Ограничения права владения и пользования объектами культурного наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 11:06, курсовая работа

Описание работы

Точное количество объектов культурного наследия может быть определено только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия не уточнен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……………………………….
Понятие и классификация объектов культурного наследия………….
Субъекты имущественных прав на объекты культурного наследия…
ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……………………………….
2.1. Владение и пользование объектами культурного наследия……………
2.2. Распоряжение объектами культурного наследия……………………….
ГЛАВА III. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………
3.1. Ограничения права владения и пользования объектами культурного наследия…………………………………………………………………………
3.2. Ограничения права распоряжения объектами культурного наследия…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 25.22 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……………………………….

    1. Понятие и классификация объектов культурного наследия………….
    2. Субъекты имущественных прав на объекты культурного наследия…

ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ……………………………….

2.1. Владение и пользование объектами культурного наследия……………

2.2. Распоряжение объектами культурного наследия……………………….

ГЛАВА III. ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ………………………………

3.1. Ограничения права владения и пользования объектами культурного наследия…………………………………………………………………………

3.2. Ограничения права распоряжения объектами культурного наследия…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….

 

Введение

 

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

    1. Понятие и классификация объектов культурного наследия

На территории нашей страны сконцентрировано множество ценных памятников истории и культуры. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. По состоянию на начало 2004 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось более 80000 объектов наследия. Почти половина из них - объекты федерального значения (в том числе, около более 18 тысяч объектов археологического наследия, отнесенных к этой категории историко-культурного значения статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)", а остальные - регионального значения. 

Точное количество объектов культурного наследия может быть определено только после регистрации их в установленном порядке в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так как до настоящего времени объектный и имущественный состав культурного наследия не уточнен. 

По данным Минкультуры России среди учтенных памятников 34% представляют ценность с точки зрения архитектуры и градостроительства, 14% - с точки зрения истории, 42% - с точки зрения археологии, 1% - с точки зрения искусства и 9% - с точки зрения нескольких наук одновременно. В разрезе объектов недвижимости памятники истории и культуры подразделяются на здания и строения - 18%, сооружения - 2%, произведения монументального искусства - 1%, объекты археологии - 55%, захоронения - 13%, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства - 10%, прочие - 1%.

Здания и сооружения, относящиеся к объектам культурного наследия, используются: в административных целях - 20%, в жилых целях - 8%; в социально-культурных целях - 23%; в общественно-политических целях - 2%; в культовых целях - 27%; в производственных целях - 1%; в иных целях - 5%, а 5% таких объектов не используется вовсе. http://culture.mincult.ru - Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ.

На территории России находятся 21 объектов, состоящих в списке Всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО. В настоящее время в список Всемирного наследия включено всего 754 объекта, из которых 582 относится к объектам культурного наследия, 149 - природного наследия и 23 смешанного наследия. Из российских объектов 13 включено в данный список именно как объекты культурного наследия. Среди них: Московский Кремль и Красная площадь, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников, Погост Кижи (Республика Карелия), Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область), Белокаменные памятники Владимиро-Суздальской земли и церковь Бориса и Глеба в Кидекше (Владимирская область), Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область), Церковь Вознесения в Коломенском (Москва), Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (Республика Татарстан), Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область), Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан), Историко-архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва), а также Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область). http://unesco.ru - ЮНЕСКО

В последние годы мировое сообщество придает особое внимание охране нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это, прежде всего, разнообразные проявления народной традиционной культуры - народные художественные промыслы, фольклор, бытовые традиции, ритуалы и т.д. Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода от нашей страны. Однако, Российская Федерация имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны. http://culture.mincult.ru - Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

Особую роль с точки зрения сохранения культурного наследия играют исторические поселения. Список исторических поселений был утвержден в 1990 г. постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК). В Российской Федерации к историческим относятся 539 поселений, разделенных на 4 категории, сообразно ценности архитектурно-градостроительного наследия, в том числе, 427 исторических городов и 51 поселок городского типа, остальные - сельские поселения. В исторических поселениях охраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты. 

Своеобразие облика исторических городов определяется наличием в каждом из них таких характерных черт, как выразительность общего силуэта и панорамы города, необычная топография, особая живописность городских улиц и ландшафта, самобытность памятников древнего зодчества, местные художественные и строительные традиции. Утрата значительной части исторических градоформирующих доминант и вторжение резко диссонирующих объектов в историческую городскую среду является сложной проблемой многих исторических городов.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты

Одной из важнейших проблем сохранения комплекса культурного и природного наследия исторических поселений является неопределенность самого статуса «исторический город» в нашей стране. В настоящий момент согласно действующему законодательству Российской Федерации данный статус не дает никаких особых прав и не налагает специфических обязанностей по сравнению с другими административно-территориальными образованиями.

Очень важно подчеркнуть, что в России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. В настоящее время в России существуют более 120 музеев-заповедников и музеев-усадеб. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.

