Нормы уголовного права строго
карали преступников, совершавших надругательства
над трупами. Тела жен знатных людей и
тела красивых женщин начинали бальзамировать
только через три или четыре дня после
смерти. Так поступали для того, чтобы
бальзамировщики не совокуплялись над
ними. Геродот приводит свидетельство
такого преступления.14
Суровый закон преследовал
и многочисленных преступников, расхищавших
царские гробницы. В Древнем Египте это
зачастую совершалось организованными
шайками разбойников. Первые известные
нам ограбления некрополя произошли на
14 году правления Рамсеса IX (1126-1108 гг.до
н.э.). Число ограблений гробниц увеличивалось
в период государственных смут.
Пытаясь испугать преступников,
на гробницах выбивали предупреждения
тем, кто войдет в гробницу: «Того, кто
содеет подобное против того-то, да сожрет
его крокодил в воде, да укусит его змея
на земле! Никогда ему не совершат (погребальных)
церемоний. Сам Бог осудит его.» Но далеко
не всегда подобные заклинания останавливали
воров.
Сохранился допрос преступников,
обокравших захоронение фараона Себекемсафа.
Каменотес по имени Аменпанефер сговорился
с 7 другими ремесленниками и перевозчиком.
С помощью медных орудий они прорубили
в пирамиде узкий лаз. Пробравшись в пирамиду,
забрали все золото, серебро, медь и драгоценности.15
К уголовным преступлениям
относилось и оскорбление должностного
лица. Также жестоко наказывались должностные
преступления.16
Существовал закон, по которому
чиновника совершившего правонарушение,
лишали должности, низводя до простого
ремесленника, и сурово наказывали не
только его самого, но и его детей.
Нормы уголовного права предусматривали
наказание за совершение преступления
военнослужащими.
За отцеубийство предусматривалась
мучительная казнь- у убийцы вырывались
куски мяса с последующим сожжением преступника.
Убийство священных животных
(ирбиса, ястреба и т.д.) каралось смертной
казнью. За неумышленное убийство- выплачивался
штраф, установленный жрецами. Убийство
кошки рассматривалось, как тяжкое преступление.17
Подводя итог, следует отметить,
что в Древнем Египте была довольно развитая
правовая система. В дошедших до нас исторических
источниках в качестве уголовных преступлений
также упоминаются: фальшивомонетничество,
подлог, ложный донос, нарушение врачом
правил лечения и кража рабами чужого
имущества.
§3. Международное
право
В правовой системе Древнего
Египта зарождались нормы международного,
как публичного, так и частного права.
Дошедший до нас международный договор
был заключен в 1272 г.до н.э. между египетским
фараоном Рамсесом II (1279-1212 гг. до н.э.) и
хеттским царем Хетасаром. Соглашение
состояло из 18 параграфов, написанных
на серебряной таблице. Данный договор
устанавливал «мир и братство навеки»
между Египтом и Хеттским царством. Документ
заканчивается проклятием в адрес того,
кто нарушит это соглашение.18
Важными элементами в заключении
международных отношений был обмен личными
подарками между главами государств и
отправление родственников, детей царя
в качестве заложников.
Во II тысячелетии до н.э. в Древнем
Египте сложилась дипломатическая служба,
сформировалась профессия послов. Послы
как представители главы государства
считались неприкосновенными. Основной
их задачей было ведение переговоров для
заключения международных договоров.
В истории дипломатической службы Древнего
Египта бывали случаи совершения насилия
в отношении ее посланников, удержании
их в качестве заложников.
В качестве закрепления международных
договоров заключались династические
браки. Характерным для таких браков является
их односторонний характер.19
Достаточно развитым было и
международное частное право. В период
Нового царства в Амарнских письмах между
Египтом и Кипром рассматривается вопрос
о выдаче имущества кипрского гражданина,
умершего в Египте.20
Древнеегипетские фараоны также
заключали многочисленные торговые соглашения
с соседними государствами, а также с представителями
различных африканских народов.
§4. Судебный процесс
Суд над преступниками в Древнем
Египте во многом напоминал суд богов
над грешниками. После смерти человек
согласно древнеегипетской мифологии
попадал в загробный мир. Он представал
перед судом в составе 42 богов, каждый
из которых отвечал за определенный грех.
Председательствовал на суде
бог Осирис. Усопший должен был сказать
в свое оправдание определенные фразы.
Оправдательная речь на судебном процессе
была подробно изложена в «Книге мертвых».
