Байкальский филиал негосударственного
некоммерческого образовательного
учреждения высшего профессионального
образования
«Гуманитарный институт» (г.
Москва)
Реферат
на тему
Органы прокуратуры Российской
Федерации
По дисциплине: Правоохранительные
органы
Подготовила: Григорьева Нэля Андреевна
(Студентка Юридического факультета)
Содержание
Введение…………………………………………………………….
………...3
Глава 1.Понятие правоохранительной
деятельности……………………….5
1.1 Понятие правоохранительных органов………………………………...
6
Глава 2. Функции правоохранительных
органов………………………... …7
2.1 Нормативная база курса «Правоохранительные
органы РФ»…. …………………………………………………………………………
. …………8
2.2 Конституция Российской Федерации
– правовая основа деятельности правоохранительных
органов…………………………………………................9
Глава 3. Основные законы, регламентирующие
организацию правоохранительных органов……………………………………………………………...
10
3.1 Система, структура и организация органов
прокуратуры …………………………………………………………………………….............11
Заключение…………………………………………………………….
………13
Список используемой
литературы……………………………………………15
Введение.
Российская Федерация в соответствии
со ст. 1 Конституции РФ является демократическим,
федеративным и правовым государством.
Любая демократия, тем более право требует
системы своей защиты. При этом для защиты
государственной системы права требуется
иметь органы, обладающие специальной
компетенцией, имеющие целью защищать
систему права для блага человека, общества
и государства.
Уровень воплощения в жизнь
воли законодателя, реализации права показывает
не только степень авторитетности государства,
но и эффективность деятельности его органов
по обеспечению прав и свобод граждан.
В правовом государстве признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
является обязанностью государства. В
рамках реализации данной конституционной
нормы уголовно-процессуальное законодательство
закрепило, что уголовное преследование
и назначение виновным справедливого
наказания в той же мере отвечают назначению
уголовного судопроизводства, что и отказ
от уголовного преследования невиновных,
освобождение их от наказания, реабилитация
каждого, кто необоснованно повергся уголовному
преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком
понимании назначения уголовного судопроизводства
полнота обеспечения прав и свобод граждан
зависит не только от эффективности деятельности
органов правосудия, но и от состояния
правонарушений против правосудия.
Правосудие в Российской Федерации
осуществляется только судом (ст. 118 Конституции
РФ). Правоприменительные органы играют
особую роль в системе властных государственных
структур, поскольку являются важнейшим
инструментом реализации принципов законности,
справедливости и гуманизма.
Правоохранительная деятельность
– это деятельность государства в лице
его специально уполномоченных органов
по обеспечению законности, правопорядка,
охране прав и законных интересов общества,
государства, общественных и иных объединений
граждан, защите прав и свобод человека
и гражданина, борьбе с преступлениями
и другими правонарушениями, которая осуществляется
в установленном законом порядке посредством
применения в строгом соответствии с законом
мер юридического воздействия (в т. ч. мер
государственного принуждения)1.
Правоохранительные органы
- это совокупность специально уполномоченных
государственных органов, которые осуществляют
правоохранительную деятельность по обеспечению
законности, правопорядка, охране прав
и свобод человека2.
Таким образом, основная задача
правоохранительных органов согласно
Конституции РФ является охрана прав и
свобод человека, гражданина, которые
определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной,
исполнительной и судебной власти в России
в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные
органы являются неотъемлемой частью
нашего государства и нас самих.
1.Понятие правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность –
это один из видов государственной деятельности.
Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую
Федерацию как правовое государство. Это
означает, что государство в лице его органов
осуществляет свою деятельность на основе
норм права, обеспечивает верховенство
закона, охрану законных интересов личности,
взаимную ответственность государства
и граждан.
В ст. 2 Конституции России права
и свободы человека провозглашаются высшей
ценностью, а признание, соблюдение и защита
прав и свобод объявляются обязанностью
государства. Таким образом, государство
обязывает все свои органы, учреждения
уважать и соблюдать законные права и
свободы граждан. Все органы законодательной,
исполнительной и судебной власти должны
принимать меры для поддержания законности
и правопорядка в государстве. Строго
соблюдая законы, обеспечивая реализацию
своих прав гражданами, отстаивая законные
государственные интересы, государственные
органы тем самым косвенно участвуют в
правоохранительной деятельности, то
есть способствуют охране права от нарушений.
