Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:33, реферат
Общение – это достаточно многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, который обусловлен совместной деятельностью субъектов, их отношениями, складывающимися по самым различным поводам.
В юридической деятельности общение протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации: прием заявлений у граждан, допрос в ходе предварительного следствия, получение определенных объяснений у субъектов, участвующих в гражданском судопроизводстве, судебные прения сторон, обмен информацией и т.д.
Общение в юридической практике
Общение – это достаточно многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, который обусловлен совместной деятельностью субъектов, их отношениями, складывающимися по самым различным поводам.
В юридической деятельности общение протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации: прием заявлений у граждан, допрос в ходе предварительного следствия, получение определенных объяснений у субъектов, участвующих в гражданском судопроизводстве, судебные прения сторон, обмен информацией и т.д.
Юристу требуются определенные способности в общении и, в частности, умение устанавливать отношения с людьми, умение убедить человека, учитывая при этом его индивидуально-психологические особенности, пробудить его интерес к общению в связи с разными обстоятельствами, имеющими правовое значение.
Для лучшего уяснения данных сторон общения в деятельности юриста необходимо рассмотреть ряд социально-психологических понятий:
· в процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте в системе отношений, элементами которой являются общество, государственно-правовые институты, отдельные граждане, должностные лица. В этих отношениях юрист играет объективно заданную социальную роль;
· социальная роль формирует у окружающих систему ролевых ожиданий в отношении ее носителя, который наделен правами и обязанностями, реализуемыми в конкретных ситуациях;
· носитель социальной роли (следователь, судья, адвокат и т.д.) обладает вполне определенным социальным статусом, т.е. положением, авторитетом в социальной группе (опыт, должность, заслуги).
Процесс обмена информацией между субъектами носит название коммуникативное общение. Оно строится с помощью вербальных (речевых) и невербальных (телодвижения, жесты) средств коммуникации.
Вербальная коммуникация – это использование речи как важнейшего инструмента профессионального (юридического) общения. Именно в ней выражаются социально-психологические особенности мышления личности, отношение к объективной реальности. Речь всегда мотивирована, т.е. любое высказывание определяется правилами и мотивами. И выявление этих мотивов происходит по различным ситуативным фразам, которые произносятся очень часто и в юридической практике позволяют понять мысли, поведение, поступки человека.
В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь:
Внутренняя речь – это сложный процесс подготовки развернутого речевого высказывания. Это речь для себя.
Внешняя речь – это форма выражения мысли.
Наибольшее распространение в работе адвоката, следователя, судьи имеет устная речь в форме диалога. Это вид речи, используемый с участником уголовного, гражданского процессов, с должностными лицами.
Речь в форме монолога представляет собой развернутое изложение взглядов, знаний, мыслей человека.
разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания. В гражданском, уголовном процессах письменная речь используется при составлении различных процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, излагаются принятые решения, анализируются доказательства.
В коммуникативном общении юриста и субъекта процесса (подозреваемого, клиента, свидетеля и т.д.) речь отражает личность человека, его потребности, интересы, убеждения, интеллект, волевые качества. Именно по темпу речи, произношению можно судить о психических процессах, темпераменте. Именно по темпу речи, произношению можно судить о психических процессах, темпераменте. Юристу-практику надо обязательно обращать внимание на тембр голоса, интонации, которые говорят об отношении ведущего беседу к проблемам с большей долей достоверности, чем другие аспекты общения. Например, интонация доносит до 40% нужной информации. По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его развитии, психическом состоянии, характере, психических отклонениях.
Речь самого юриста должна быть наполнена в процессе профессионального общения правовыми понятиями, речевыми конструкциями, которые отвечают правилам речевого этикета. И именно он устанавливает и поддерживает психологический контакт, взаимопонимание. В процессе общения важно не только говорить, но и как бы со стороны слушать себя, оценивать понятность, доходчивость собственных высказываний и т.д. Речевое поведение дополняют средства невербальной коммуникации. К ним относятся: жесты, мимика, позы, организация пространства в общении, качество голоса, диапазон, тональность, темп речи, паузы, «контакт глазами» и т.д.).
Все вышеперечисленные средства
могут заменять отдельные высказывания
и более точно доносить смысл
передаваемой информации до партнера.
Поэтому с помощью невербальных
средств общения также
Поведение юриста должно поощрять
клиента полно и объективно излагать
все, что он считает нужным сообщить.
Это: заинтересованный взгляд, кивки
головой, нейтральные фразы и
т.д. При этом следует помнить: к
юристу чаще всего обращаются люди
с травмированной психикой (тревожность,
психическая напряженность, переживания),
и они требуют более
Коммуникативная ситуация завершения диалога заключается в следующем:
· в сознании клиента закрепляется мнение о том, кто его принимает, и часто формирует его отношение к различным органам юстиции в целом;
· ситуация выхода из общения также предполагает соблюдение сторонами определенных ритуальных форм речевого поведения – нейтральные формулы прощания и усложненные формы высказываний и различного рода пожеланий.