Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:16, доклад
Конституционные характеристики российского государства
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с этими конституционными положениями Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя
Богучарский филиал ГОБУ ВО СПО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»
Доклад
по Конституционному праву
«Основные характеристики государства»
Выполнила: студентка
1 курса группы ПС - 113
Белик Юлии
Проверил: преподаватель
Ткачёва Н.Ю
Оценка:
«
« » 2010 г.
(подпись преподавателя)
Конституционные характеристики
российского государства
Основные конституционные
характеристики российского государства
содержатся в ст. ст. 1, 7 и 14 Конституции
РФ. В соответствии с этими конституционными
положениями Российская Федерация
является демократическим, федеративным,
правовым государством с республиканской
формой правления, а также социальным
и светским государством. Все эти характеристики
тесно взаимосвязаны между собой, равно
как и с другими основами конституционного
строя.
229
Провозглашение России демократическим
государством является принципиально
важным для страны с сильной авторитарной
традицией. Демократический характер
государства (от греч. demos и kratos — власть
народа) означает:
• единственным источником
власти в стране (и носителем суверенитета)
является многонациональный народ Рос-сии;
• власть в стране осуществляется
в соответствии с волей большинства при
соблюдении и охране прав меньшинства;
• власть в России формируется
и осуществляется в соответствии с демократическими
процедурами — посредством свободных
выборов и референдума.
Все это призвано обеспечить
признание и реальное осуществление прав
и свобод человека в стране на уровне международных
стандартов.
Статья 1 Конституции 1993 г.
провозглашает Россию федеративным государством.
Это означает, что из двух форм территориального
устройства (см. §3 гл. 6) — унитарной и федеративной
— в России избрана последняя. Федерализм
в нашей стране находится в стадии становления
— не в полной мере сложилась его концепция,
много проблемных вопросов ставит практика.
Обусловлено это тем, что у России нет
опыта подлинно федеративных отношений
— все предыдущие годы российское государство
де-юре (до 1918 г.) или же де-факто (в советский
период) было унитарным (несмотря на то
что все предыдущие российские конституции
также закрепляли федеративное устройство
страны). Принципы федеративного устройства
конкретизируются в некоторых других
статьях главы 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в главе
3 "Федеративное устройство" Конституции
РФ (подробнее об этом — в гл. 13 учебника).
К провозглашению Российской
Федерации правовым государством в ст.
1 Конституции некоторые ученые и практически
деятели отнеслись отрицательно, исходя
из того, что такому утверждению место
в лучшем случае в преамбуле основного
закона (т. е. это пока не данность, а лишь
цель, к
230 которой стремится Россия).
Конечно, современную Россию правовым
государством считать нельзя. Вместе с
тем после принятия Конституции 1993 г. в
нашей стране сложилась принципиально
иная правовая ситуация, позволяющая предполагать,
что возврата к прежнему анти правовому,
тоталитарно-му режиму уже не произойдет.
Конституция РФ полностью соответствует
характеристикам правового государства,
поскольку:
• признает основные неотчуждаемые
права и свободы человека в качестве высшей
ценности и закрепляет систему их гарантий
на уровне международных стандартов;
• закрепляет господство
права в жизни общества и государства,
верховенство Конституции и правовых
законов (и, соответственно, запрет неправовых
законов), связанность государства правом;
• устанавливает правовые
принципы и формы осуществления власти,
систему разделения власти ("по горизонтали"
и "по вертикали") и взаимодействия
различных ветвей и уров-ней власти.
Государство, становясь правовым,
превращается из аппарата властвования
в социальную службу для человека и общества,
выражающую их волю и действующую под
их контролем.
Формирование правового государства
— сложный и дли-тельный процесс. В пост
тоталитарной России сохраняется принципиальное
противоречие между конституционными
идеалами и реальностью, между формальной
и реальной конституцией. Страна должна
"дорасти" до своей Конституции, преодолев
прочные стереотипы правового нигилизма,
повысив правовую культуру граждан и властных
институтов всех уровней, сформировав
гражданское общество. Исходя из этого,
закрепление принципа правовой государственности
в основном конституционном тексте (т.