Однако это важная, но далеко не единственная
сторона деятельности большинства государственных
органов. В основном они решают конкретные
хозяйственные, культурные, социальные
задачи, для достижения которых они и создаются.
А для постоянной охраны права от нарушений,
для выявления, пресечения и предупреждения
правонарушений, применения различных
санкций к правонарушителям государство
создает специальные органы, для которых
правоохранительная деятельность является
главной. Эти органы уполномочиваются
особыми законами осуществлять правоохранительную
деятельность в установленной законом
форме.
Итак, правоохранительная деятельность в широком смысле
— это деятельность всех государственных
органов, обеспечивающих соблюдение прав
и свобод граждан, их реализацию, законность
и правопорядок. А в узком смысле –
это деятельность специально уполномоченных
органов по охране права от нарушений,
осуществляемая в установленной законом
форме.
- Понятие
правоохранительных органов.
Государство создает специальные
органы, основной целью которых является
защита права от нарушений, выявление,
пресечение и предупреждение правонарушений,
применение к правонарушителям мер принуждения.
Эти органы именуются правоохранительными.
Следует указать, что в законодательстве
нет понятия правоохранительного органа,
нет и перечня тех органов, которые относятся
к правоохранительным. В связи с этим в
юридической литературе выработан ряд признаков ,
которым должен соответствовать государственный
орган для того, чтобы его можно было считать
правоохранительным.
1. Правоохранительный орган уполномочивается
законом для осуществления правоохранительной
деятельности. Как правило, это закон,
специально посвященный задачам организации
и деятельности этого органа.
2. Правоохранительный орган
осуществляет свою деятельность не в произвольной
форме, а с соблюдением установленных
законом правил и процедур. Нарушение
этих правил сотрудниками правоохранительных
органов влечет дисциплинарную, административную,
материальную или уголовную ответственность.
3. Правоохранительные органы
в процессе своей деятельности имеют право
применять меры государственного принуждения
к лицам, допустившим правонарушение.
Эти меры различаются в зависимости от
компетенции органа и тяжести совершенного
правонарушения.
4. Законные и обоснованные решения,
принятые правоохранительными органами,
подлежат обязательному исполнению должностными
лицами и гражданами. Неисполнение этих
решений образует самостоятельное правонарушение,
влекущее дополнительную ответственность.
Традиционно к правоохранительным
органам относят суд, прокуратуру, органы
внутренних дел, органы предварительного
расследования, органы юстиции. В последние
годы в связи с развитием системы правоохранительных
органов к ним прибавились таможенные
органы, органы обеспечения безопасности,
органы налоговой службы, налоговой полиции.
Некоторые специалисты относят к правоохранительным
органам и такие негосударственные организации,
как адвокатура, частные охранные и детективные
службы.
2.Функции правоохранительных
органов.
Функции правоохранительных
органов – это основные направления их
деятельности. Функции, присущие правоохранительному
органу, определяют его организацию, структуру
и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные
функции : конституционный контроль,
осуществление правосудия, расследование
преступлений, исполнение судебных решений,
оперативно-розыскная деятельность, административная
деятельность, прокурорский надзор.
Некоторые правоохранительные
органы осуществляют только одну функцию.
Например, Конституционный Суд осуществляет
функцию конституционного контроля. Других
функций он не выполняет. А на другие органы
возлагается несколько функций. Так, органы
внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную
деятельность, расследование преступлений,
административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции
имеют право осуществлять только определенные
органы. Например, функцию прокурорского
надзора могут осуществлять только органы
прокуратуры. Другие же функции могут
быть возложены на несколько правоохранительных
органов. Оперативно-розыскная деятельность
осуществляется и органами внутренних
дел, и органами Федеральной службы безопасности,
и органами налоговой полиции, и еще некоторыми
другими органами. Некоторые функции тесно
взаимосвязаны, зависят одна от другой.
