Ограничения права владения и пользования объектами культурного наследия
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 11:06, курсовая работа
Описание работы
Точное количество объектов культурного наследия может быть определено только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия не уточнен.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………. Понятие и классификация объектов культурного наследия…………. Субъекты имущественных прав на объекты культурного наследия… ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………. 2.1. Владение и пользование объектами культурного наследия…………… 2.2. Распоряжение объектами культурного наследия………………………. ГЛАВА III. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……………………………… 3.1. Ограничения права владения и пользования объектами культурного наследия………………………………………………………………………… 3.2. Ограничения права распоряжения объектами культурного наследия… ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И
СУБЪЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……………………………….
Понятие и классификация объектов культурного наследия………….
Субъекты имущественных прав на объекты культурного наследия…
ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ……………………………….
2.1. Владение и пользование объектами
культурного наследия……………
2.2. Распоряжение объектами
культурного наследия……………………….
ГЛАВА III. ОГРАНИЧЕНИЯ
ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ………………………………
3.1. Ограничения права владения
и пользования объектами культурного
наследия…………………………………………………………………………
3.2. Ограничения права распоряжения
объектами культурного наследия…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
Введение
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И
СУБЪЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Понятие и классификация
объектов культурного наследия
На территории нашей страны
сконцентрировано множество ценных памятников
истории и культуры. Многие из этих объектов
поистине уникальны и могут быть отнесены
к мировым сокровищам культуры. По состоянию
на начало 2004 года в Государственном реестре
памятников истории и культуры насчитывалось
более 80000 объектов наследия. Почти половина
из них - объекты федерального значения
(в том числе, около более 18 тысяч объектов
археологического наследия, отнесенных
к этой категории историко-культурного
значения статьей 4 Федерального закона
от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры)
народов Российской Федерации)", а остальные
- регионального значения.
Точное количество объектов
культурного наследия может быть определено
только после регистрации их в установленном
порядке в Едином государственном реестре
объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской
Федерации, так как до настоящего времени
объектный и имущественный состав культурного
наследия не уточнен.
По данным Минкультуры России
среди учтенных памятников 34% представляют
ценность с точки зрения архитектуры и
градостроительства, 14% - с точки зрения
истории, 42% - с точки зрения археологии,
1% - с точки зрения искусства и 9% - с точки
зрения нескольких наук одновременно.
В разрезе объектов недвижимости памятники
истории и культуры подразделяются на
здания и строения - 18%, сооружения - 2%, произведения
монументального искусства - 1%, объекты
археологии - 55%, захоронения - 13%, произведения
ландшафтной архитектуры и садово-паркового
искусства - 10%, прочие - 1%.
Здания и сооружения, относящиеся
к объектам культурного наследия, используются:
в административных целях - 20%, в жилых
целях - 8%; в социально-культурных целях
- 23%; в общественно-политических целях
- 2%; в культовых целях - 27%; в производственных
целях - 1%; в иных целях - 5%, а 5% таких объектов
не используется вовсе. http://culture.mincult.ru
- Министерство культуры и массовых коммуникаций
РФ.
На территории России находятся
21 объектов, состоящих в списке Всемирного
культурного и природного наследия, сформированного
под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в
список Всемирного наследия включено
всего 754 объекта, из которых 582 относится
к объектам культурного наследия, 149 - природного
наследия и 23 смешанного наследия. Из российских
объектов 13 включено в данный список именно
как объекты культурного наследия. Среди
них: Московский Кремль и Красная площадь,
Исторический центр Санкт-Петербурга
и связанные с ним группы памятников, Погост
Кижи (Республика Карелия), Исторические
памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный
комплекс Соловецких островов (Архангельская
область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской
земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше
(Владимирская область), Архитектурный
ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе
Сергиев Посад (Московская область), Церковь
Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный
комплекс Казанского Кремля (Республика
Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря
(Вологодская область), Цитадель, старый
город и крепостные сооружения Дербента
(Республика Дагестан), Историко-архитектурный
ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва),
а также Куршская коса (совместный российско-литовский
объект, Калининградская область). http://unesco.ru
- ЮНЕСКО
В последние годы мировое сообщество
придает особое внимание охране нематериальной
культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая
номинация памятников нематериальной
культуры. Это, прежде всего, разнообразные
проявления народной традиционной культуры
- народные художественные промыслы, фольклор,
бытовые традиции, ритуалы и т.д. Из российских
объектов в список особо ценных видов
нематериального наследия включены устное
народное творчество и культурные традиции
старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный
объект подобного рода от нашей страны.