е. в качестве нормы прямого действия)
представляется обоснованным. Это следует
рассматривать незыблемой основой
и важной гарантией поступательного
движения России к правовому государству.
231
Закрепление в ст. 1 Конституции
РФ в качестве одной из основ конституционного
строя республиканской формы правления
означает:
• государственная власть
в России осуществляется толь-ко выборными
органами (либо органами и должностными
лицами, получающими властные полномочия
от тех или иных выборных органов); глава
государства получает власть от на-рода,
избирателей, а не по наследству;
• переход к другой — монархической
— форме правления (см. § 2 гл. 6) возможен
только принятием новой конституции страны;
посягательство на республиканскую форму
правления является антиконституционным
и преследуется по закону;
• монархическая форма правления
не может закрепляться (и даже упоминаться)
ни в одном из субъектов Российской Федерации.
Конституция РФ не дает четкого,
нормативно выраженного ответа на вопрос
о конкретной разновидности республиканской
формы правления в России. Российскую
Федерацию часто называют президентской
(или даже суперпрезидентской) республикой.
Однако анализ конституционных норм, закрепляющих
статус различных органов государственной
власти (см. гл. 4—7 Конституции РФ, § 1—5
гл. 15 учебника), их взаимодействие между
собой, позволяет сделать вывод: несмотря
на особое положение Президента РФ в системе
органов государственной власти, основным
законом в России закреплена полу президентская
(смешанная) республика. Президент РФ избирается
непосредственно избирателями, но парламент
при определенных условиях может отрешить
главу государства от должности; ведущая
роль в формировании Правительства РФ
принадлежит Президенту РФ, одна-ко ключевую
фигуру в Правительстве — его Председателя
— глава государства может назначить
только с согласия Государственной Думы;
Правительство РФ ответственно перед
Президентом РФ, но и Государственная
Дума может вы-разить недоверие (либо отказать
в доверии) Правительству;
232
при определенных условиях
Президент РФ вправе распустить Государственную
Думу. Именно смешанная республика ("полу
президентская республика", "республика
президентского типа") — преобладающая
форма правления в современном мире.
В дополнение к характеристикам,
данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 основного
закона провозглашает Россию социальным
государством. В отличие от конституций
ряда за-рубежных государств (ФРГ, Франции,
Турции, Испании и др.), где термин "социальное
государство" закреплен достаточно
давно, в российской Конституции 1993 г.
это понятие употреблено впервые. Понятия
социальной государственности и правовой
государственности не могут противопоставляться,
подлинное социальное государство может
быть только правовым. Более того, социальное
государство без правовой составляющей
допускает произвольное перераспределение
национального богатства в пользу социально
слабых, уравниловку, обширную систему
льгот и привилегий. Это ведет к порождению
иждивенческой идеологии населения ("государство
должно дать"), к потере жизнедеятельной
инициативы людей, к возложению на государство
обязанностей, которые надлежащим образом
выполнить весьма проблематично (в силу
неблагоприятной экономической ситуации).
Социальное же правовое государство
стремится к со-зданию равных возможностей
для всех членов общества, исключению
регулирования общественных отношений
по принципу привилегий, выступает гарантом
и защитником прав, свобод и интересов
не какой-то одной или нескольких социальных
групп, а всех граждан, всего общества.
При всей значимости социальной деятельности
государства важно видеть тот рубеж, переход
которого ведет к снижению активной деятельности
людей. Именно такой подход в социальной
поли-тике государства создает условия,
обеспечивающие достойную жизнь и свободное
развитие человека, гарантирующие удовлетворение
социально-экономических потребностей,
получение минимума социальных благ (обеспечивающего,
по
2крайней мере, существование,
не унижающее человеческое достоинство).
