Опыт деятельности социальной работы в детских домах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 19:45, контрольная работа

Описание работы

Законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот, оставшихся без попечения родителей», основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса. Установлено, что дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [20, с.57].

Содержание работы

1. Введение …………………………………………………………3-4стр.
2. Дети, оставшиеся без попечения родителей, как категория
социальной работы…………………………………………………..5-7 стр.
3. Опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края………………………………….8-10 стр.
4. Заключение ………………………………………………………11-12 стр.
5. Список литературы ………………………………………………13 стр.

Файлы: 1 файл

опыт.docx

— 37.32 Кб (Скачать файл)

·  за консультационной помощью;

·  для проведения мед.обследования и лечения детей в стационарных мед.учреждениях;

·  для передачи детей в Центр на время очередного отпуска воспитателя;

·  для получения заработной платы;

·  для участия в акциях и мероприятиях, организованных специалистами Центра;

·  для участия в заседаниях клубов общения, где проходит обмен опытом по воспитанию детей, обсуждение путей и способов разрешения проблем;

Однако, даже при появлении проблем в работе, можно смело утверждать, что даже минимальный опыт проживания в семье дает ребенку разносторонний социальный эффект.

Для проживания воспитанников в каждой семье созданы прекрасные условия. У детей имеются отдельные комнаты, оснащенные необходимой мебелью, дети могут пользоваться музыкальной, бытовой и видеотехникой, компьютером.

Но самое главное, конечно, отношение к детям, воспитатели любят их такими, какие они есть. И учат их всему, что сами умеют, и помогают им избавиться от плохих привычек. В большинстве своем дети, являющиеся воспитанниками семейно-воспитательных групп, испытывают трудности в обучении. Но систематические занятия воспитателей с детьми дают свои положительные результаты.

Досуг служит одним из параметров качества жизни. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное и физическое здоровье детей. Если взрослый человек скучает наедине с собой, зависит от вредных привычек и легко поддается вредному влиянию, то причины этого нужно искать в бесцельном времяпрепровождении в детстве. Учитывая негативный опыт проведения досуга детьми Центра, мы нацеливаем воспитателей СВГ на то, чтобы они поощряли и одобряли посещение секций, кружков, студий.

За 2008 год в организованный досуг вовлечено 18 детей из 30.

Организованный досуг способствует повышению статуса среди сверстников. Об этом свидетельствуют отзывы воспитателей СВГ и специалистов Центра.

 

В ГУСО ЯСРЦ осуществляется проведение семинаров по обмену опытом, педсоветов, гостиных, заседаний круглого стола с воспитателями групп.

Иногда такие формы работы имеют выездной характер

Воспитатели семейно-воспитательных групп и их воспитанники являются активными участниками таких праздников, как «Международный День семьи», «День Матери», «День защиты детей», «День знаний» и др.

Специалистами СВГ оформлены информационные уголки «Семейно- воспитательная группа – это почти семья»

Психолог отделения построил свою работу на основе личностно – ориентированного подхода к каждому ребенку. Она учитывает возрастные особенности детей, выбирает интересные и понятные формы работы с ними. Свою работу психолог строит по следующим направлениям:

·  исследовательская деятельность

·  коррекционно–развивающая и психопрофилактическая работа

·  консультационная работа

·  экспертная работа

·  просветительская деятельность

·  социально – психологический патронаж.

Эффект от такой работы есть. Между взрослыми и детьми существует взаимопонимание, доверие.

Психологом отделения адаптирована программа психолого-педагогической поддержки семейно – воспитательных групп «Моя семья – моя крепость», которая рассчитана именно на такую форму устройства детей, как СВГ. В нее включены все этапы работы с кандидатом в воспитатели, а затем и воспитателем СВГ, в случае, если он допущен к данной работе. В данное время психологом отделения ведется разработка программы для индивидуальных коррекционных занятий для детей, воспитывающихся в СВГ.

Проведена работа по отработке написания ежемесячных отчетов воспитателей СВГ и ответных рекомендаций психолога на них, в случае необходимости.

Успешно проходят групповые тренинги и школа специалистов СВГ, где воспитатели обмениваются опытом, делятся удачами и неудачами в воспитании детей, дают по возможности друг другу советы.

Коррекционная работа с детьми ведется согласно индивидуальной программы реабилитации. Групповые формы работы проходят как в поселке, так и во время выездного патронажа.

Совместно с социально – правовым отделением ведется работа по защите законных прав и интересов детей.

Создание и содержание СВГ - дело, безусловно, очень ответственное и трудоемкое, но, несмотря на это, очевидно, что воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье, гораздо лучше, чем в учреждении общественного воспитания.

Современный уровень жизни требует высокого профессионализма специалистов, поэтому повышение уровня самообразования мы считаем одним из важных частей нашей работы.