Большую роль в загробном суде
Осириса играла богиня справедливости
Маат. 21
Виновных в преступлении суд
приговаривал к различным наказаниям:
палочные удары, отрезание носа и ушей,
продажа в рабство, денежный штраф, заключение
в тюрьму, исправительные работы.
Судебное разбирательство начиналось
после жалобы потерпевшего за исключением
государственных преступлений. Судопроизводство
было письменным. Приговор не содержал
указаний мотивов преступлений. Во время
следствия широко применялись пытки.
Главной целью судебного разбирательства
было пресечение повторного преступления.
За совершенные преступления наказывали
телесными мучениями, членовредительством,
обращали в рабство. Обычно приговоренного
преступника били палкой. Смертная казнь
применялась в форме отсечения головы,
распятия или погребения заживо.
В Древнем Египте трупы казненных
выставляли на столбах и на стенах городов.22
Фальшивомонетчикам отрубали
обе руки, виновных в выдаче государственной
тайны лишали языка, подделывателю документов
или мер и весов отрубали одну руку.
Часто в Египетских судах творились
грубые нарушения закона. Пытаясь прекратить
бесчинства в судах, фараоны издавали
распоряжения, ужесточающие ответственность
судей, совершивших преступление.
В столице находилась высшая
судебная инстанция «Шесть Великих Домов».
Высшая судебная власть принадлежала
верховному судье. Носителе высшей юрисдикции
считался фараон. В одном из обращений
к нему звучало: «Ты весы… Твой язык- стрелка
весов, твое сердце- гири, твои уста- коромысло».23
Высшие судебные функции, помимо
фараона, осуществлял и джати. В Новом
царстве джати подчинялась коллегия судей,
состоящая из 30 судей.
Высший царский суд вершил правосудие
на основании писаного закона- кодекса,
состоящего из 8 книг.24
Во время судебного разбирательства
около визиря должны были располагаться
40 свитков с законами, на основании которых
он выносил вердикт.
Мелкие уголовные дела рассматривались
на местах, крупные слушались с участием
фараона.
Также принимали участие в судопроизводстве
жрецы. Жреческий суд рассматривал религиозные
преступления. Состав суда «присутствий»
состоял из жрецов. Решение жреца- оракула
не могло быть оспорено.
Судебный процесс был
закрытым, носил обвинительный характер
с устным выступлением сторон
и с письменным или вербальным
свидетельствами.
Существовали военные суды,
располагавшиеся в районе дислокации
военного подразделения. Председателями
военного суда были глава нома и командир
отряда.
Для подданных суд был бесплатным.
Основными категориями дел в судах были
финансовые и налоговые. Ежегодно все
египтяне были обязаны объявить в столице
нома о своем имени, местожительстве, имуществе
и доходах- исходя из заявленной информации,
исчислялись продуктовые и натуральные
повинности.
Во время судебного процесса
приносилась присяга, применялись пытки.
При проведении судебного разбирательства
подсудимых били по спине, ладоням, стопам.
Процесс по уголовным и гражданским делам
проходил одинаково и начинался по жалобе
потерпевшего.
Все судебные дела хранились
в архивах. Копии всех провинциальных
архивов, межевых документов и контрактов
посылались к визирям. Каждый проситель,
обращавшийся к царю, был обязан подать
свое прошение письменно в канцелярию
визиря.25
В Древнем Египте существовали
тюрьмы, представлявшие собой административные
и хозяйственные поселения преступников
специально привлеченных к работе с ними
«царских людей». Осужденные выполняли
там самые тяжелые работы.
Подводя итог вышесказанному,
следует еще раз подчеркнуть, что на развитие
и формирование правовой системы Древнего
Египта значительно повлияла религия.
Эволюция этих систем в течение всей истории
древнеегипетской цивилизации ни на минуту
не прекращалась, благодаря чему их можно
определить как достаточно развитые, соответствовавшие
своему времени правовые институты.
Заключение
Древний Египет, наряду со странами
Шумер и Древней Индией, является колыбелью
человеческой цивилизации. Египет оставил
потомкам огромное наследие в виде памятников,
великую науку и культуру, на тысячелетия
запечатлённую в камне и на пожелтевших
страницах папируса.
Исследуя Древний Египет, его государство
и право, мы можем прийти к выводу, что на
основании Египетской цивилизации зарождалась
и Европейская культура. Процесс заимствования
достижений происходил на протяжении
тысячелетий и постепенно более древняя
– Египетская цивилизация, послужила
примером для Греческой, а впоследствии
и Римской цивилизаций.