Основные направления социальной
политики Российской Федерации как социального
правового государства конкретизированы
в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ — охрана труда
и здоровья людей, установление гарантированного
минимального размера оплаты труда, обеспечение
государственной поддержки семьи, материнства,
отцовства и детства, инвалидов и пожилых
граждан, развитие системы социальных
служб, пенсионного обеспечения, пособий
и иных гарантий социальной защиты. Детализация
этих направлений осуществляется в отраслевом
законодательстве — гражданском, семейном,
жилищном, трудовом, пенсионном, социальном
и др. (см. раздел 7 учебника). Непосредственна
связь указанных положений и с социально-экономическими
и культурными правами человека в Российской
Федерации (см. § 3 настоя-щей главы).
Конституция РФ исходит из
того, что обеспечение достойной жизни
и свободного развития человека должно
быть также (а может быть, прежде всего)
делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости,
а суть социальной право-вой государственности
состоит в том, чтобы создать для этого
необходимые условия.
Рассмотренные выше конституционные
характеристики российского государства
дополняются положением ст. 14 Конституции
РФ, провозглашающим Россию светским государством
. Данный принцип закреплен в конституциях
многих зарубежных государств (США, Франция,
Испания, ФРГ, Бразилия, Турция, Япония
и др.). Но в мире есть государства, где
имеет место безраздельное господство
одной государственной религии. Таковы
некоторые мусульманские страны (Иран,
Саудовская Аравия и др.), где государственной
религией объявлен ислам. Здесь соединение
государства и религии определяет характер
государственного механизма (включая
деятельность судебной власти) и правовой
системы, правовой статус личности, специфику
брачно-семейных от-234
ношений и т. п. Кроме того,
в некоторых государствах, закрепляющих
светский характер, на конституционном
уровне говорится об особом статусе некоторых
религий и церквей (официальных, традиционных,
преобладающих и т. п.). Таково положение
католической церкви в Италии, англиканской
— в Великобритании, восточно православной
— в Болгарии и Греции, евангелической
— в Скандинавских странах, лютеранской
— в Дании, мусульманской — в Египте, иудейской
— в Израиле (в некоторых из этих государств
та или иная религия даже закрепляется
в качестве государственной, но при допустимости
и формально-юридическом равенстве других
религий). В этих государствах имеет место
своеобразная "мяг-кая" связь государства
и религии, проявляющаяся в государственной
поддержке последней.
Несмотря на особую, традиционно
сильную роль Русской православной церкви
в жизни российского общества (что про-является
и в некоторых нормативных положениях
и вызывает справедливую критику), Конституция
РФ устанавливает, что никакая религия
в нашей стране не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной,
а все религиозные объединения отделены
от государства и равны перед законом.
Конституция РФ в прямой постановке
не устанавливает отделение школы от церкви,
однако этот признак светского характера
российского государства закреплен в
отраслевом законодательстве — в федеральных
законах "Об образовании" и "О свободе
совести и о религиозных объединениях".
В России нормативно закреплен принцип
светского характера образования в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях;
предоставление религиозным организациям
возможности обучать детей религии в таких
учреждениях допустимо только вне рамок
образовательной про-граммы по просьбе
родителей или лиц, их замещающих, с согласия
детей и по согласованию с соответствующим
органом местного самоуправления.
235
В то же время светское государство,
будучи ограниченным свободой совести
и вероисповедания (подробнее об этом
— в § 3 настоящей главы), не вмешивается
в сферу духовной жизни индивида, исходя
из того, что вопросы конкретного вероисповедания,
выбора и распространения конкретных
религиозных убеждений, создания и деятельности
религиозных объединений — это сфера
духовной свободы и частной жизни, не подлежащая
государственному регулированию (но в
известных пределах, лишь постольку, поскольку
такая деятельность не затрагивает права
и свободы других лиц, в том числе детей).
Религиозное или атеистическое воспитание
в России рассматривается как вопрос частной
(семейной) жизни (неприкосновенность
которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Конституции)
и как неотъемлемое право родителей (гарантированное
ч. 2 ст. 38 Конституции).
Светское государство — такое
государство, которое во-обще безразлично
по отношению к религии, если последняя
остается в сфере духовной свободы и частной
жизни.
С рассмотренными характеристиками
российского государства тесно и непосредственно
связаны с конституционные принципы функционирования
(осуществления) публичной власти. Они
подробно освещаются в главе 14 учебника.