Функция предварительного расследования
предшествует осуществлению правосудия,
а функция исполнения судебных решений
следует только после судопроизводства.
Наиболее значимой является
функция осуществления правосудия. Соответственно,
и суд занимает в системе правоохранительных
органов главенствующее место. Именно
суду принадлежит право принимать окончательные
решения по уголовным и гражданским делам.
Многие другие функции являются обслуживающими
по отношению к функции осуществления
правосудия.
Поскольку сосредоточение в
одном органе нескольких правоохранительных
функций отрицательно сказывается на
законности его деятельности, в последние
годы наблюдается процесс рассредоточения
правоохранительных функций между различными
органами.
2.1 Нормативная база курса «Правоохранительные
органы РФ».
Нормативной базой курса «Правоохранительные
органы Российской Федерации» является
система правовых актов, регулирующих
организацию и деятельность правоохранительных
органов. Главенствующее место принадлежит Конституции
Российской Федерации , обладающей
высшей юридической силой. Все другие
законы РФ должны ей соответствовать,
не противоречить. В Конституции РФ определены
место и роль в государственном механизме
Конституционного Суда РФ, Верховного
Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ,
изложены основные принципы правосудия,
основные обязанности государства по
отношению к своим гражданам, являющиеся
также и обязанностями правоохранительных
органов, указаны основы организации и
деятельности прокуратуры.
Следующую иерархическую ступень
занимают федеральные
конституционные законы , принятые
в развитие конституционных положений.
Некоторые из них носят комплексный характер,
такие как законы о статусе судей, о прокуратуре,
о налоговой полиции. Другие касаются
более узких сторон деятельности правоохранительных
органов, например, закон «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан».
Еще одну группу документов
составляют законы ,
которыми вносятся изменения и дополнения
в уже действующие нормативные акты, например,
закон «О внесении изменений и дополнений
в закон Российской Федерации „О прокуратуре
Российской Федерации“».
Далее следуют указы
Президента РФ , поскольку в ст. 90 Конституции
РФ сказано, что указы и распоряжения Президента
РФ не должны противоречить Конституции
и федеральным законам.
2.2 Конституция Российской
Федерации – правовая основа деятельности
правоохранительных органов.
В Конституции РФ содержится
ряд положений, имеющих принципиальное
значение для всех правоохранительных
органов, и нормы, относящиеся к конкретным
правоохранительным органам. Разумеется,
Конституция РФ закрепляет только наиболее
важные вопросы организации и деятельности
правоохранительных органов. Конституционные
положения конкретизируются в иных законах,
которые должны в обязательном порядке
соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила
человека, его права и свободы высшей ценностью
и определила обязанностью государства
защищать их. Эта обязанность лежит и на
всех государственных органах как части
государственного аппарата.
Конституция РФ содержит ряд
статей, являющихся принципами осуществления
правосудия (осуществление правосудия
только судом, независимость судей, участие
граждан в осуществлении правосудия и
др.). Большинство из них получили свое
развитие в других законах. В то же время
ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее
полную формулировку презумпции невиновности,
которая не воспроизведена еще в других
законах. Более того, в Конституции РФ
сформулирован еще ряд положений, вытекающих
из этого принципа и имеющих принципиальное
значение для деятельности правоохранительных
органов:
обвиняемый не обязан доказывать
свою невиновность;
неустранимые сомнения в виновности
лица толкуются в пользу обвиняемого;
при осуществлении правосудия
не допускается использование доказательств,
полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы
более четко, нежели сходные положения
в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной
власти. В ней определяется, каким путем
осуществляется судебная власть, каким
требованиям должны соответствовать кандидаты
на должность судьи, порядок образования
и формирования Конституционного Суда
РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного
Суда РФ.
Некоторые нормы Конституции
РФ имеют прямое действие – ими руководствуются
при осуществлении конкретной правоохранительной
деятельности
3. Основные законы, регламентирующие
организацию правоохранительных органов.