Благодаря институту музеев-заповедников и национальных парков удается сохранить объекты культурного и природного наследия, как целостные историко-культурные и природные комплексы, историческую застройку старинных городов, исторический ландшафт достопримечательного места, духовные святыни и этнографическую специфику национальных территорий. http://culture.mincult.ru - Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ

Вместе с тем, к настоящему времени в 43 субъектах Российской Федерации вообще отсутствуют музеи-заповедники и музеи-усадьбы, в 67 субъектах нет национальных парков.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной России немалое внимание уделяется сохранению и охране объектов культурного наследия. Однако само понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно и еще малоизучен. Вследствие этого возникает немало споров относительно данного определения, как в научной литературе, так и в нормативно-правовых актах.

Основным недостатком сформулированных в литературе научных определений понятия «памятники истории и культуры» является то, что памятники рассматриваются исключительно как особый вид имущества, обладающего набором специфических признаков, свойств и подлежащего в силу этого сбережению в интересах конкретного социума независимо от воли человека.

Легальное определение понятия «объекты культурного наследия», закрепленное в статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ, также подверглось заслуженной критике со стороны ученых и практиков. Дефиниция не отражает необходимых сущностных черт исследуемых объектов, что свидетельствует о внутренней несогласованности документа, положения которого сложны для уяснения и толкования, и нередко приводит на практике к судебным спорам, принятию органами государственной власти и органами местного самоуправления неверных решений.

Из вышесказанного следует вывод, что в современных социально-экономических условиях требуется совершенствование законодательства о защите объектов архитектурного, исторического и культурного значения.

Контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия ведется на всех уровнях государственной власти. Так, на федеральном уровне органом исполнительной власти, выполняющим указанные функции, является Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). В его полномочия входит принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок охраны и сохранения особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, требования к содержанию и формам отчетности; принятие положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и др.

На уровне субъектов РФ, в частности, в Ставропольском крае осуществление контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия входит в полномочия министерства культуры Ставропольского края.

К полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения и использования объектов культурного наследия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения и др. Проанализировав перечень полномочий органов государственной власти в области контроля за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия на всех уровнях власти, мы пришли к выводу о том, что правовое регулирование механизма охраны объектов культурного значения недостаточно эффективно. Так, например, в законе не закреплена обязанность для органов местного самоуправления утвердить положение о зоне охраны объектов культурного наследия для поселений, получивших статус «историческое поселение», отсутствуют императивные нормы о том, что каждое муниципальное образование, получившее статус исторического поселения, должно утвердить собственное положение о зоне охраны объектов культурного наследия.

В области осуществления государственной охраны и использования объектов культурного наследия существуют множество других недостатков, которые приводят к разрушению и уничтожению ежегодно в РФ по 300 - 400 памятников архитектуры. Из них особенно острыми являются: отсутствие экономической выгоды в виде налоговых льгот для частных инвесторов, способных вложить собственные финансовые средства в реконструкцию объектов архитектурно-культурного наследия; низкий уровень раскрываемости преступлений по фактам уничтожения памятников; недостаток средств на возрождение и содержание памятников.

Сохраненные памятники обеспечивают культурную преемственность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности прошлого, их творческое освоение, лучше понять современность. В переломные моменты обостряется не только интерес к культурно-историческому наследию, но и переживание за те ошибки, которые привели к невосполнимым потерям национальных ценностей. Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С. Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое».

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция РФ - СПС "Консультант плюс", 2012 г.
  2. Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I" «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
  3. Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры»
  4. ФЗ от 18 декабря 1997 года№152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»
  5. ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
  6. Постановление Правительства от 24.10.2011 №859 «О Министерстве культуры Российской Федерации»
  7. Постановление Губернатора Ставропольского края от 14 июля 2008 г. №553 «Об утверждении положения о Министерстве культуры Ставропольского края»
  8. ФЗ от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  9. Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»
  10. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005
  11. Потапова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2001
  12. Пронина, Е.Н Технико-юридическое исследование законодательной дефиниции "объекты культурного наследия" /Е.Н. Пронина. //Право и государство. -2009. - № 6
  13. Рыбак К.Е. Конвенция об охране подводного культурного наследия и защита культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. – 2006.
  14. Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. ... канд. философ.наук: 09.00.13. Ставрополь, 2008
  15. Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1990
  16. Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. ... канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень, 2009
  17. Шестова С.М. Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России: Автореф. дис. ... канд. культурологич. наук: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2009
  18. Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Санкт-Петербург, 2007
  19. Диканов К.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008
  20. Александрова М.А. Указ.соч. С. 10 - 11.
  21. Панфилов А.Н. «Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий» /"Право и политика", 2011, № 2
  22. Владимиров Д.Г. Законодательное обеспечение сохранения исторического и культурного наследия при осуществлении строительной деятельности в крупных городах // Аналитический вестник Совета Федерации. 2008. N 14(359). Актуальные проблемы экономики современной России (часть I)

Информация о работе Ограничения права владения и пользования объектами культурного наследия