Общественная власть в доклассовом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 23:35, реферат

Описание работы

1.1 Характерные черты первобытно-общинного строя.
1.2 Характерные черты общественной власти в догосударственный период.
2. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.
2.1 Особенности социальных норм в догосударственный период.
2.2 Социальные нормы первобытного общества.
3. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.
3.1 Разложение общества на классы.
3.2 Причины возникновения государства и права.

Файлы: 1 файл

реферат тгп.docx

— 29.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

ТФ «МАЭП»

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Теория государства и права»

на тему:

«Общественная власть в доклассовом обществе»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Марченко А.

 

Проверил:

Федоренко Я.Ф

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Общая характеристика власти догосударственного периода.

 

1.1Характерные черты первобытно-общинного строя.

1.2Характерные черты общественной  власти в догосударственный период.

 

  1. Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.

 

2.1Особенности  социальных норм в догосударственный период.

2.2Социальные  нормы первобытного общества.

 

  1. Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

 

3.1Разложение общества на классы.

3.2Причины возникновения государства  и права.

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общая характеристика власти догосударственного пери ода

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать социальную характеристику власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Первобытно-общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирование поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

          1.1Характерные черты первобытно-общинного строя

 

Для первобытно-общинного строя были характерны следующие черты:

- наличие  лишь примитивных орудий и  неспособность человека без помощи  всего рода выжить и обеспечить  себя пищей, одеждой, жилищем. Но  даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком  обществе не было излишков  продуктов, не было частной собственности  и, соответственно, разделения на  бедных и богатых; экономически  все были равны;

- экономическое  равенство обусловливало и политическое  равенство. Все взрослое население  рода – и мужчины, и женщины  – имели право участвовать  в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

 

 

1.2Характерные  черты общественной власти в  догосударственный период.

 

Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

1) базировалась  на семейных отношениях, ибо основой  организации общества был род (родовая община), т.е. объединение  людей по действительному или  предполагаемому кровному родству, а также общности имущества  и труда. Род формировался в  период, когда на смену беспорядочным  половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а  потом и на парном браке. Каждый  род выступал в качестве хозяйственной  единицы, собственника средств производства, организатора общего трудового  процесса. Роды образовывали более  крупные объединения (фратрии, племена, союзы племен). Поскольку род (родовая  община) играл решающую роль в  жизни первобытного общества, данная  эпоха так и стала называться  – «первобытно-общинный строй», а его социальная организация  – родоплеменной. Следовательно, социальная  власть распространялась только  на в рамках рода, выражала  его волю и базировалась на  кровных связях;

2) была  непосредственно общинной, строилась  на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь  совпадали);

3) опиралась  на авторитет, уважение, традиции  членов рода;

4) осуществлялась  как обществом в целом (родовые  собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.   

 

2.Общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе.

 

 

2.1Особенности социальных  норм в догосударственный период.

 

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, выражали саму жизнедеятельность людей, обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

       Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества – выжить. Для мононорм характерным было то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения.

Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

2.2Социальные нормы первобытного  общества.

          Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе:

1) регулировали  отношения между людьми, что стало  отличать их от норм несоциальных  – технических, физиологических  и других, которые регулировали  и регулируют отношения человека  к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п. Так, первобытные  люди, зная, что ночью в жилище  понижается температура, старались  поддерживать огонь и в темное  время суток. Делая это, они руководствовались  не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей в это время будет следить за огнем, решалось уже на основе нормы социальной первобытного общества.

2) реализовались  главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил  поведения, вошедших в привычку  в результате многократного применения  в течение длительного времени);

3) существовали  в поведении и в сознании  людей, не имея, как правило, письменной  формы выражения;

4) обеспечивались  в основном силой привычки, а  также соответствующими мерами  убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели  в качестве ведущего способа  регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный  прием воздействия; права и обязанности  как таковые отсутствовали;

6) были  продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали  интересы всех членов рода и племени.

 

 

3.Разложение родовой организации и возникновение государства и права.

 

3.1Разложение  общества на классы.

В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышались производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия, затем от земледелия отделилось ремесло, а позже обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров - купцов. Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности. В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство.

    Первой формой государственно-организованного  общества явилось общество рабовладельческое, которое в основном делилось  на рабов и рабовладельцев. Непримиримость  их интересов сдерживало и  координировало рабовладельческое  государство. Его структура, содержание деятельности соответствовали уровню развития самого общества.

 

3.2Причины возникновения  государства и права.

 

Причины возникновения государства:

  1. Переход от экономики присваивающего  характера к экономике производящего   характера;

  2. Разделение труда (выделение  скотоводства, отделение ремесла  от земледелия,  появление особого  класса людей – купцов);

  3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой  имущественное расслоение общества;

  4. Появление частной собственности  на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое  расслоение общества;

 

В целом причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство:

  1. Право возникает вместе  с государством, неразрывно с  ним связано.

  2. Право является результатом  его деятельности при сложившихся  экономических, классовых условиях.

  3. Возникновение права –  закономерное следствие усложнения  общественных взаимосвязей, углубления  и обострения социальных противоречий  и конфликтов.

 

    Основная норма поведения  в период первобытнообщинного  строя – обычай, который закреплял  передаваемые из поколения в  поколения варианты поведения  в определенных ситуациях и  отражал интересы всех членов  общества в равной степени.

    Обычаями регламентировались  все сферы деятельности в первобытном  обществе, но со временем совместно  с ними стали действовать и  нормы общественной морали, религиозные  догмы, которые были тесно связаны  с обычаями и отражали представления  о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе  применения общинными и родовыми  судами обычаев на практике  появились прецедент и юридический  договор. В условиях расслоения  общества и появления частной  собственности перед обществом  стал вопрос о необходимости  нового социального регулятора  общественных отношений, который  мог бы обеспечить порядок  в обществе. Для решения этого  вопроса были созданы правовые  обычаи (право), которые обеспечивались  государством. Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества. Право играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса). В процессе развития общества появляются специализированные органы.

 

Признаки права:

  1. Создание и обеспечение  государством, что выражало волю  как общества, так и отдельной  личности;

  2. Выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются  и реализуются в ходе осуществления  специальных процедур;

  3. Предоставление прав и  возложение обязанностей, чем регулируются  отношения между членами общества;

  4. Охрана и поддержание мерами  государственного воздействия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 1990 г.

2. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 1999 г.

3. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2001 г.

4. Теория государства и права. Часть 1: Теория государства / Под ред. А. Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1995 г.

5. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.

6. Лившиц Р. З. Теория права. – М.: БЕК, 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Общественная власть в доклассовом обществе