Общественные объединения граждан и государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие, на основе анализа нормативно-правовых актов, взаимоотношения общественных объединений и государственных органов, а также сформулирование предложения по совершенствованию законодательства об общественных объединениях. В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие теоретические и практические задачи:
1)Раскрыть сущность, виды и роль общественных объединений в жизни страны.
2)Исследовать основы правового регулирования общественных объединений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------- 3-4
Глава 1. Теоретико-правовая характеристика статуса общественных объединений -------------------------------------------------------------------------- 5-13
1.1 Правовое регулирование деятельности общественных
объединений -------------------------------------------------------------------------- 5-7
1.2 Понятие и виды общественных объединений ----------------------------- 7-11
1.3 Роль общественных объединений в жизни страны ----------------------- 11-13
Глава 2. Проблемы взаимодействия общественных объединений с государственными органами ------------------------------------------------------ 14-22
2.1 Государственный контроль и надзор за деятельностью общественных объединений --------------------------------------------------------------------------- 14-15
2.2 Приостановление и запрет деятельности общественных
объединений --------------------------------------------------------------------------- 15-17
2.3 Направления совершенствования законодательства об общественных объединениях ------------------------------------------------------------------------- 17-22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------- 23
Список использованной литературы ---------------------------------------------- 24

Файлы: 1 файл

Общественные объединения граждан и государственное управление.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------------- 3-4

Глава 1. Теоретико-правовая характеристика статуса общественных объединений -------------------------------------------------------------------------- 5-13

1.1 Правовое  регулирование деятельности общественных 

объединений -------------------------------------------------------------------------- 5-7

1.2 Понятие и  виды общественных объединений ----------------------------- 7-11

1.3 Роль общественных  объединений в жизни страны ----------------------- 11-13

Глава 2. Проблемы взаимодействия общественных объединений с государственными органами ------------------------------------------------------ 14-22

2.1 Государственный  контроль и надзор за деятельностью  общественных объединений --------------------------------------------------------------------------- 14-15

2.2 Приостановление  и запрет деятельности общественных 

объединений --------------------------------------------------------------------------- 15-17

2.3 Направления совершенствования законодательства об общественных объединениях ------------------------------------------------------------------------- 17-22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------- 23

Список использованной литературы ---------------------------------------------- 24

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования.

     Актуальность  взятой мной темы заключается  в том, что в современных  условиях требуется повысить  эффективность взаимодействия государства  и общественных объединений. Законодательство во многом регулирует должным образом процессы создания, регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Однако, существуют и определенные недоработки в данной области.

Объект исследования

     Объектом  исследования являются общественные  отношения, складывающиеся в процессе функционирования общественных объединений и государственных органов.

Предмет темы исследования

     Предметом исследования будут являться правоотношения возникающие в процессе взаимодействия общественных объединений и государственных органов.

Цель исследования

     Целью данной  работы является раскрытие, на основе анализа нормативно-правовых актов, взаимоотношения общественных объединений и государственных органов, а также сформулирование предложения по совершенствованию законодательства об общественных объединениях. В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены следующие теоретические и практические задачи:

1)Раскрыть сущность, виды  и роль общественных объединений в жизни страны.

2)Исследовать основы  правового регулирования общественных  объединений.

3)Выявить особенности  взаимодействия государственных органов и общественных объединений в процессе их создания, а также контроля и надзора за их деятельностью.

4)Проанализировать правовые  институты приостановления и  запрета деятельности общественных объединений.

5)Сформулировать некоторые  предложения по совершенствованию  законодательства об общественных  объединениях.

     Методологической и теоретической базой исследования послужили нормативно-правовые акты, такие, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об общественных объединениях», а также труды отечественных учёных. Отдельные вопросы, касающиеся правового положения общественных объединений, и взаимодействие с государственныеми органами изложены в научных работах Калинина Н.И., Юдина Ю.М., Мельника Т.Е., Лапаевой В.В., Графского В.Г., Назаренко Г.В., Лазарева В.В., Марченко М.Н. и других. При написании данной работы использовались также электронные источники нормативных и практических данных.

Методы исследования

     В работе использованы следующие методы исследования: диалектический, специально-юридический, сравнительно правовой и иные методы научного познания.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-правовая характеристика статуса общественных объединений

1.1 Правовое  регулирование деятельности общественных объединений

Основы правового статуса  общественных объединений устанавливаются  и гарантируются Конституцией Российской Федерации, в статьях: 13, 30 и ряде других, без которых существование общественных объединений было бы невозможно (например, ст. 28, 29, 31, 32 Конституции Российской Федерации).

Важное значение имеют  также международные документы, такие как:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Пакт о гражданских и политических правах.

Содержание прав граждан  на объединение, основные государственные  гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

«Особенности, связанные  с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов  общественных объединений - политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений, - могут регулироваться специальными законами, принимаемыми в соответствии с настоящим ФЗ «Об общественных объединениях». Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются ФЗ «Об общественных объединениях» - ст. 4 ФЗ «Об общественных объединениях».

На момент принятия Федерального закона «Об общественных объединениях», его исходные правовые принципы опирались только на Конституцию РФ и Гражданский кодекс. В последующем законодательная база деятельности общественных объединений значительно расширилась и в настоящее время включает следующие Федеральные законы:

  1. ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г.,
  2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» от 26 июня 1995 г.;
  3. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.;
  4. Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.;
  5. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.

При этом важно  учитывать, как взаимодействуют  и применяются нормы указанных Федеральных законов в отношении каждого отдельного общественного объединения: если законы о профсоюзах и молодежных объединениях полностью попадают в сферу деятельности базового закона об общественных объединениях, устанавливая особенности регулирования конкретных видов таких объединений, то законы о некоммерческих и благотворительных организациях попадают в эту сферу лишь частично.

Закон о некоммерческих организациях регулирует в основном гражданско-правовые, имущественные  отношения в организациях, не преследующих целей извлечения прибыли.

Кроме того, в  данной сфере действуют следующие  важные нормативные акты:

  1. Приказ Минюста РФ от 12 июля 2002 N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации Торгово-Промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица»;
  2. Приказ Минюста РФ от 08.08.2001 N 237 «Об утверждении образцов документов, необходимых для государственной регистрации политической партии и ее регионального отделения»;
  3. Приказ Минюста РФ от 06.10.1997 N 19-01-122-97 «О правилах рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений».

 

1.2 Понятие  и виды общественных объединений

 

Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Идеологическое многообразие понимается как право отдельной  личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений:

  1. беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом;
  2. пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т. п.;
  3. вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партии, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя Российской Федерации;
  4. публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;
  5. требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий  в обществе. Закрепление принципа многообразия идеологий в обществе делает возможным появление политического многообразия и многопартийности.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В ст. 13 Конституции  РФ указано, что общественные объединении  равны перед законом. Это равенство  выражается в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Так, устав, положение или иной основополагающий акт общественного объединения должен указывать цели, задачи, структуру и территорию деятельности общественного объединения, условия, порядок приема новых членов и выхода, права и обязанности участников, порядок образования и сроки полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества общественного объединения и его организаций.

В Конституции  РФ предусматривается также перечень оснований, при наличии которых создание и деятельность общественных объединений запрещается: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»

Таким образом, конституционное право каждого  на общественное объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Различают следующие виды общественных объединений (согласно ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
  • Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.
  • Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.
  • Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.
  • Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Общественные объединения  независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

Таким образом, в основе выделения вышеуказанных  организационно-правовых форм лежат  цели деятельности, обязательность членства или отсутствие такового.

Информация о работе Общественные объединения граждан и государственное управление