Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:53, реферат
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.
Государственность приходит на смену
родоплеменному строю, когда первобытное
равенство и историческая первичная
общественная форма собственности
изживают себя и общество разделяется.
Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная
власть и социальные нормы, регулировавшие
поведение людей, но при отсутствии власти обособленного
и как бы стоящего над обществом особого
аппарата для принудительного воздействия.
В управлении делами рода участвовали
на основе равноправия все его взрослые
члены. Все жизненно важные вопросы разрешались
на общем собрании рода. Оно являлось и
высшей судебной инстанцией.
Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, кV-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.
Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что, в конце концов, привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе - к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытно-общинного строя
к государственно-
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.
2. Государство обладает
3. Наличие специального аппарата
принуждения. Только
4. Только государство имеет
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от возникающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это в конечном итоге приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывалась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остального общества, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основными причинами появления государства были следующие:
- необходимость
- необходимость организации
- необходимость подавления
- необходимость поддержания в
обществе порядка,
- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики.
2. понятия и признаки нормы права, виды правовых норм
Норма права - правило должного, т.е. образец
(модель) типового общественного отношения,
которое устанавливается государством.
Определяет внутреннюю (способность воли
субъекта сознательно избирать тот или
иной вариант поведения) и внешнюю меру
(возможность действовать вовне, преследовать
и осуществлять определенные цели во внешнем
мире) свободы в конкретных взаимоотношениях.
Признаки правовой нормы:
• Устанавливается и санкционируется
государством. Т.е. закрепляется в официальных
государственных актах.
• Имеет представительно-обязывающий
характер, т.е. с одной стороны предоставляет
свободу действий, направленную на удовлетворение
права субъекта. С другой обязывает совершать
или не совершать определенные действия.
Таким образом, норма права одновременно
сочетает и предоставление и ограничение
внешней свободы лиц во взаимных отношениях.
• Обеспечивается мерами государственного
принуждения.
• Выступает государственным регулятором
типовых общественных отношений (социальная
роль правовых норм).
Структура правовой нормы:
• Гипотеза - элемент нормы, устанавливающий
условия применения нормы, тоесть условия
применения правила изложенного в норме.
• Диспозиция - элемент нормы, содержащий
собственно само правило поведения, при
условии наступления событий, изложенных
в гипотезе.
• Санкция - элемент нормы, устанавливающий
ответственность или меры государственного
принуждения, применяемые к нарушителю
правила, предусмотренного в диспозиции.
Виды норм права:
1. По отраслям: нормы государственного,
административного, трудового, уголовного,
гражданского и т.д. по отраслям.
2. По функциям, которые выполняют: регулятивные,
охранительные согласно соответствующих
отраслей.
3. По характеру содержащихся норм поведения:
• Обязывающие - устанавливают обязанности
совершения определенные положительные
действия.
• Запрещающие - запрещают совершать определенные
действия.
• Управомачивающие - предоставляют участникам
отношений право совершать положительные
действия для удовлетворения своих интересов.
4. По степени определенности изложения
элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых
актов:
• Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной
точностью устанавливающие условия применения,
права и обязанности участников отношений
и меры юридической ответственности за
нарушение.
• Относительно определенные - не содержат
достаточно полных сведений об условиях
действия, правах и обязанностях участников
отношений, мер юридической ответственности
за нарушение, предоставляя право правоприменительным
органам решать дело в соответствии с
конкретными обстоятельствами.
• Альтернативные - предусматривают несколько
вариантов условий действия, поведения
участников, мер и санкций за их поведение.
5. По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся
на данной территории) и специальные (определенный
круг лиц).
6. Специализированные:
• Закрепительные - в обобщенном виде
выражают определенные элементы регулируемых
отношений (нормы, устанавливающие общие
условия исполнения обязательства).
• Дефинитивные - содержат научно сформулированные
определения юридических понятий и категорий
(преступление, договор).
• Нормы-принципы - формулируют общие
или отраслевые правовые принципы или
задачи данной группы юридических норм.
7. По времени, по юридической силе.
Способы изложения:
• Прямой способ изложения - излагаются
все три структурные части нормы права.
• Отсылочный - излагаются не все элементы,
но есть ссылка на родственные нормы права,
содержащие недостающие элементы.
• Бланкетный - установление лишь ответственность
за нарушение определенных правил, не
изложенных в самой норме и нет
Информация о работе Общие закономерности возникновения государства и права