Общество и государство. Функция права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Эти избранные представители родовой власти не обладали никакими привилегиями и не располагали специальными средствами и органами принуждения. Их власть опиралась лишь на личный авторитет, поскольку соплеменники, избрав наиболее мудрых, опытных, знающих родовые обычаи и запреты, в большинстве своем добровольно подчинялись их распоряжениям, ибо только так общество могло выжить в суровых условиях жесткой борьбы за свое существование.
С течением времени первобытное общество не оставалось неизменным. В нем происходили процессы, которые постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникновению государства.

Файлы: 1 файл

географической.docx

— 28.22 Кб (Скачать файл)

                                               Вариант 1

1)                                   Общество и государство.

      Общество – это совокупность людей, объединенных общими интересами, а также всех форм их совместной деятельности и разнообразных общественных отношений, в которых поддерживается определенный порядок. Первое в истории общество называется первобытным, родовым обществом. Для него характерно то, что люди жили сообща, объединяясь в большие семьи – родовые общины и племена по признаку кровного родства, так как выжить в одиночку было невозможно. Они добывали себе средства существования охотой, рыболовством, собирательством съедобных дикорастущих плодов и злаков, т.е. вели так называемое присваивающее хозяйство, потребляя произведенные природой продукты. В этом обществе все добываемое находилось в общественной собственности и делилось поровну, а потреблялось без остатка, поэтому отсутствовало неравенство: все были равны и свободны. Разделение труда существовало только между мужчинами и женщинами, а также по возрасту  

 Однако уже в родовом  обществе появляется такое социальное  явление, как власть, которая была необходима, чтобы руководить, управлять обществом, обеспечивать нормальные условия его жизнедеятельности, упорядочивать поведение людей и поддерживать порядок. Любая власть представляет собой реальную возможность подчинять своей воле поведение и деятельность других людей. Власть в первобытном обществе – это еще не государственная власть. Ее особенностью является отсутствие специальных, выделенных из общества органов, осуществляющих управление и принуждение. Это была общественная власть, при которой наиболее важные вопросы решались на общем собрании всех взрослых членов рода. Оно же являлось и высшей судебной инстанцией. А для повседневного управления собранием из числа наиболее уважаемых сородичей избирались родовые старейшины, которые объединялись в совет старейшин, управляющий племенем, а для ведения войны с другими племенами избирались военные вожди – наиболее храбрые, сильные воины.

Эти избранные представители  родовой власти не обладали никакими привилегиями и не располагали специальными средствами и органами принуждения. Их власть опиралась лишь на личный авторитет, поскольку соплеменники, избрав наиболее мудрых, опытных, знающих  родовые обычаи и запреты, в большинстве  своем добровольно подчинялись  их распоряжениям, ибо только так  общество могло выжить в суровых  условиях жесткой борьбы за свое существование.

С течением времени первобытное  общество не оставалось неизменным. В  нем происходили процессы, которые  постепенно привели к смене родовой  организации государственной властью  и возникновению государства.

Происхождения государства базируется на новейших достижениях таких наук, как археология, этнография, история первобытного общества, позволивших сделать вывод о том, что первые в истории человеческого общества государства возникли в тех регионах земного шара, где были благоприятные условия для занятия земледелием, что способствовало переходу от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. к новому способу существования. Произошло это в эпоху нового каменного века. Суть ее в том, что люди стали возделывать земли, разводить скот, заниматься различными ремеслами, т.е. специально производить продукты, необходимые для жизни. Эти изменения в способе производства привели к тому, что возникла потребность в управлении производством, распределением и потреблением. Поэтому стали выделяться люди, которые осуществляли учет трудовых затрат каждого члена общины, руководили созданием и распределением общественных запасов, т.е. занимались управлением. Затем для этого стали создаваться специальные органы, чего не было в первобытном обществе. Постепенно формируется город-государство, выполняющий роль аппарата управления делами раннеземледельческой общины. Одновременно шел процесс социального расслоения, появления в обществе различных социальных групп, классов. И по мере того как появляются богатые и бедные, свободные и зависимые, государство, возникшее для управления делами всего общества, постепенно начинает использоваться и для защиты интересов одного экономически господствующего класса.

 

Политическая  власть

Политическая власть - это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. Основные черты политической власти это наличие объекта и субъекта политического управления.

 

 Субъекты делятся на:

 

  • первичные - крупные социальные группы со своими интересами.
  • вторичные - органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита.

          Функции:

  • управленческая
  • интегрирующая
  • закрепление в законах полномочий субъекта мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями  государства во внутренней и внешней  политике.

