Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 13:11, реферат

Описание работы

Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни.

Содержание работы

Введение
1. Гражданство как государственно-правовой институт
2. Основополагающие принципы гражданства
3. Регламентация принципов гражданства
4. Институт двойного гражданства
5.Защиты государством интересов своего гражданина, находящегося за рубежом
6. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Grazhdanstvo_RF.docx

— 35.54 Кб (Скачать файл)

В законе сохранена преемственность многих выдержавших проверку временем принципов гражданства (единое и равное гражданство; сохранение своего гражданства, гражданами РФ, проживающими за пределами нашего государства; невозможности лишения гражданина РФ гражданства или права изменить его; невозможности выдачи гражданина России иностранному государству; предоставления государственной защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за рубежом). С учетом негативной практики советского периода Законе закреплено, что гражданин РФ не может быть выслан: за пределы Российской Федерации. Наше государство будет благожелательно относиться и даже поощрять приобретение российского гражданства проживающими на территории России лицами без гражданства. Впрочем, это весьма распространенная международная практика: каждое государство должно стремиться к сокращению числа лиц без гражданства.

Вместе с тем, новый закон отказался от ряда важных положений, закрепленных в Законе РФ 1991 г. В частности, раньше признавалось, что если гражданин РФ постоянно проживает на территории республики в составе РФ, то он одновременно является и гражданином этой республики. Сейчас в законе вообще нет упоминания о гражданах республик в составе РФ. А ведь таких республик не одна и не две, а 21. Если о суверенитете этих республик как одной из характеристик их государственности высказываются различные точки зрения, то о наличии у республик гражданства дискуссий нет - это общепризнанный и непременный атрибут любого государства. Независимо от того, какими политическими мотивами руководствовались депутаты нашего парламента, умалчивая о гражданстве республик в составе Российской Федерации, очевидно, что этот вопрос, таким образом нельзя снять с повестки дня, и он еще ждет своего законодательного оформления.

4. Институт  двойного гражданства

Серьезным изменениям в новом законе подвергся институт двойного гражданства.

Раньше Российская Федерация обеспечивала довольно жесткий контроль за процессами, связанными с приобретением гражданами России двойного гражданства. Необходимость такого контроля во многом объясняется стремлением государства к гражданской устойчивости, более четкому, прежде всего с правовой точки зрения, отношению государства и граждан в сфере уплаты налогов, выполнения гражданами своих иных конституционных обязанностей. Впрочем, у любого государства здесь имеются свои интересы, которые оно призвано защищать.

Двойное гражданство  официально признано в Италии, Израиле. США, ФРГ, Испании и в ряде других государств. В некоторых странах даже главы государств и правительств имеют двойное гражданство. Вместе с тем, во многих государствах осуществляется политика, направленная на сокращение случаев принадлежности одного лица к нескольким гражданствам. Еще в 1930 г. в Гааге была принята Конвенция об урегулировании коллизии в национальных законах о гражданстве. Уже в преамбуле этого документа говорилось о стремлении договаривающихся государств к ликвидации без гражданства и двойного гражданства. В 1963 г. Советом Европы была принята Конвенция об уменьшении случаев многогражданства и о воинской службе лиц, имеющих несколько гражданств. Применительно к воинской службе Конвенция предусматривала порядок несения такой службы лицами, обладающими двойным гражданством, только в одном из государств, предоставивших ему свое гражданство.

Несмотря на то, что двойное гражданство имеет  сегодня явную тенденцию к  расширению, оно порождает ряд  серьезных проблем, как для государств, так и для лиц с двойным  гражданством (бипатридов). Ведь если гражданин  должен исполнять определенные обязанности  сразу перед двумя государствами, то одно это обстоятельство содержит в себе большой конфликтообразующий потенциал. Конечно, государства пытаются между собой договориться посредством заключения двухсторонних соглашений, в частности, но вопросам воинской службы бипатридов. Чаще всего устанавливается, что гражданин может служить в армии того государства, на территории которого он проживает постоянно к достижению призывного возраста или возраста, необходимого для несения воинской обязанности на контрактной основе. Таким образом, лицо освобождается от несения воинской службы в другом государстве, гражданином которого он является.

5. Защиты  государством интересов своего гражданина,

находящегося  за рубежом.

Не менее важна  и проблема защиты государством интересов  своего гражданина, находящегося за рубежом. В соответствии с Гаагской конвенцией 1930г. дипломатическая защита интересов  бипатрида одним государством может  осуществляться во всех иных государствах, кроме того, которое также предоставило этому лицу статус своего гражданина. Например, российско-американского  гражданина Россия может защищать во всем мире, кроме США, и наоборот.

Однако и такой  подход всех проблем не решает, что  особенно ярко проявляется на примере  россиян, проживающих в бывших республиках  СССР. Если бы России удалось договориться с этими республиками по вопросам двойного гражданства и принять  соответствующие документы, как  она это сделала с Туркменистаном и Таджикистаном, то положение многих русскоязычных граждан удалось  бы существенно облегчить. Пока же законы Прибалтийских государств прямо запрещают двойное гражданство. Но и институт двойного гражданства не может решить все межгосударственные и межнациональные проблемы. Нередко из-за отсутствия необходимых условий в РФ для приема русских из других республик СНГ люди не ставят перед собой цель двоегражданства, а стремятся получить гражданство страны проживания, что подчас происходит в процедурах весьма дискриминационного характера. Есть и еще одна сложность, недооценивать которую нельзя. Речь идет о неконтролируемой миграции в Россию. Установление двойного гражданства совсем не исключает приток в Россию не только русских, но и представителей так называемых "титульных" наций других государств. Причины этого процесса очевидны, если принять во внимание более высокий уровень экономических и социальных условий жизни в России по сравнению со многими другими странами СНГ.