Из года в год увеличивается число детей, устроенных в семьи граждан под опеку, на патронат, в семейно-воспитательные группы, а также в приемные семьи.

Нами рассмотрен опыт социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере ГУ СО ЯСРЦ для несовершеннолетних «Родник» Забайкальского края. Центр проводит работу по передаче детей под опеку, в приемные семьи, либо возвращению ребенка в кровную семью.

Центром «Родник» наработан богатый опыт по созданию и медико-психолого-педагогическому сопровождению семейно-воспитательных групп. На сегодняшний день Центром созданы 15 семейно-воспитательных групп, в которых проживают 30 детей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наличие разных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается необходимость новых подходов и организации деятельности органов опеки и попечительства, позволяющих создавать уполномоченные организации, главными задачами которых будут раннее выявление детского неблагополучия, организация социальной защиты детей в их кровных семьях, а также социальная работа, как и с детьми, так и с их семьями, подбор и подготовка семей, желающих стать приемными родителями, воспитателями, опекунами или усыновителями.

Семейный кодекс РФ расширил сферу деятельности органов опеки и попечительства, возложив на них решение всех вопросов организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, включая вопросы защиты семейных прав.

К сожалению, в большинстве случаев право ребенка жить и воспитываться в семье не рассматривается в пространстве кровной семьи. Основное внимание уделяется не осмыслению способов сохранения семьи, не подходом к разрешению проблемы профилактике сиротства и реабилитации неблагополучных семей, не созданию необходимой для этого инфраструктуры, а формам и методам изъятия ребенка из неблагополучной семьи и устройства его под опеку или в детский дом. Поэтому главной задачей органов опеки остается работа по изоляции ребенка от родителей, социальная работа с родителями ведущие асоциальный образ жизни и не занимающихся его воспитанием, и устройство его в государственное учреждение или замещающую семью. При этом меньше всего принимается во внимание интерес самого ребенка. Теряя право иметь свою семью, ребенок автоматически лишается возможности реализовать и другие свои права в объеме, необходимом для наилучшего развития. Необходимо изменить коренным образом государственную социальную политику в интересах детей на принципиально новых основаниях.

Государственные органы опеки и попечительства должны располагать возможностями для индивидуальной профилактической работы семьей при самых первых проявлениях ее неблагополучия. Деятельность органов опеки начинается только в случае возникновения проблемы, с которой семья самостоятельно справиться не может, когда инспектор поставлен перед необходимостью решать вопрос о целесообразности и правомерности вмешательства в жизнь семьи, исходя из собственных представлений о семейном благополучии.

В современной ситуации обеспечить ребенку его права, и, прежде всего, право жить и воспитываться в семье, возможно только при взаимодействии всех организаций и учреждений, деятельность которых направлена на социальную работу и поддержку детей. Значительное место в этой системе занимает специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центры помощи семье).

Значительное место в деятельности детского дома занимает социальная и педагогическая работа с ними, а также деятельность по подготовке и социальной адаптации к жизни вне его стенах. Повышение эффективности социальной адаптации обеспечивается за счет снижения уровня изолированности деятельности таких учреждений. Положительным опытом, в семейных детских домах, является то, что воспитанники обучаются в обычных городских школах с детьми, которые проживают с родителями, имеют собственную семью. Также общаются друг с другом, не взирая на то, что они воспитанники детского дома. Принимают участие во всех мероприятиях проводимых в школе. Участвуют в спортивных мероприятиях школы и города, состоят в спортивных секциях. Посещают концертные залы, театры, музеи, выставки, экскурсии. Посещают трудовые кружки вне детского дома, что способствует повышению уровня общения воспитанников с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми, которые помогают воспитанникам быть более адаптированными к общественной жизни. Вся осуществляемая деятельность детского дома благотворно влияет на социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, всей этой деятельности не достаточно для того, чтобы в полном объеме реализовалась социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей. Детям не хватает обыденного общения вне детского дома, в том числе общения в семье.

Итак, по мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам или в замещающую семью. Жизнь в семье (опекунской, приемной или патронатной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации (переживание и освоение различный ролей в семье), наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни, а именно тот набор статусов, которые помогут, получив приличное образование, хорошо трудоустроиться и сделать деловую карьеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

2.  Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М., 2000.

3.  Алексеева Л.С. Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие. - М, 2001.

4.  Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М., 1999.

5.  Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни –SOS (история и современность, благотворительность) //Смена.-2000.- №2.-с.54-62.

6.  Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. - М.: Проспект, 2002. - 240 с.

7.  Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192с.

8.  Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика.- 2003. №3. –с.69-72.

9.  Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

10.Зубкова Т.С., Тимошина  Н.В. Организация и содержание  работы по социальной защите  женщин, детей и семьи. - Академия, 2003. - 224 с.

 

 

 


Информация о работе Опыт деятельности социальной работы в детских домах