Органы государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный аппарат и механизм государства 5
1.1 Понятие и структура механизма государства 5
1.2 Понятие и структура государственного аппарата 8
1.3 Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства 11
2. Органы государственной власти 13
2.1 Органы законодательной (представительной) власти 13
2.2 Органы исполнительной власти 16
2.3 Органы судебной власти 21
2.4 Особенности взаимодействия органов государственной власти 23
Заключение 28
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

kursovaya_metodologia_teorii_i_prava.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение    3

1. Государственный аппарат и механизм государства     5

1.1 Понятие и структура механизма государства     5

1.2 Понятие и структура государственного аппарата                                     8

1.3 Соотношение понятий «механизм» и «аппарат» государства         11

2. Органы государственной власти               13

2.1 Органы законодательной (представительной) власти           13

2.2 Органы исполнительной власти              16

2.3 Органы судебной власти                21

2.4 Особенности взаимодействия органов государственной власти         23

Заключение                28

Список использованных источников              30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Подобная  система государственных органов, профессиональных  коллективов и называется механизмом государства.1

В отечественной и зарубежной научной литературе неоднократно обращалось внимание на многоаспектное понимание механизма государства, анализировались его организация, функциональные особенности, принципы построения. Однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена. Дискуссии в основном касаются соотношения таких понятий как «государственный аппарат» и «механизм государства». Имеются разногласия и при определении системы органов, реализующих основные направления государственной деятельности и входящими в структуру механизма государства.2

Степень изученности темы: Анализ литературы показывает, что проблема соотношения понятий «Государственный аппарат» и «Государственный механизм» раскрывается в трудах таких авторов как: Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропанюк («Теория государства и права»), С.А.Комаров («Государство в политической системе общества»), В.В.Лазарев («Общая теория права и государства»), В.С.Афанасьев («Проблемы теории государства и права»), М.И.Абдулаев, Э.П.Григонис, С.И.Игонькина, И.П.Антонов, В.В.Гибов, Г.А.Мурашин и представляют большой интерес для изучения.

Целью курсовой работы является подробное изучение проблемы понимания и соотношения понятий «механизм» и «аппарат государства».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятия, структуру  и соотношение механизма и  аппарата государства;

- изучить характеристику, функции органов государственной власти и особенности их взаимодействия.

Объектом исследования является механизм и аппарат государства.

Предметом исследования является проблемы понимания и соотношения понятий «механизм» и «аппарат государства».

Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научная и учебная литература, относящаяся к теме исследования, монографии, статьи в периодических изданиях.

Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы использовались следующие методы: общенаучные и частные методы: анализ, синтез, исторический, сравнительно-правовой, статистический и другие.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе проведен анализ понятий «аппарат» и «механизм» государства, выявлена область их сходства и различия. Также освещена специфика взаимодействия  всех трех ветвей власти друг с другом в целом.

Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего рассмотрения и формирования наиболее конкретного определения понятий «аппарат государства» и «механизм государства».

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

 

 

1. Механизм и аппарат  государства

1.1 Понятие и структура  механизма государства

Для обеспечения выполнения функций в любом государстве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государственной власти, механизм государства.

Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организаций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

     Механизм государства  не только главное, но и определяющее  звено политической системы. Он  обеспечивает функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на процессы, про­исходящие в обществе.

     Современное государство  — скорее механизм согласования  неизбежно различных потребностей  и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, чем «аппарат насилия одного класса над другим».

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

     Структура механизма  государства многообразна и изменчива, в нее входят:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации - это такие подразделения механизма государства (его "материальные придатки"), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения - это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия - это  такие подразделения механизма  государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются  по своему правовому положению  в механизме государства. В зависимости  от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.3

     Элементом (ячейкой) механизма  государственной власти является  человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяются, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства массовой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закрепленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством.4

Характерные черты механизма государства:

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.5

 

1.2 Понятие и структура  государственного аппарата

Механизм государства является материальным выражением государства, в основе которого находится  государственный аппарат -  система государственных органов.

    Государственный аппарат  является основным субъектом  воплощения государственной власти: посредством его органов государство осуществляет возложенные на него задачи, организует и охраняет общественные отношения. Как подчеркивал К. Маркс: «Существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого физического воплощения, она представляет собой, лишь тень, воображение, простое назначение». Стало быть, государственный аппарат - это воплощение, выражение государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками.6

В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей. Среди сторонников данной точки зрения следует назвать Э.П. Григониса, С.И. Игонькину, И.П.Антонова, В.В. Гибова и ряд других. Одним из первых данную позицию выразил Г.А. Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизм государства употребляется наряду с термином "государственный аппарат", однако, лучше определяется суть этого явления не в статике, а в движении». Наиболее последовательно эта позиция была аргументирована Э.П. Григонисом, который обращался к лексическому значению слов "аппарат" как совокупности учреждений, обслуживающих какую-либо отрасль управления, и "механизм" как системы, где движение одного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия "государственный аппарат" и "государственный механизм" лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся в покое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении, в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государства Э.П.Григонис определяет как "функционирование, действие органов государства", что выражается в определенных способах, принципах функционирования системы государственных органов (государственного аппарата), во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.7

В основу создания и функционирования государственного аппарата положены принципы единства и разделения государственной власти.

Единство государственной власти предполагает, что независимо от того, каким органом осуществляется государственная власть, каково функциональное и иерархическое положение этого органа, власть осуществляется от имени всего народа страны, который выступает в качестве единственного источника государственной власти (ст. 3 Конституции РФ). Кроме того, в основу представлений о единстве государственной власти положена концепция государственного суверенитета, в соответствии с которой суверенитет государства сосредоточен в единой системе государственной власти (п. 3 ст. 5 Конституции РФ) и в этом смысле является неделимым.

Информация о работе Органы государственной власти