Органы государства: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:28, реферат

Описание работы

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:
-формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства

Файлы: 1 файл

правоведение 2.docx

— 20.35 Кб (Скачать файл)

Органы  государства: понятие, признаки, виды

 

Государственный орган — это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного  вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей  компетенцией и опирающееся в  процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и  принудительную силу государства.

Специфическими  признаками, отличающими государственные  органы от негосударственных структур, являются:

-формирование  по воле государства и осуществление  своих полномочий от имени  государства. Государственные органы  нередко называют органами государственной  власти, подразумевая, что при их  помощи реализуется государственный  суверенитет в области установления  и реализации властных требований;

-выполнение  каждым государственным органом  строго определенных, установленных  в законодательном порядке видов  и форм деятельности (законодательной,  исполнительной, охранительной и  т.д.);

-наличие у  каждого государственного органа  юридически закрепленных организационной  структуры; территориального масштаба  деятельности; установленного положения  в системе властной иерархии, определяющего характер и объем  принадлежащих государственному  органу полномочий, а также порядок  его взаимоотношения с другими  государственными (негосударственными) органами и организациями;

-в основу  взаимодействия государственных  органов положена совокупность  принципов единства государственной  власти и разделения властей.  Принцип единства государственной  власти предполагает, что государственные  органы вне зависимости от  объема властных полнjмочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Выступая  в качестве субъектов социально-правовых отношений государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка членов правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

В основу классификации  государственных органов могут  быть положены следующие критерии:

1. По юридической  силе:

-федеральные  органы государственной власти;

-государственные  органы субъектов.

2. По порядку  образования:

-представительные (выборные) (Президент, Законодательное  Собрание);

-производные  (назначаемые) (Правительство, органы  судопроизводства).

3. По характеру  осуществляемых полномочий:

-институт  главы государства (Президент,  Монарх);

- органы законодательной  власти (Федеральное собрание РФ, Законодательные собрания субъектов  РФ);

-органы исполнительной  власти (Правительство РФ, органы  исполнительной власти субъектов  РФ);

-судебные  органы (Верховный суд, Конституционный  суд, Высший арбитражный суд,  суды субъектов);

- надзорно-контрольные органы (Генеральная прокуратуры, Таможенный комитет, налоговая полиция и т.д.)

4. По времени  действия:

-постоянные (Президент, Федеральное собрание, Правительство и т.д.);

-временные  (Государственный комитет обороны  СССР (орган, созданный на период  ВОВ)).

 

 

Принципы  организации и деятельности государственного аппарата

 

Принципы  организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства  в целом. Современное государство  и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют  следующие требования:

 

  1. нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
  2. непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;
  3. полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
  4. самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

 

Различают также  две группы принципов организации  и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

 

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

 

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

 

  1. разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
  2. демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
  3. гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
  4. законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
  5. профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
  6. гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
  7. национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
  8. федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

 

К организационным принципам относятся:

 

  1. иерархичность;
  2. дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;
  3. ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;
  4. сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;
  5. соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

 

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют  действие только на отдельные органы механизма государства.

 

 

 

Механизм  государства: понятие и структура

 

Механизм  государства — система разнообразных  постоянно действующих органов, организаций и учреждений, находящихся  во взаимосвязи друг с другом и  осуществляющих государственную власть и управление делами общества.

Благодаря данному  механизму государство обеспечивает законность и правопорядок, гарантирует  права и свободы граждан, согласовывает  несовпадающие интересы, другими  словами, выполняет внешние и  внутренние функции, осуществляет свои цели и задачи. Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.

Механизм  государства обладает следующими характерными чертами, которые позволяют отличить его от негосударственных структур политической системы общества и  отдельно взятых государственных органов.

Во-первых, механизм государства — это целостная  система государственных органов, основанная на единстве принципов его  организации (например, принцип разделения властей, законности и др.) и деятельности, общности целей и задач.

Во-вторых, этот механизм характеризуется сложной  структурой, элементы которой наделены определенными полномочиями, связаны  друг с другом иерархической соподчиненностью, когда нижестоящие органы подчинены  вышестоящим.

В-третьих, он состоит из особого слоя людей, выделенного  из общества и занимающегося профессионально  управлением.

В-четвертых, государственный механизм располагает  необходимыми средствами: материальными, информационными, организационными, принудительными  и др.

Центральное место в механизме государства  занимает государственный аппарат. Важнейшими и неотъемлемыми его  частями выступают государственные  органы, которые заполняют собой  все содержание и формируют всю  его структуру.

Структура государственного аппарата представлена тремя основными  блоками органов:

1) органы законодательной  власти;

2) органы исполнительной  власти;

3) судебные  и правоохранительные органы  для обеспечения государственно-властных  велений.

В-пятых, структура  государственного механизма, принципы взаимодействия между его элементами определяются содержанием тех функций, которые они выполняют. В свою очередь, функции государства получают реальное воплощение при помощи механизма  государства.

Государственный механизм состоит из государственного аппарата, государственных учреждений и государственных предприятий. Каждый элемент наделен необходимой  самостоятельностью.

Государственный аппарат представляет собой систему  взаимосвязанных органов, которые  наделены властными полномочиями, и  занятых в них государственных  служащих, осуществляющих государственную  власть.

Государственные учреждения — это государственные  институт и организации, которые  выполняют те или иные функции  государства, но не наделены властными  полномочиями. Это образовательные  и научно-исследовательские учреждения, бибилиотеки, больницы, телеграфы, почты, учреждения транспорта и связи. Государственные учреждения выступают важнейшей формой осуществления экономической, социально-культурной деятельности государства.

Государственные предприятия представляют собой  организации, лишенные также властных полномочий и созданные для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство предметов  первой необходимости, выполнения различных  работ и оказания услуг населению  для удовлетворения их потребностей, извлечения прибыли.


Информация о работе Органы государства: понятие, признаки, виды