Однако, Российская Федерация имеет большие
возможности представительства в этой
номинации в связи с сохранностью многих
промыслов и производств, фольклорных
традиций, других проявлений живой традиционной
культуры в различных регионах страны.
http://culture.mincult.ru - Министерство культуры
и массовых коммуникаций РФ
Особую роль с точки зрения
сохранения культурного наследия играют
исторические поселения. Список исторических
поселений был утвержден в 1990 г. постановлением
коллегии Министерства культуры РСФСР,
коллегии Госстроя РСФСР и президиума
Центрального Совета Всероссийского общества
охраны памятников природы и культуры
(ВООПиК). В Российской Федерации к историческим
относятся 539 поселений, разделенных на
4 категории, сообразно ценности архитектурно-градостроительного
наследия, в том числе, 427 исторических
городов и 51 поселок городского типа, остальные
- сельские поселения. В исторических поселениях
охраняются не только отдельные памятники
истории и культуры, но и памятники градостроительства,
архитектурные ансамбли, образцы исторической
застройки и исторические ландшафты.
Своеобразие облика исторических
городов определяется наличием в каждом
из них таких характерных черт, как выразительность
общего силуэта и панорамы города, необычная
топография, особая живописность городских
улиц и ландшафта, самобытность памятников
древнего зодчества, местные художественные
и строительные традиции. Утрата значительной
части исторических градоформирующих
доминант и вторжение резко диссонирующих
объектов в историческую городскую среду
является сложной проблемой многих исторических
городов.
В России поставлены на государственную
охрану не только памятники истории и
культуры, но особо ценные территории,
где сохраняется весь культурно-исторический
и природный комплекс наследия, уникальные
культурные и природные ландшафты
Одной из важнейших проблем
сохранения комплекса культурного и природного
наследия исторических поселений является
неопределенность самого статуса «исторический
город» в нашей стране. В настоящий момент
согласно действующему законодательству
Российской Федерации данный статус не
дает никаких особых прав и не налагает
специфических обязанностей по сравнению
с другими административно-территориальными
образованиями.
Очень важно подчеркнуть, что
в России поставлены на государственную
охрану не только памятники истории и
культуры, но особо ценные территории,
где сохраняется весь культурно-исторический
и природный комплекс наследия, уникальные
культурные и природные ландшафты. В настоящее
время в России существуют более 120 музеев-заповедников
и музеев-усадеб. Они организованы на базе
достопримечательных мест, связанных
с историческими поселениями, историческими
событиями, жизнью выдающихся личностей.
Большая их часть сконцентрирована на
территории Европейской части России.
Благодаря институту музеев-заповедников
и национальных парков удается сохранить
объекты культурного и природного наследия,
как целостные историко-культурные и природные
комплексы, историческую застройку старинных
городов, исторический ландшафт достопримечательного
места, духовные святыни и этнографическую
специфику национальных территорий. http://culture.mincult.ru
- Министерство культуры и массовых коммуникаций
РФ
Вместе с тем, к настоящему времени
в 43 субъектах Российской Федерации вообще
отсутствуют музеи-заповедники и музеи-усадьбы,
в 67 субъектах нет национальных парков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной России немалое
внимание уделяется сохранению и охране
объектов культурного наследия. Однако
само понятие «объекты культурного наследия»
включено в правовой оборот относительно
недавно и еще малоизучен. Вследствие
этого возникает немало споров относительно
данного определения, как в научной литературе,
так и в нормативно-правовых актах.
Основным недостатком сформулированных
в литературе научных определений понятия
«памятники истории и культуры» является
то, что памятники рассматриваются исключительно
как особый вид имущества, обладающего
набором специфических признаков, свойств
и подлежащего в силу этого сбережению
в интересах конкретного социума независимо
от воли человека.
Легальное определение понятия
«объекты культурного наследия», закрепленное
в статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ,
также подверглось заслуженной критике
со стороны ученых и практиков. Дефиниция
не отражает необходимых сущностных черт
исследуемых объектов, что свидетельствует
о внутренней несогласованности документа,
положения которого сложны для уяснения
и толкования, и нередко приводит на практике
к судебным спорам, принятию органами
государственной власти и органами местного
самоуправления неверных решений.
Из вышесказанного следует
вывод, что в современных социально-экономических
условиях требуется совершенствование
законодательства о защите объектов архитектурного,
исторического и культурного значения.
Контроль за соблюдением правил
охраны и использования объектов культурного
наследия ведется на всех уровнях государственной
власти. Так, на федеральном уровне органом
исполнительной власти, выполняющим указанные
функции, является Министерство культуры
Российской Федерации (Минкультуры России).
В его полномочия входит принятие нормативных
правовых актов, определяющих порядок
охраны и сохранения особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации, требования к содержанию и
формам отчетности; принятие положения
о едином государственном реестре объектов
культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации
и др.
На уровне субъектов РФ, в частности,
в Ставропольском крае осуществление
контроля за соблюдением правил охраны
и использования объектов культурного
наследия входит в полномочия министерства
культуры Ставропольского края.