История государственности
как таковой, берёт своё начало с появления
первых государств в Египте, Междуречье
и долине Инда и Ганга. Опыт этих стран
бесценен для последующих поколений, поскольку
на сегодняшний день человеческая цивилизация
претерпевает небывалый взлёт и нам необходимо
внимательнее относится к примерам прошлого.
Не смотря на то, что осталось
чрезвычайно мало свидетельств далёких
событий древнеегипетской истории, мы
можем с полной уверенностью утверждать,
что уже в четвёртом тысячелетии до нашей
эры, в Египте существовала высокоразвитая
цивилизация, с молодым централизованным
государством, относительно развитым
правом и всеми атрибутами международной
державы.
Являясь образцом восточно-деспотического
государства, Древний Египет внёс неоценимый
вклад в мировую историю. Чем больше мы углубляемся в эту тему,
тем больше встаёт перед нами вопросов,
поскольку даже сегодня представляется
весьма проблематичной постройка таких
грандиозных сооружений как пирамиды
в Гизе или храмы в Карнаке. А египтянам
в условиях откровенно примитивного уровня
развития техники удалось возвести здания,
которые до сих пор поражают наше воображение.
Подводя итог данной работе,
следует что:
1.Древнеегипетская цивилизация имела
высокий уровень развития государства
и права, учитывая ту эпоху, в которой она
существовала.
2.Египтянам удалось создать одно из первых в мире крупных централизованных
государств, намного превзойдя успехи
соседних народов.
3.Являясь одной из Великих «речных»
цивилизаций (по аналогии – Нил, Тигр и
Ефрат, Инд и Ганг), Древний Египет, в практически
неизменном виде просуществовал не в пример
дольше других государств, что является
показателем общей успешности его истории.
4.Древний Египет заложил основы
эффективного государственного управления,
принцы местного самоуправления, фискальных
органов и государственного аппарата,
которые позволили проводить сложные
ирригационные и строительные работы,
контролировать большое по численности
население.
5.Древний Египет – образец
великого взлёта и падения цивилизации,
который стал показательным примером
для других стран мира и позволил им в
будущем тщательнее разрабатывать свою
внутреннюю и внешнюю политику.
Список использованной
литературы
- Книги одного автора:
- Авдиев В.И.Военная история
Древнего Египта.-М.,1959.
- Азаркин Н.М.Всеобщая история
юрипруденции.-М.,2003.
- Батыр К.И.Всеобщая история
государства и права.-М.,1995.
- Белова Г.А.Восточные пределы
Египта.-М.,1999.
- Богословский Е.С.Государственное регулирование социальной структуры Древнего Египта.-1981.
- Брестед Д.История Древнего
Египта.-Минск,2002.-Т.1.
- Буткевич О.В.Международное право Древнего Египта.-2000.
- Вебер М.Аграрная история древнего
мира.-М.,2001.
- Габалла А.Перекресток цивилизаций.-Курьер ЮНЕСКО.-1988.
- Геродот.История.-М.,1999.
- Графский В.Г.Всеобщая история
права и государства.-М.,2000.-Т.1.
- Егер О.Древний мир.-М.,2001.-С.28.
- Исаев И.А., Кнопов Г.С. История
государства и права зарубежных стран.
под ред. К.И.Батыра.-5-е издание.-М.2009.
- Монтэ П.Египет Рамсесов.-Смоленск,2002.
- Монтэ П.Египет Рамсесов.-Смоленск,2002.
- Румянцев О.Г.Энциклопедический
юридический словарь.-М.,1997.
- Суверов Е.В. Государство и право Древнего Египта. Учебное пособие.- Барнаул. Барнаульский юридический институт МВД России,2007.
- Суверов Е.В.Римское право.-Барнаул,2002.
1 Исаев И.А., Кнопов Г.С. История государства
и права зарубежных стран. под ред. К.И.Батыра.-5-е
издание.-М.2009.- С.14.
2 Суверов Е.В. Государство и право Древнего
Египта. Учебное пособие.- Барнаул. Барнаульский
юридический институт МВД России,2007.- С.18-34.
3 Суверов Е.В. Государство и право Древнего
Египта. Учебное пособие.- Барнаул. Барнаульский
юридический институт МВД России,2007.-С.35.
4 Исаев И.А., Кнопов Г.С. История государства
и права зарубежных стран. под ред. К.И.Батыра.-5-е
издание.-М.2009-.С.21-22.
5 Исаев И.А., Кнопов Г.С. История государства
и права зарубежных стран. под ред. К.И.Батыра.-5-е
издание.-М.2009.- С.22-23