Общение в юридической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:33, реферат

Описание работы

Общение – это достаточно многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, который обусловлен совместной деятельностью субъектов, их отношениями, складывающимися по самым различным поводам.
В юридической деятельности общение протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации: прием заявлений у граждан, допрос в ходе предварительного следствия, получение определенных объяснений у субъектов, участвующих в гражданском судопроизводстве, судебные прения сторон, обмен информацией и т.д.

Файлы: 1 файл

Общение в юридической практике.docx

— 18.65 Кб (Скачать файл)

Общение в юридической практике

 

Общение – это достаточно многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, который обусловлен совместной деятельностью субъектов, их отношениями, складывающимися по самым различным поводам.

В юридической деятельности общение протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации: прием заявлений у граждан, допрос в ходе предварительного следствия, получение определенных объяснений у субъектов, участвующих в гражданском  судопроизводстве, судебные прения сторон, обмен информацией и т.д.

Юристу требуются определенные способности в общении и, в частности, умение устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая при этом его индивидуально-психологические особенности, пробудить его интерес к общению в связи с разными обстоятельствами, имеющими правовое значение.

Для лучшего уяснения данных сторон общения в деятельности юриста необходимо рассмотреть ряд социально-психологических понятий:

·    в процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте в системе отношений, элементами которой являются общество, государственно-правовые институты, отдельные граждане, должностные лица. В этих отношениях юрист играет объективно заданную социальную роль;

·    социальная роль формирует у окружающих систему ролевых ожиданий в отношении ее носителя, который наделен правами и обязанностями, реализуемыми в конкретных ситуациях;

·    носитель социальной роли (следователь, судья, адвокат и т.д.) обладает вполне определенным социальным статусом, т.е. положением, авторитетом в социальной группе (опыт, должность, заслуги).

Процесс обмена информацией  между субъектами носит название коммуникативное общение. Оно строится с помощью вербальных (речевых) и невербальных (телодвижения, жесты) средств коммуникации.

Вербальная  коммуникация – это использование речи как важнейшего инструмента профессионального (юридического) общения. Именно в ней выражаются социально-психологические особенности мышления личности, отношение к объективной реальности. Речь всегда мотивирована, т.е. любое высказывание определяется правилами и мотивами. И выявление этих мотивов происходит по различным ситуативным фразам, которые произносятся очень часто и в юридической практике позволяют понять мысли, поведение, поступки человека.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю  речь:

Внутренняя  речь – это сложный процесс подготовки развернутого речевого высказывания. Это речь для себя.

Внешняя речь – это форма выражения мысли.

Наибольшее распространение  в работе адвоката, следователя, судьи  имеет устная речь в форме диалога. Это вид речи, используемый с участником уголовного, гражданского процессов, с должностными лицами.

Речь  в форме монолога представляет собой развернутое изложение взглядов, знаний, мыслей человека.

разновидностью  внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания. В гражданском, уголовном процессах письменная речь используется при составлении различных процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, излагаются принятые решения, анализируются доказательства.

В коммуникативном общении юриста и субъекта процесса (подозреваемого, клиента, свидетеля и т.д.) речь отражает личность человека, его потребности, интересы, убеждения, интеллект, волевые качества. Именно по темпу речи, произношению можно судить о психических процессах, темпераменте. Именно по темпу речи, произношению можно судить о психических процессах, темпераменте. Юристу-практику надо обязательно обращать внимание на тембр голоса, интонации, которые говорят об отношении ведущего беседу к проблемам с большей долей достоверности, чем другие аспекты общения. Например, интонация доносит до 40% нужной информации. По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его развитии, психическом состоянии, характере, психических отклонениях.

Речь самого юриста должна быть наполнена в процессе профессионального  общения правовыми понятиями, речевыми конструкциями, которые отвечают правилам речевого этикета. И именно он устанавливает  и поддерживает психологический  контакт, взаимопонимание. В процессе общения важно не только говорить, но и как бы со стороны слушать  себя, оценивать понятность, доходчивость собственных высказываний и т.д. Речевое поведение дополняют  средства невербальной коммуникации. К ним относятся: жесты, мимика, позы, организация пространства в общении, качество голоса, диапазон, тональность, темп речи, паузы, «контакт глазами» и т.д.).

Все вышеперечисленные средства могут заменять отдельные высказывания и более точно доносить смысл  передаваемой информации до партнера. Поэтому с помощью невербальных средств общения также раскрываются индивидуальные и психологические  особенности лиц, участвующих в  общении, их социально-групповые признаки; демонстрируется желание выслушать, понять собеседника.

Поведение юриста должно поощрять клиента полно и объективно излагать все, что он считает нужным сообщить. Это: заинтересованный взгляд, кивки  головой, нейтральные фразы и  т.д. При этом следует помнить: к  юристу чаще всего обращаются люди с травмированной психикой (тревожность, психическая напряженность, переживания), и они требуют более внимательного  отношения. Поэтому вполне понятно их желание наиболее полно высказаться. Юрист выслушивает посетителя (клиента) без анализа, без вмешательства с его стороны. Юрист должен «внимательно» молчать.

Коммуникативная ситуация завершения диалога заключается  в следующем:

·    в сознании клиента закрепляется мнение о том, кто его принимает, и часто формирует его отношение к различным органам юстиции в целом;

·    ситуация выхода из общения также предполагает соблюдение сторонами определенных ритуальных форм речевого поведения – нейтральные формулы прощания и усложненные формы высказываний и различного рода пожеланий.


Информация о работе Общение в юридической практике