Организация власти в субъектах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

1. Система региональной государственной власти
2 Законодательные органы власти субъектов РФ
3 Организация исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ
4 Высшее должностное лицо субъекта РФ
5. Основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ

Файлы: 1 файл

Организация власти в субъектах РФ.docx

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Законопроекты, внесенные высшим должностным  лицом субъекта РФ, рассматриваются  по его предложению в первоочередном порядке. Законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет средств  бюджета субъекта РФ, рассматриваются  законодательным органом по представлению  высшего должностного лица либо при  наличии заключения указанного лица, которое представляется в законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта РФ в срок не менее 20 календарных дней.

Полномочия законодательного органа субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

  1. принятия решения о самороспуске;
  2. роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ в случае принятия нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, если такие противоречия установлены судом, а законодательный орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного  состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе  в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного  органа) субъекта РФ в случае:

  1. издания им актов, противоречащих Конституции, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;
  2. иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему  должностному лицу принимается 1/3 голосов  от установленного числа депутатов  по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение  влечет немедленную отставку высшего  должностного лица и возглавляемого им органа.

В случае отставки высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования  нового высшего исполнительного  органа субъекта РФ.

3. Организация исполнительных  органов государственной власти  в субъектах РФ

Исполнительная власть в субъектах  РФ – это часть единой государственной  власти Российской Федерации. Органы исполнительной власти имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти, что обусловливает  их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в государстве  и регионе. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации.

В субъекте РФ устанавливается система  органов исполнительной власти во главе  с руководителем высшего исполнительного  органа государственной власти. Структура  исполнительных органов государственной  власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ.

Основной особенностью организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ является двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во- вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой, федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов РФ образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта РФ, а также муниципальные органы местного самоуправления. Следует отметить, что пока слабо разработан механизм оптимального взаимодействия исполнительных органов власти всех уровней.

Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ представлена в основном двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении.

Первая модель: высшее должностное лицо, руководитель исполнительной власти в субъекте РФ единолично создает структуру администрации субъекта РФ, наделяется разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти, структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с учреждениями и предприятиями различных форм собственности в отраслях и сферах экономического и социально- культурного развития, осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями утвержденной структуры администрации.

К полномочиям высшего должностного лица относятся:

  1. право законодательной инициативы; подписания и опубликования законов;
  2. отлагательное вето на законы;
  3. исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, организационной структуре исполнительной власти.

Большинство уставов субъектов  РФ предусматривают механизм, сдерживающий власть высших должностных лиц, руководителей  исполнительной власти субъекта РФ –  право представительного органа на утверждение заместителей, структуры  администрации, расходов на ее содержание, заслушивание ежегодных отчетов  о деятельности администрации, право  досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица и др.

Вторая модель структуры администрации субъекта РФ предполагает учреждение Правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленной компетенцией, полномочиями в установлении исполнительно-распорядительных функций. Правительство имеет два начала: первое – оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т. е. является носителем публичного права, второе – Правительство является юридическим лицом, те субъектом гражданско -правовых, частноправовых отношений, оно может заключать сделки в сфере собственности, земли и иных отношений.

Есть промежуточная модель организации  администрации, когда правительство  не является юридическим лицом и  не является самостоятельным субъектом  – его статус, скорее, коллегии при  губернаторе.

Разные модели исполнительной власти субъектов РФ не обеспечивают единое правовое и административно-управленческое поле в стране. В конституциях республик  и уставах не определено соотношение  актов, юридической силы тех, что  издаются на местах, и актов федерального Правительства, у которого нет прямого  административного воздействия  на организационно-правовые органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органы исполнительной власти в  республиках РФ функционируют, как  правило, на основе одного из вышеперечисленных  вариантов.

  1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта РФ. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.
  2. Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта РФ. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.
  3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.

Структура республиканских органов  исполнительной власти характеризуется  большим многообразием, что вытекает из разнообразия моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.

Высшим органом исполнительной власти в республиках является правительство. К его основным полномочиям относятся:

  1. осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
  2. разработка бюджета субъекта РФ, обеспечение его исполнения;
  3. разработка и представление на утверждение законодательного (представительного) органа власти проектов планов социально-экономического развития субъекта РФ, отчетов об их исполнении;
  4. формирование органов исполнительной власти субъекта РФ;
  5. управление и распоряжение собственностью субъекта РФ.

4. Высшее должностное  лицо субъекта РФ

Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ по представлению  Президента РФ законодательным органом  субъекта РФ. Если уставом субъекта предусмотрен двухпалатный законодательный  орган субъекта РФ, решение о наделении  гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ принимается на совместном заседании палат.

Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего  должностного лица субъекта РФ утверждено Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ вносится Президентом РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Перед внесением Президентом РФ предложения о кандидатуре высшего  должностного лица субъекта в законодательный  орган субъекта РФ проводятся консультации по кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Законодательный  орган субъекта РФ рассматривает  представленную Президентом РФ кандидатуру  высшего должностного лица субъекта РФ в течение 14 дней со дня внесения представления.

Решение законодательного органа субъекта РФ о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов  законодательного органа. В случае, когда субъектом РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган, решение о наделении гражданина полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ считается принятым, если за него проголосовало более  половины от установленного числа депутатов  каждой из палат законодательного органа власти субъекта РФ.

В случае отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ, Президентом РФ не позднее семи дней со дня отклонения повторно вносится предложение о  кандидатуре. В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры (представленных кандидатур) высшего должностного лица субъекта РФ, Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, но не более чем на шесть месяцев.

В случае двукратного отклонения представленной кандидатуры высшего должностного лица субъекта РФ проводятся соответствующие  консультации с законодательным  органом субъекта РФ по кандидатуре  высшего должностного лица субъекта РФ. По результатам консультаций Президент вправе внести предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта либо назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта.

Если политическая партия в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» инициировала рассмотрение законодательным органом субъекта РФ предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта, данное предложение подлежит рассмотрению законодательным органом субъекта с учетом сроков, установленных федеральным законодательством для обеспечения реализации Президентом РФ своих полномочий по внесению указанной кандидатуры. Предложение политической партии о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ, поддержанное большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного органа субъекта РФ, оформляется соответствующим решением законодательного органа и направляется в установленном порядке Президенту РФ.

Если право инициировать рассмотрение предложения принадлежит более  чем одной политической партии, самостоятельно участвовавшей в соответствующих  выборах по формированию законодательного органа субъекта РФ, законодательным  органом субъекта РФ рассматривается  предложение каждой политической партии. В этом случае Президенту РФ направляется предложение политической партии о  кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ, поддержанное наибольшим числом голосов депутатов, которое  должно быть не менее чем большинство  голосов от числа избранных депутатов  законодательного органа субъекта РФ.

Если уставом субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный орган  государственной власти субъекта РФ, предложение политической партии о  кандидатуре высшего должностного лица рассматривается на совместном заседании палат. Указанное предложение  политической партии направляется Президенту РФ, если оно поддержано большинством голосов от числа избранных депутатов  каждой из палат законодательного органа субъекта РФ.

Информация о работе Организация власти в субъектах РФ