Социологические исследования по вопросам гражданства, проведенные  в последние годы в странах  СНГ, убеждают в том, что большинство  русскоязычных граждан высказывается  в пользу получения двойного гражданства: России и того государства СНГ, на территории которого они сейчас проживают. Для них это, прежде всего более  тесная связь с исторической Родиной, большая свобода в выборе жизненных  перспектив, большая социальная защищенность.

Когда гражданин  иного государства выражает желание  приобрести гражданство Российской Федерации - это одна правовая ситуация, связанная с институтом двойного гражданства. Не меньший, а может быть и больший интерес представляет ситуация, когда гражданин России приобретает гражданство другого государства.

Состояние двойного гражданства появлялось у некоторых граждан России, в частности, в результате признания иностранным государством своим гражданином лица, родившегося на территории данного государства; автоматического распространения гражданства мужа на его жену и др. Однако, в тот период Россия не признавала такие основания возникновения двойного гражданства для своих граждан.

Конечно, тот факт, что гражданин России, приобретший  иное гражданство и заявивший  таким образом о своей устойчивой правовой связи иностранным государством, уже находится в устойчивой правовой связи РФ порождает ряд серьезных правовых последствий, как для гражданина, так и для РФ. Государство сейчас делает вид, будто ничего не произошло, и считает такого гражданина только гражданином Российской Федерации. Однако другая сторона правовых отношений гражданства - сам гражданин, приобретая иное гражданство, явно не хочет быть гражданином только Российской Федерации. Хорошо, конечно если среди его приоритетов как гражданина нескольких государств будут преобладать интересы гражданина России, и вся его деятельность будет направлена во благо интересам России.

Отвечает ли закрепленная в новом законе политика по вопросу  двойного гражданства интересам  самого государства? Представляется, что  с учетом изложенных выше рассуждений  о двойном гражданстве, на этот вопрос можно ответить в большей степени  положительно, нежели отрицательно. Значительно  больший интерес институт двойного гражданства представляет для бизнесменов, чиновников разных уровне, представителей криминального мира и др. Ситуация, закрепленная в закон здесь как нельзя лучше. Ведь сейчас никто не спросит, почему, на каком основании, а может быть, и за какие заслуги перед другим государством, приобретает, или приобрел россиянин иное гражданство?

Принятие изменений  в Закон «О гражданстве РФ»  в 2013 году не внесли особой ясности  в систему принятия гражданства, а лишь поставило новые вопросы.

Например, изменения  ст.41.1 п.5 гласят: «Лица, указанные в настоящей статье, не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, незаконное осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации или нарушение иммиграционных правил, если такие нарушения были выявлены в связи с подачей данными лицами заявления о признании их гражданами Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или о выдаче вида на жительство». Соответственно, сразу возникает ряд вопросов: Если всего лишь обратились с заявлением? А если Законом они не могли быть признаны? А если законом признавались и признаются? Когда и кем они лишены статуса гражданина? Заключением отдела ФМС РФ? И на каком основании тот же отдел признает наличие у них гражданства, и что мешало «признать» его раньше?

Большинство вопросов та и остаются без ответов.

6. Основания приобретения гражданства Российской Федерации

Закон «О гражданстве  РФ» содержит перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации. Российское гражданство можно приобрети:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим федеральным  законом или международном договором Российской Федерации.

Поправки к Закону «О гражданстве РФ» ставит много  вопросов об основании приобретения гражданства, но они приняты, сто  подразумевает начало новой коррупционной вакханалии по приобретению гражданства РФ. При этом продолжится антиконституционное лишение гражданства коренных россиян, так как его узаконят внесённые новации в Закон «О гражданстве РФ». Абсурдное новое основание приобретения гражданства: лишение статуса гражданина, после чего лишённый должен подать заявление о признании его гражданином. В случае не подачи заявления, или отказа в признании - депортация. Куда?

А как насчёт пятилетнего срока давности, установленного в ст. 24 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации"». А очень просто. Конституционное Собрание посчитало, что статья 24 Закона 1991 года относится только к приему в гражданство РФ и никак не относится к регистрации гражданства РФ по ст. 18 и уж тем более никак не относится к факту выдачи паспорта.

Но регистрация - это приобретение того, чего не было, и приём - приобретение того, чего не было, следовательно, и приобретение и регистрация - это приём. Вот «в порядке признания и «по рождению» это не приём, хотя и то, и другое равноценно приобретению, как и вся статья 12.

Где в Определении  исключение из ст.24 регистрации, где слово «только», и «не распространяется». Это определение не о толковании ст. 22 ФЗ, и ст.24 (1991г.), а о том, что они не нарушают прав некоторых лиц, а кроме этого, вот что сказано: «Указанная норма, как видно из ее содержания, распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (статья 3)» - «для приобретения»!

 

Заключение

Гражданство - один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Понятие гражданства  определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, которая  выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности  и основывается на признании и  уважении достоинства, основных прав и  свобод человека.

Гражданство - правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории.

Гражданином государства  лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и  государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи  основаны на юридическом оформлении отношений гражданства, которое  выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом  оформлении гражданства каждого  данного лица.

Общее правовое нормирование заключается в том, что государство  устанавливает основания, по которым  то или иное лицо признается гражданином  государства, а также основания  приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

В отношении каждого  человека гражданство юридически оформляется  документами, подтверждающими его  гражданство.

Принятие изменений  в ФЗ «О гражданстве РФ» вызвало  волну отрицательных эмоций со стороны  граждан РФ. Таким образом, остается только надеяться, что всей поставленные вопросы по новым изменениям будут  четко прокомментированы нашим  правительством и оформлены законодательно.

Информация о работе Основания приобретения гражданства Российской Федерации