Общие положения о Федерации, преступлении, законности и правопорядке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование следующих вопросов: особенности федеративного устройства Российской Федерации; понятие, признаки преступления. Категории преступлений; законность и правопорядок в современном обществе.
Рассматривая первый вопрос работы, необходимо раскрыть понятие, признаки федеративного государства, общие особенности лежащие в основе федеративного государственного устройства России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..4
Особенности федеративного устройства Российской Федерации…5
Понятие, признаки преступления……………………………………...
Категории преступлений……………………………………………….
Законность и правопорядок в современном обществе: сущность и значение………………………………………………………………….
Задача…………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………

Файлы: 1 файл

7 вариант.docx

— 47.31 Кб (Скачать файл)

 

  Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Тихоокеанский государственный  университет»

 

 

 

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правоведение»

 

на тему: «Общие положения о Федерации, преступлении, законности

и правопорядке»

   Выполнил: студент  2 курса

   Группы ЗЧС 11

   № зачетной книжки 110430117

   Ф.И.О. Мачульского  А.А

   Проверил: преподаватель каф.

   Ф.И.О. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..4

Особенности федеративного устройства Российской Федерации…5

Понятие, признаки преступления……………………………………...

Категории преступлений……………………………………………….

Законность и правопорядок в  современном обществе: сущность и значение………………………………………………………………….

Задача………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью данной работы является исследование  следующих вопросов:  особенности федеративного устройства Российской Федерации; понятие, признаки преступления. Категории преступлений; законность и правопорядок в современном обществе.

Рассматривая  первый вопрос работы, необходимо раскрыть понятие, признаки федеративного государства, общие особенности лежащие в основе федеративного государственного устройства России. Следует учесть что, федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой суверенная власть государства разделена между центральными (федеральными) органами и органами власти входящих в Федерацию государственных образований (субъектов Федерации).

Уголовный кодекс РФ определяет критерии преступности и наказуемости деяний, основания уголовной ответственности, применения наказания и освобождения от ответственности и наказаний, ключевое место в котором занимает категория «преступление». В данной работе имеет место классификация преступлений на категории в зависимости от характера и степени общественной опасности совершаемых преступлений и обеспечения справедливости.

В правовом государстве законность имеет первостепенное значение, так как состоит в  строгом соблюдении и исполнении законов и основанных на них подзаконных  актов всеми участниками общественных отношений. Понятия законность и правопорядок взаимосвязаны между собой, основой правопорядка является именно законность.

 

 

 

 

Особенности федеративного  устройства Российской Федерации.

 

     Федеративное устройство - это обусловленное coциально - экономической сущностью общества и его национальным составом населения деление государства на государства,  национально-государственные и политико-территориальные образования, определяющие форму государственных связей между государством в целом и его частями, их правовой статус.

Федеративное государство - это союзное государство, состоящее из ряда государств, национально-государственных или политико-территориальных образований, каждое из которых пользуется самостоятельностью за исключением тех прав, которые принадлежат всей федерации в целом.

Федеративные государства отличаются следующими признаками:

  1. В федеративном государстве кроме общефедеральной конституции, субъекты федерации имеют свои конституции или иные акты, определяющие их статус.
  2. Субъекты федерации наделяются правом принятия законов, которые действуют на его территории и должны соответствовать федеральному законодательству.
  3. Субъекты федерации в ряде стран имеют свою правовую и судебную систему. Например, в 50 штатах США действует своя судебная система. В России действует единая правовая и судебная система.
  4. Территория федеративного государства не составляет единого целого в политико-административном отношении. Она представляет собой совокупность территорий субъектов федерации и иногда территорий центрального подчинения.
  5. В федеративных государствах характерно наличие двойного гражданства, которое закрепляется в конституциях. В некоторых федерациях (Индия, Малайзия) признают только союзное гражданство, так же как и в России.
  6. Для большинства федераций характерна двухпалатная структура союзного парламента.
  7. В зарубежных странах субъекты федерации не являются суверенными государствами. По конституциям республик, входящих в РФ, они провозглашаются суверенными и за некоторыми из них закреплено право свободного выхода из федерации.

Федеративное устройство Российского  государства – это его политико-территориальная  организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения  с государством в целом.

      По своему устройству  Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство,  состоящее из равноправных субъектов.  Их несколько видов: республики, края, области, города федерального  значения, автономная область, автономные  округа. Федеративное устройство  Российского государства, его  состав закреплены Конституцией  РФ (гл. 3).

      Государственное  устройство Российской Федерации  в течение своей уже довольно  длительной истории претерпело  неоднократные изменения, в том  числе и существенные.

