Основные характеристики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:16, доклад

Описание работы

Конституционные характеристики российского государства
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с этими конституционными положениями Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя

Файлы: 1 файл

Конституционные характеристики российского государства.docx

— 24.60 Кб (Скачать файл)

Богучарский филиал ГОБУ ВО СПО «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»


 


 

 

Доклад

по Конституционному праву

«Основные характеристики государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

                       1 курса группы ПС - 113

                      Белик Юлии

Проверил: преподаватель

                    Ткачёва Н.Ю

Оценка:

«                                 »

«      »                    2010 г.

                                          .

(подпись преподавателя)

 

Конституционные характеристики российского государства 
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с этими конституционными положениями  Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя. 
229 
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos — власть народа)  означает: 
• единственным источником власти в стране (и носителем  суверенитета) является многонациональный народ Рос-сии; 
• власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; 
• власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами — посредством свободных выборов и референдума. 
Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных стандартов. 
Статья 1 Конституции 1993 г. провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства (см. §3 гл. 6) — унитарной и федеративной — в России избрана последняя. Федерализм в нашей стране находится в стадии становления — не в полной мере сложилась его концепция, много проблемных вопросов ставит практика. Обусловлено это тем, что у России нет опыта подлинно федеративных отношений — все предыдущие годы российское государство де-юре (до 1918 г.) или же де-факто (в советский период) было унитарным (несмотря на то что все предыдущие российские конституции также закрепляли федеративное устройство страны). Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях главы 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ (подробнее об этом — в гл. 13 учебника). 
К провозглашению Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции некоторые ученые и практически деятели отнеслись отрицательно, исходя из того, что такому утверждению место в лучшем случае в преамбуле основного закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к 
230 которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему анти правовому, тоталитарно-му режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам правового государства, поскольку: 
• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов; 
• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом; 
• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти ("по горизонтали" и "по вертикали") и взаимодействия различных ветвей и уров-ней власти. 
Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем. 
Формирование правового государства — сложный и дли-тельный процесс. В пост тоталитарной России сохраняется принципиальное противоречие между конституционными идеалами и реальностью, между формальной и реальной конституцией. Страна должна "дорасти" до своей Конституции, преодолев прочные стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать  незыблемой основой и важной гарантией поступательного  движения России к правовому государству. 
231 
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает: 
• государственная власть в России осуществляется толь-ко выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов); глава государства получает власть от на-рода, избирателей, а не по наследству; 
• переход к другой — монархической — форме правления (см. § 2 гл. 6) возможен только принятием новой конституции страны; посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону; 
• монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов Российской Федерации. 
Конституция РФ не дает четкого, нормативно выраженного ответа на вопрос о конкретной разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4—7 Конституции РФ, § 1—5 гл. 15 учебника), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод: несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, основным законом в России закреплена полу президентская (смешанная) республика. Президент РФ избирается непосредственно избирателями, но парламент при определенных условиях может отрешить главу государства от должности; ведущая роль в формировании Правительства РФ принадлежит Президенту РФ, одна-ко ключевую фигуру в Правительстве — его Председателя — глава государства может назначить только с согласия Государственной Думы; Правительство РФ ответственно перед Президентом РФ, но и Государственная Дума может вы-разить недоверие (либо отказать в доверии) Правительству; 
232 
при определенных условиях Президент РФ вправе распустить Государственную Думу. Именно смешанная республика ("полу президентская республика", "республика президентского типа") — преобладающая форма правления в современном мире. 
В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 основного закона провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда за-рубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), где термин "социальное государство" закреплен достаточно давно, в российской Конституции 1993 г. это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения ("государство должно дать"), к потере жизнедеятельной инициативы людей, к возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма проблематично (в силу неблагоприятной экономической ситуации). 
Социальное же правовое государство стремится к со-зданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений по принципу привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. При всей значимости социальной деятельности государства важно видеть тот рубеж, переход которого ведет к снижению активной деятельности людей. Именно такой подход в социальной поли-тике государства создает условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирующие удовлетворение социально-экономических потребностей, получение минимума социальных благ (обеспечивающего, по 
2крайней мере, существование, не унижающее человеческое достоинство). 
Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве — гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. (см. раздел 7 учебника). Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации (см. § 3 настоя-щей главы). 
Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть также (а может быть, прежде всего) делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной право-вой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия. 
Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством . Данный принцип закреплен в конституциях многих зарубежных государств (США, Франция, Испания, ФРГ, Бразилия, Турция, Япония и др.). Но в мире есть государства, где имеет место безраздельное господство одной государственной религии. Таковы некоторые мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.), где государственной религией объявлен ислам. Здесь соединение государства и религии определяет характер государственного механизма (включая деятельность судебной власти) и правовой системы, правовой статус личности, специфику брачно-семейных от-234 
ношений и т. п. Кроме того, в некоторых государствах, закрепляющих светский характер, на конституционном уровне говорится об особом статусе некоторых религий и церквей (официальных, традиционных, преобладающих и т. п.). Таково положение католической церкви в Италии, англиканской — в Великобритании, восточно православной — в Болгарии и Греции, евангелической — в Скандинавских странах, лютеранской — в Дании, мусульманской — в Египте, иудейской — в Израиле (в некоторых из этих государств та или иная религия даже закрепляется в качестве государственной, но при допустимости и формально-юридическом равенстве других религий). В этих государствах имеет место своеобразная "мяг-кая" связь государства и религии, проявляющаяся в государственной поддержке последней. 
Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества (что про-является и в некоторых нормативных положениях и вызывает справедливую критику), Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. 
Конституция РФ в прямой постановке не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве — в федеральных законах "Об образовании" и "О свободе совести и о религиозных объединениях". В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в таких учреждениях допустимо только вне рамок образовательной про-граммы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления. 
235 
В то же время светское государство, будучи ограниченным свободой совести и вероисповедания (подробнее об этом — в § 3 настоящей главы), не вмешивается в сферу духовной жизни индивида, исходя из того, что вопросы конкретного вероисповедания, выбора и распространения конкретных религиозных убеждений, создания и деятельности религиозных объединений — это сфера духовной свободы и частной жизни, не подлежащая государственному регулированию (но в известных пределах, лишь постольку, поскольку такая деятельность не затрагивает права и свободы других лиц, в том числе детей). Религиозное или атеистическое воспитание в России рассматривается как вопрос частной (семейной) жизни (неприкосновенность которой гарантируется ч. 1 ст. 23 Конституции) и как неотъемлемое право родителей (гарантированное ч. 2 ст. 38 Конституции). 
Светское государство — такое государство, которое во-обще безразлично по отношению к религии, если последняя остается в сфере духовной свободы и частной жизни. 
С рассмотренными характеристиками российского государства тесно и непосредственно связаны с конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти. Они подробно освещаются в главе 14 учебника.


Информация о работе Основные характеристики государства