Методы

  • принуждение
  • применение силы
  • убеждение
  • манипулирование информацией
  • побуждение
  • применение авторитета

Ресурсы

Как всякая власть одних  людей над другими, политическая власть может иметь различные  источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование  которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не  располагая никаким специфическим  ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать  и задействовать все другие, что  конкурировать с ней никакая  иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

 

 

2)                                             Функция права.

Функции права — обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения. Однако в большинстве случаев с функцией связывается направленное избирательное воздействие системы на определенные стороны внешней среды. В юридической науке понятие «функция» характеризует социальную роль государства и права. Почти вековой опыт активного использования понятия «функция права» на сегодняшний день не позволяет констатировать наличие единого взгляда на эту проблему. Если синтезировать многочисленные точки зрения, то можно сделать вывод, что под функцией права понимают либо социальное назначение права, либо его направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

                                 Выделяют две группы функции права:

1. К общесоциальным относят:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения  правил поведения людей в различных  ситуациях; обеспечение общественного  порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

3)                   Основные этапы конституционного развития России.       

                            
 Первая Конституция РСФСР была принята в 1918 г. Она положила начало развитию конституций социалистического типа, каковыми и считались последующие российские конституции, принимавшиеся уже в связи с определенными этапами развития СССР, куда РСФСР до недавнего времени входила в качестве субъекта.

После 1918 г. в РСФСР конституции  принимались: в 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция  РСФСР 1978 г. с многочисленными дополнениями и изменениями, которые в нее  вносились с 1989 г. и существенно  изменили ее первоначальную редакцию, действовала до принятия Конституции  Российской Федерации 1993 г.

Этапы конституционного развития обусловлены изменениями, происходившими в общественном и государственном  строе России. Все конституции  РСФСР несут на себе отпечаток времени, господствовавших в стране официальных воззрений на государство, право, их роль в обществе, на экономическую и социальную политику, положение человека в обществе и государстве.    

 Всем конституциям  РСФСР как конституциям социалистического  типа были присущи общие черты,  признаки. Это, прежде всего, их  откровенно классовый характер. Так, Конституция РСФСР 1918 г.  основной задачей переходного  периода называла установление  диктатуры городского и сельского  пролетариата и беднейшего крестьянства  в целях полного подавления  буржуазии, уничтожение эксплуатации  человека человеком и водворение  социализма.

Конституция РСФСР 1978 г. подтвердила  преемственность идей и принципов  Конституций РСФСР 1918 г. и последующих  годов. В ее преамбуле указывалось  на основополагающее для жизни страны значение идей научного коммунизма. Закрепляла Конституция РСФСР 1978 г. и руководящую  роль Коммунистической партии Советского Союза в обществе и государстве. В качестве основы экономической  системы РСФСР она утверждала государственную и колхозно-кооперативную  собственность, закрепляла плановое ведение  хозяйства.

В основу организации государственной  власти советская Конституция России формально закладывала принцип  верховенства Советов. В действительности же Советы подменялись партийными органами, которые фактически были всевластны.

Основной Закон РСФСР  провозглашал и закреплял политические, социально-экономические и личные права граждан. Однако отсутствовали  конституционный механизм и гарантии, которые могли бы обеспечивать реализацию этих прав. Конституционные права  и свободы граждан, как известно, грубо попирались, например, в период массовых репрессий 30-х гг. Конституционное  законодательство не могло обеспечить независимость судов.

Вопрос о новой Конституции  Российской Федерации был поставлен  на первом Съезде народных депутатов  России в 1990 г.: им была образована Конституционная  комиссия для разработки проекта  новой Конституции. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ, Съездом  народных депутатов Российской Федерации.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции  Российской Федерации, для завершения подготовки которого Президент РФ созвал летом 1993 г. Конституционное совещание. Осенью 1993 г. Конституционное совещание  продолжило работу над проектом новой  Конституции РФ, который в конце  года был вынесен на всенародное  голосование. Всенародное голосование  по проекту Конституции Российской Федерации состоялось 12 декабря 1993 г. в соответствии с Положением о  всенародном голосовании по проекту  Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. Согласно этому  Положению для принятия нового Основного  Закона РФ требовалось, чтобы более 50% избирателей, принявших участие  в голосовании, проголосовало за его принятие.    

 Новая Конституция  РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с  момента опубликования результатов  всенародного голосования – 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития нашей государственности. Закрепляя основы конституционного строя, Конституция РФ определяет Российскую Федерацию– Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в котором:

1)человек, его права  и свободы являются высшей  ценностью. Признание, соблюдение  и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства;

2)носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России ;

3)социальная политика  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

Информация о работе Общество и государство. Функция права