К полномочиям органов местного
самоуправления в области сохранения
и использования объектов культурного
наследия относится сохранение, использование
и популяризация объектов культурного
наследия, находящихся в собственности
поселения, охрана объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения
и др. Проанализировав перечень полномочий
органов государственной власти в области
контроля за соблюдением правил охраны
и использования объектов культурного
наследия на всех уровнях власти, мы пришли
к выводу о том, что правовое регулирование
механизма охраны объектов культурного
значения недостаточно эффективно. Так,
например, в законе не закреплена обязанность
для органов местного самоуправления
утвердить положение о зоне охраны объектов
культурного наследия для поселений, получивших
статус «историческое поселение», отсутствуют
императивные нормы о том, что каждое муниципальное
образование, получившее статус исторического
поселения, должно утвердить собственное
положение о зоне охраны объектов культурного
наследия.
В области осуществления государственной
охраны и использования объектов культурного
наследия существуют множество других
недостатков, которые приводят к разрушению
и уничтожению ежегодно в РФ по 300 - 400 памятников
архитектуры. Из них особенно острыми
являются: отсутствие экономической выгоды
в виде налоговых льгот для частных инвесторов,
способных вложить собственные финансовые
средства в реконструкцию объектов архитектурно-культурного
наследия; низкий уровень раскрываемости
преступлений по фактам уничтожения памятников;
недостаток средств на возрождение и содержание
памятников.
Сохраненные памятники обеспечивают
культурную преемственность, дают возможность,
опираясь на непреходящие ценности прошлого,
их творческое освоение, лучше понять
современность. В переломные моменты обостряется
не только интерес к культурно-историческому
наследию, но и переживание за те ошибки,
которые привели к невосполнимым потерям
национальных ценностей. Сегодняшнее
отношение людей к вопросам сохранения
национальных ценностей есть признак
обновления общественного сознания, глубоких
изменений, происходящих во всей социокультурной
ситуации. В то же время следует отметить,
что процесс формирования ценностного
отношения к памятникам истории и культуры
нельзя считать завершенным; предпринимаемые
усилия далеко не в полной мере соответствуют
масштабам существующих в этой сфере разрушительных
тенденций. Как писал Д.С. Лихачев: «Преднамеренное
уничтожение памятников, их физическое
разрушение из-за отсутствия элементарного
ухода или вследствие недопустимого использования,
и деградация, и утрата веками складывавшегося
своеобразия исторических городов, селений
в результате современной градостроительной
и хозяйственной деятельности - знаки
явного неблагополучия в этой области,
ставшего общенациональной болью, до сих
пор не отошли в прошлое».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ - СПС "Консультант
плюс", 2012 г.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. №
3612-I" «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре»
Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране
и использовании памятников истории и
культуры»
ФЗ от 18 декабря 1997 года№152-ФЗ
«О наименованиях географических объектов»
ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах
культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации»
Постановление Правительства
от 24.10.2011 №859 «О Министерстве культуры
Российской Федерации»
Постановление Губернатора
Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553
«Об утверждении положения о Министерстве
культуры Ставропольского края»
ФЗ от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»
Постановление Правительства
РФ от 26.04.2008 №315 «Об утверждении Положения
о зонах охраны объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов
Российской Федерации»
Богуславский М.М. Культурные
ценности в международном обороте: правовые
аспекты. М.: Юристъ, 2005
Потапова Н.А. Международно-правовые
проблемы охраны культурных ценностей
и законодательство Российской Федерации:
Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10.
М., 2001
Пронина, Е.Н Технико-юридическое
исследование законодательной дефиниции
"объекты культурного наследия" /Е.Н.
Пронина. //Право и государство. -2009. - №
6
Рыбак К.Е. Конвенция об охране
подводного культурного наследия и защита культурных ценностей
// Культура: управление, экономика, право.
– 2006.
Шестова С.М. Историко-культурологический
анализ нормативного регулирования охраны
и использования памятников истории и
культуры в России: Автореф. дис. ... канд.
культурологич. наук: 24.00.03. Санкт-Петербург,
2009
Александрова М.А. Гражданско-правовой
режим культурных ценностей в Российской
Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид.
наук: 12.00.03. Санкт-Петербург, 2007
Диканов К.А. Борьба с преступными
посягательствами на культурные ценности:
уголовно-правовые и криминологические
аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук:
12.00.08. М., 2008
Александрова М.А. Указ.соч.
С. 10 - 11.
Панфилов А.Н. «Культурные ценности
и объекты культурного наследия: проблема
унификации понятий» /"Право и политика",
2011, № 2
Владимиров Д.Г. Законодательное
обеспечение сохранения исторического
и культурного наследия при осуществлении
строительной деятельности в крупных
городах // Аналитический вестник Совета
Федерации. 2008. N 14(359). Актуальные проблемы
экономики современной России (часть I)