Основной целью существования государства и права является урегулирование имеющихся общественных отношений, что подразумевает защиту всех участников общественных отношений от неправомерных действий и применение мер (дисциплинарного, административного, уголовного) воздействия к нарушителям. В постоянно изменяющемся мире, где возникновение новых видов отношений является нормой, и государство и право, для исполнения своей функции, находятся в состоянии постоянного реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

 
Список литературы

  1. Анализ понятия о преступлении. Пусторослев П.П. – Москва, 1892г
  2. Диалоги: О государстве. О законах. Цицерон Марк Туллий.— М., 1994г.
  3. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998г.
  4. Лекции по энциклопедии права. Трубецкой Е.Н. – М.: 1909г
  5. «О граде Божьем» Аврелий Августин  413—427 гг.
  6. «О неравенстве человеческих рас» Жозеф Артур де Гобино1853—1855гг.
  7. Общая теория права. С.С. Алексеев М., Изд. Проспект., 2009 г.
  8. Об общественном договоре .Руссо Ж.-Ж. — М., 1938.
  9. «Основы политологии. Курс лекций», Д.П. Зеркин, Ростов на Дону:              «Феникс»,1999г.
  10. Полное собрание сочинений. Ленин В.И. Т. 39. 1960г.
  11. Русская расовая теория до 1917 г. В. Б. Авдеев. Предисловие // Том первый. — М., 2002г.
  12. Соч. в 4-х томах. Аристотель. М., 1975г.
  13. Теория государства и права. А. Б. Венгеров М., Омега-Л., 2009 г.
  14. Теория государства и права Летушева Н.И., Летушева М.В.. М., Изд.: Академия,  2008 г.
  15. Теория государства и права - Алексеев С.С.Норма 2005г.
  16. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000г.
  17. Теория государства и права. Учебник/ Перевалов В.Д., Корельский В.М., , Изд., Норма, 2009 г.
  18. Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993г.
  19. Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В.2004г.
  20. Чистое учение о праве Ганс Кельзен. Сборник переводов. Вып. 2 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; Пер.: Лезов С. В. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1988г.
  21. Энциклопедия юриста. 2005г.
  22. Юридический словарь. — М., 1989г.

1Лекции по энциклопедии права. Трубецкой Е.Н. – М.: 1909г

2 Анализ понятия о преступлении. Пусторослев П.П. – Москва, 1892г

3 Теория государства и права - Алексеев С.С.Норма 2005

4 Полное собрание сочинений. Ленин В.И. Т. 39. С. 74 –76

5 Учебное пособие по теории государства и права // Диаконов В.В.2004г.

6 «Основы политологии. Курс лекций», Д.П. Зеркин, Ростов на Дону: «Феникс»,1999г.

7 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2000. Гл. 1.

8 «О граде Божьем» Аврелий Августин  413—427 гг.

9 Аристотель. Соч. в 4-х томах. М., 1975

10 Теория государства и права. Учебник/ Перевалов В.Д., Корельский В.М., , Изд., Норма, 2009 .

11  Общая теория права С.С. Алексеев. М., Изд. Проспект., 2009 г. с. 113

12 Энциклопедия юриста. 2005.

13 А. Б. Венгеров Теория государства и права. М., Омега-Л., 2009 г. С. 173

14 Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. М., Изд.: Академия,  2008 г. С. 98

15 «О неравенстве человеческих рас» Жозеф Артур де Гобино1853—1855гг.

16 История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998.

17 Соч. в 4-х томах .Аристотель. М., 1975

18 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. — М., 1938. Стр.211.

19 Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве. О законах. — М., 1994.стр17.

20 Русская расовая теория до 1917 г. В. Б. Авдеев. Предисловие // Том первый. — М., 2002

21 Чистое учение о праве Ганс Кельзен. Сборник переводов. Вып. 2 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; Пер.: Лезов С. В. — М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1988.

22 Теория государства и права. Вып. 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1993

 


Информация о работе Общая характеристика теорий происхождения государства и права