      Российская Федерация долгое время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной союзной республики в состав другого федеративного государства – Союза Советских Социалистических Республик, объединявшего 15 союзных республик. СССР был создан на основной части территории бывшей Российской империи, представлявшей собой многонациональное государство. Исторически первой была образована Российская Федерация (тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась с тремя другими республиками (Белоруссией, Украиной, Закавказской Федерацией); они и положили начало Союзу ССР. Российская Федерация развивалась ранее как федерация, основанная на автономии. Со временем изменилась численность автономных образований в ее составе, менялся их статус.

   В последнее время происходили существенные изменения в национально-государственном устройстве России. Многие автономные республики провозгласили государственный суверенитет; в настоящее время они рассматриваются как республики в составе Российской Федерации. В республики было преобразовано большинство автономных областей. Провозглашение государственного суверенитета не означало выхода из состава Российского государства, однако, имелись примеры заявлений со стороны органов власти некоторых республик об этом, о провозглашении независимости. Однако провозглашенная ими в одностороннем порядке (вопреки Конституции Российской Федерации) независимость не получила официального, в том числе международного, признания.

Стабилизировать национально-государственное устройство Российской Федерации должен был Федеративный договор. В Российской Федерации Федеративным договором называют три договора, заключенные федеральными органами государственной власти с органами власти суверенных республик в составе РФ, с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, с органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ.

   Федеративный договор одобрил Съезд народных депутатов РФ, и его текст был включен как составная часть в действовавшую тогда Конституцию РФ. Содержание Федеративного договора не полностью соответствует нынешней Конституции РФ. Этот Договор устанавливал не вполне равный статус разных видов субъектов, неодинаковое разграничение полномочий между различными видами субъектов и федеральными государственными органами. В настоящее время он действует в той мере, в какой соответствует нынешней Конституции РФ.

Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных Конституцией РФ (ч. 3 ст. 5) в числе основ конституционного строя.

1. Первым Конституция РФ называет  государственную целостность, которая  лежит в основе устройства  Российской Федерации. Государственная  целостность означает, что Российская  Федерация – цельное, единое  и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие  государства и государственные  образования. Целостность – естественная  черта независимых государств.

Современная Российская Федерация  – государственное всех субъектов Федерации, а не аморфный слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и развивалось как единое, централизованное. РФ возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею самой в составе единого государства.

В преамбуле нынешней Конституции  РФ подчеркивается, что многонациональный  народ Российской Федерации сохраняет  исторически сложившееся государственное  единство. Российская Федерация имеет  все признаки государства, выступает  субъектом международного права. Она  имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ.

2. Единство системы государственной власти тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов.

Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в  осуществлении государственной  власти. Вне пределов компетенции  РФ эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они  должны признавать конституционное  разграничение компетенции между  ними и Федерацией в целом, верховенство федеральных Конституции и законов  и исполнять их.

 Система государственных органов  субъектов Федерации устанавливается  ими самостоятельно, но в соответствии  с основами конституционного  строя РФ и общими принципами  организации представительных и  исполнительных органов государственной  власти, в согласии с федеральным  законом. Это направлено на  обеспечение единства системы  органов Российского государства  в целом. Особенно большое значение  для единства системы государственной  власти имеет то, что федеральные  органы исполнительной власти  и органы исполнительной власти  субъектов Федерации образуют  единую систему исполнительной  власти во всей стране в  пределах ведения РФ и полномочий  РФ по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства в этих пределах на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов – еще один принцип федеративного устройства России. Конституция РФ определяет:

  1. перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти
  2. предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам.
  3. Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий Федерации по второй группе вопросов – предметам совместного ведения.

 Таким образом, оставшейся  компетенцией обладают субъекты  Федерации. Этот «остаток» федеральной  Конституцией не ограничивается  и не конкретизируется в полной  мере.

В пределах своей компетенции и  Федерация, и субъекты Федерации  принимают правовые акты, решают вопросы  государственной и общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются  федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам  совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми, субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные акты.

Законы и другие нормативные  правовые акты субъектов Федерации  не могут противоречить федеральным  законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и  иным актом, изданным в РФ, действует  федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и  нормативным правовым актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся  вне ведения РФ и ее совместного  с субъектами ведения, действует  нормативный правовой акт субъекта Федерации.

   Споры о компетенции между  государственными органами РФ  и органами государственной власти  ее субъектов разрешаются Конституционным  Судом РФ. Он же разрешает дела  о конституционности федеральных  законов, нормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального  Собрания, а также нормативных  актов субъектов федерации, изданных  по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти  РФ и ее совместному с субъектами  ведению.

Информация о работе Общие положения о Федерации, преступлении, законности и правопорядке