Общая теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 18:01, контрольная работа

Описание работы

В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методоло-гическую, так и прагматическую, практическую роль.
В данной котнрольной работе рассматривается ряд вопросов актуальных в настоящее время для предмета «Общая теория права»:
 экологическая функция государства;
 роль юридической ответственности в укреплении законности;
 практическое задание по данной дисциплине.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..………3
Экологическая функция государства…………………………….......4
Роль юридической ответственности в укреплении законности…....9
Задание…………………………………………………………..……..11
Заключение……………………………………………………..……13
Список использованной литературы………………………..………..15

Файлы: 1 файл

Общая теория права.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………..………

3

Экологическая функция  государства…………………………….......

4

Роль юридической ответственности  в укреплении законности…....

9

Задание…………………………………………………………..……..

11

Заключение……………………………………………………..………

13

Список использованной литературы………………………..………..

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВедение

 

 

В системе юридических  наук теория государства и права  занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методоло-гическую, так и прагматическую, практическую роль.

В данной котнрольной  работе рассматривается ряд вопросов актуальных в настоящее время  для предмета «Общая теория права»:

  • экологическая функция государства;
  • роль юридической ответственности в укреплении законности;
  • практическое задание по данной дисциплине.

Проводимая государством экологическая политика выступает  средством реализации его экологической  функции. Экологическая функция государства обязана обеспечивать экологическую безопасность населения. Появление экологической функции в системе функций государства является следствием необходимости в государственно-правовой охране природы. Сегодня, в связи с угрозой глобального экологического кризиса, экологическая функция государства занимает позицию одной из основных и приоритетных. Государство устанавливает правовой режим природо-пользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д. Экологическая функция относится к числу постоянных, основных и внутренних функций белорусского государства.

Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим  средством, которое локализует, блокирует  противоправное поведение и стимулирует  общественно полезные действия людей в правовой сфере.

Юридическая ответственность  независимо от ее отраслевой принад-лежности преследует две цели: 1) защиту правопорядка и 2) воспитание граждан в духе уважения к праву.

Задача обеспечения  законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, ‒ как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т.д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.

Изучение теоретической  части предмета «Общая теория права» невозможна без ее практической реализации. В практической части третьего задания  нужно не только описать виды юрид. фактов, но и на практике применять  полученные знания, приводить определения данным видам юридическим фактам и т.д.

1. Экологическая функция государства

 

 

Экологические отношения имеют выраженный двойственный  природоресурсный и природоохранный характер. Обеспечить баланс экономических и экологических потребностей общества призвана экологическая функция государства.

Экологическая функция как самостоятельная  функция государства признается в теории права с начала 90-х гг. ХХ в., т.е. когда в общественном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Назначение экологической функции состоит в том, чтобы силами и средствами государства на основании системы норм, регулирующих экологические отношения, установить и поддерживать научно обоснованное соотношение экономических (в сфере природопользования) и экологических (поддержание благоприятного для человека состояния окружающей среды) интересов общества.

Для реализации экологической функции создана  система государственных органов, осуществляющих управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (природоохранных органов).

Главные положения экологического законодательства отражены в статьях Конституции Республики Беларусь:

  • В статье 13 Конституции декларируется исключительная государственная собственность на недра, воды, леса, земли сельскохозяйственного назначения, а также гарантируется их равная защита государством.
  • Статья 55 Конституции провозглашает охрану природной среды как долг каждого. Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды обеспечивает правовую защиту растительного мира, животного мира, недр земли, водных ресурсов и т.д. Это определенный комплекс правовых средств, направленных на сохранение данных субъектов природы, улучшения среды обитания. Данные меры направлены на спасение природы Беларуси [2].

Экологическая функция государства реализуется  на основе ряда программных документов, определяющих направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

  • Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, принятой Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 6 сентября 1995 г., 3851‒XII;
  • Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.;
  • Национального плана действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г., № 302.

Главными направлениями  политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией государственной политики в области  охраны окружающей среды являются  осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав   будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а  также  на  компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Обеспечение права  граждан на безопасную окружающую среду определяется Конституцией Республики Беларусь, социально направленным  законодательством по проблемам окружающей среды, основой которого является принятый в 1992 году Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в сочетании с комплексом уже принятых и принимаемых  законодательных актов в области охраны окружающей среды и принципов природопользования.

Под природопользованием  понимается деятельность, связанная  с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека [5, с. 47].

Регулируя природопользование, государство стремиться придать  ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.

Охрана окружающей природной среды как вид экологической  деятельности государства предполагает систему мероприятий по сохранению и воспроизводству действующих экологических сообществ, многообразия растительного и животного мира во имя живущих и будущих поколений [5, с. 48].

Обеспечение экологической  безопасности нацелено на охрану жизни  и здоровья человека от неблагоприятного воздействия  хозяйственной деятельности и окружающей природной среды.

Основными принципами охраны окружающей среды согласно Концепции признаются:

1) государственная  собственность на все виды  природных ресурсов, предусматривающая  возможность передачи их на  основе соответствующего законодательства в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;

3) законодательно  обеспеченная, финансируемая из  государственного бюджета система  государственного контроля за  состоянием окружающей среды,  охраной и использованием природных  ресурсов, качеством продуктов питания,  безопасностью промышленной и  сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы контрольных и природопользовательных функций;

4) законодательно  обеспеченная система многоступенчатой  государственной экологической экспертизы, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;

5) привлечение  к делу охраны окружающей среды  и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных объединений и движений; поддержка на государственном уровне общественных объединений и движений, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, здоровья человека, охраны живой и неживой природы;

6) экономический  механизм обеспечения охраны  окружающей среды, включающий в себя:

  • платность природопользования;
  • льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности;
  • поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

7) система мер  уголовной и административной  ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;

8) совершенствование  законодательной базы, системы возмещения  потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и межгосударственном уровнях;

9) участие в  решении глобальных экологических проблем, в том числе:

  • сохранении биоразнообразия;
  • охране озонового слоя; предотвращении антропогенного изменения климата;
  • охране лесов и лесовосстановлении;
  • развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения;
  • регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.

В проекте Экологического кодекса Республики Беларусь предлагается система основных начал экологического законодательства, под которыми понимается система принципов, определяющих и регламентирующих экологические отношения, включая следующие:

  • приоритет охраны окружающей среды по отношению к любой деятельности, в том числе по использованию природных ресурсов, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды (принцип приоритета природоохранной деятельности);
  • презумпция экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на состояние окружающей среды (принцип презумпции экологической опасности);
  • соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и иных прав граждан в области охраны окружающей среды (принцип соблюдения экологических прав граждан);
  • удовлетворение экономических и экологических потребностей нынешнего поколения не должно подвергать риску возможность удовлетворения таких потребностей для будущих поколений (принцип устойчивого развития);
  • преимущественно предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства как необходимых условий обеспечения экологической безопасности (принцип обеспечения экологической безопасности);
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов и запрещение хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к их деградации, необратимому изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов  
    и иным отрицательным изменениям окружающей среды (принцип охраны природы);
  • обязательность участия в охране окружающей среды граждан и общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды (принцип общественного участия);
  • гласность в деятельности государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц по вопросам охраны окружающей среды и обеспечение граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды (принцип гласности);
  • международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды (принцип международного сотрудничества);
  • иных принципов, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, других актах законодательства, а равно следующих из содержания и смысла норм экологического права [3].

Информация о работе Общая теория права