Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 18:01, контрольная работа
В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методоло-гическую, так и прагматическую, практическую роль.
В данной котнрольной работе рассматривается ряд вопросов актуальных в настоящее время для предмета «Общая теория права»:
экологическая функция государства;
роль юридической ответственности в укреплении законности;
практическое задание по данной дисциплине.
Введение………………………………………………………..………3
Экологическая функция государства…………………………….......4
Роль юридической ответственности в укреплении законности…....9
Задание…………………………………………………………..……..11
Заключение……………………………………………………..……13
Список использованной литературы………………………..………..15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………. |
3 |
Экологическая функция государства……………………………....... |
4 |
Роль юридической |
9 |
Задание…………………………………………………………. |
11 |
Заключение…………………………………………………… |
13 |
Список использованной литературы………………………..……….. |
15 |
ВВедение
В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методоло-гическую, так и прагматическую, практическую роль.
В данной котнрольной работе рассматривается ряд вопросов актуальных в настоящее время для предмета «Общая теория права»:
Проводимая государством экологическая политика выступает средством реализации его экологической функции. Экологическая функция государства обязана обеспечивать экологическую безопасность населения. Появление экологической функции в системе функций государства является следствием необходимости в государственно-правовой охране природы. Сегодня, в связи с угрозой глобального экологического кризиса, экологическая функция государства занимает позицию одной из основных и приоритетных. Государство устанавливает правовой режим природо-пользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т.д. Экологическая функция относится к числу постоянных, основных и внутренних функций белорусского государства.
Юридическая ответственность, будучи составной частью правовой системы, выполняет в ней важные функции. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере.
Юридическая ответственность независимо от ее отраслевой принад-лежности преследует две цели: 1) защиту правопорядка и 2) воспитание граждан в духе уважения к праву.
Задача обеспечения законности требует знания и учета всего многообразия факторов, воздействующих на поведение людей, ‒ как положительных, так и отрицательных, как правовых, так и материальных, политических, организационных, психологических и т.д. Проблема укрепления законности является, таким образом, не только правовой, она имеет комплексный характер. Для осуществления действенных мер по укреплению законности важно знать механизм воздействия всех факторов применительно к различным социальным уровням, к различным видам и направлениям деятельности всех субъектов общественных отношений.
Изучение теоретической части предмета «Общая теория права» невозможна без ее практической реализации. В практической части третьего задания нужно не только описать виды юрид. фактов, но и на практике применять полученные знания, приводить определения данным видам юридическим фактам и т.д.
1. Экологическая функция государства
Экологические отношения имеют выраженный двойственный природоресурсный и природоохранный характер. Обеспечить баланс экономических и экологических потребностей общества призвана экологическая функция государства.
Экологическая функция как самостоятельная функция государства признается в теории права с начала 90-х гг. ХХ в., т.е. когда в общественном сознании укрепилось понимание необходимости охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Назначение экологической функции состоит в том, чтобы силами и средствами государства на основании системы норм, регулирующих экологические отношения, установить и поддерживать научно обоснованное соотношение экономических (в сфере природопользования) и экологических (поддержание благоприятного для человека состояния окружающей среды) интересов общества.
Для реализации экологической функции создана система государственных органов, осуществляющих управление в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (природоохранных органов).
Главные положения экологического законодательства отражены в статьях Конституции Республики Беларусь:
Экологическая
функция государства
Главными направлениями политики в области охраны окружающей среды в соответствии с Концепцией государственной политики в области охраны окружающей среды являются осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.
Обеспечение права граждан на безопасную окружающую среду определяется Конституцией Республики Беларусь, социально направленным законодательством по проблемам окружающей среды, основой которого является принятый в 1992 году Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в сочетании с комплексом уже принятых и принимаемых законодательных актов в области охраны окружающей среды и принципов природопользования.
Под природопользованием понимается деятельность, связанная с извлечением полезных свойств природной среды и использованием их для удовлетворения экономических, экологических, оздоровительных, культурных интересов человека [5, с. 47].
Регулируя природопользование, государство стремиться придать ему рациональный (разумный) характер. Рациональность природопользования означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды.
Охрана окружающей
природной среды как вид
Обеспечение экологической безопасности нацелено на охрану жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия хозяйственной деятельности и окружающей природной среды.
Основными принципами охраны окружающей среды согласно Концепции признаются:
1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их на основе соответствующего законодательства в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;
2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;
3) законодательно
обеспеченная, финансируемая из
государственного бюджета
4) законодательно
обеспеченная система
5) привлечение
к делу охраны окружающей
6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:
7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;
8) совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и межгосударственном уровнях;
9) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:
В проекте Экологического кодекса Республики Беларусь предлагается система основных начал экологического законодательства, под которыми понимается система принципов, определяющих и регламентирующих экологические отношения, включая следующие: